Украинский конфликт и политический спор России и Запада привели к взаимным санкциям, ограничению товаропотока и росту курса валют по отношению к рублю. Ближайшие северо-западные соседи России (и особенным образом Финляндия) страдают не только от невозможности продавать сюда свои товары. Число туристов, которые едут к ним, тоже снижается, и тратят они намного меньше, чем раньше.

Финские бизнесмены, владельцы магазинов и супермаркетов говорят о заметном снижении объема покупок россиянами. Число посетителей из России снижается не так заметно, но вот денег в магазинах они стали тратить чуть ли не вдвое меньше. Число пересечений границы, по официальным данным, сократилось в сравнении с прошлым годом примерно на 10%.

Чуть более оптимистичные данные — у чиновников. Мэр Лаппеэнранты Киммо Ярва рассказал, что в этом году количество туристов из России в управляемом им городе сократится на 20%: в прошлом году их было 1,8 миллиона человек (90% всех туристов), в этом году будет не более 1,4 миллиона человек. По оценке мэра, тратить стали тоже на 20% меньше.

Не помогает и система taxfree — спрос на нее среди россиян, по данным Global Blue, в этом году упал на 30%. Поскольку граждане России — это 4/5 рынка, такое снижение является весьма болезненным.

Владельцы и управляющие коттеджными поселками тоже говорят о снижении интереса со стороны граждан России. Это болезненный для рынка процесс: россияне обеспечивают, по разным данным, от 80 до 90% спроса. Спрос стал падать летом, и осенью этот процесс продолжился.

Если в прошлые годы коттеджи на новогодние праздники были забронированы еще в начале осени, то в этом году места есть и в середине октября. Объем предварительных заказов сократился примерно на треть.

Все эти данные не вызывают удивления. Первое, на чем начинают экономить люди, — это необязательные расходы. Визиты в Финляндию вследствие роста евро из недорогих превратились в недешевые, и от них просто отказались. Страдающей (в экономическом смысле слова) стороной оказалась Финляндия.

Как рассказали в Российском союзе туриндустрии, в меньшей степени страдает «настоящая», то есть северная Финляндия. В южной части страны уже слишком многие говорят по-русски. На финскую подлинность некоторый спрос сохраняется. К тому же она дороже, а одна из особенностей экономических проблем-2014 состоит в том, что сильнее всего страдает средний, а не премиум-класс.

Участники рынка говорят, что снижается в первую очередь экономкласс, и не только на финском направлении. Президент компании «Натали Турс» Владимир Воробьев рассказал, что европейские отельеры сокращают квоты мест для российского рынка — из-за значительного падения спроса в этом году.

Однако финские участники рынка не склонны опускать руки. После введения Россией продовольственных санкций они заявили о намерении активнее развивать гастрономический туризм. Еда — хороший способ почувствовать жизнь региона, к тому же визиты на фермы могут быть интересными. Финская ассоциации производителей продуктов питания уже приглашала к себе российских туроператоров для знакомства с контекстом.

В Котке, по данным fontanka.fi, не отказываются от планов строить комплекс магазинов распродаж, рассчитанный в первую очередь на граждан России. Инвестиции в проект могут составить до 250 млн евро. Мэр Котки Хенри Линделеф говорит, что кризисы приходят и уходят, а туристы после кризиса вернутся.

Не пересматривают пока свои планы и чиновники. Этой осенью в России откроются 7 новых представительств консульства, где можно будет подать заявление на визу. Это Уфа, Иркутск, Вологда, Псков, Новгород, Выборг и Калининград. Чтобы потенциальным туристам было удобнее, Финляндия делает визы ближе.

Многие потенциальные туристы до самого последнего момента откладывают принятие решения о том, ехать ли в Финляндию на новогодние праздники. Определенную роль играет и череда банкротств турфирм. Бронирование коттеджей имеет к проблемам турфирм мало отношения, но туристы в такие тонкости не вникают.

Решать будут «по ситуации»: основную роль будет играть курс валют, туроператоры рассчитывают, что рубль хотя бы прекратит падать. Сейчас ситуация остается подвисшей: итоговое снижение новогоднего спроса может оказаться менее значительным, чем кажется сейчас, но может превратиться и в настоящий обвал.

В борьбе за петербургского туриста (а это ¾ всего потока из России) у Финляндии этой осенью появился неожиданный конкурент — Москва. Тамошние чиновники заявили, что рассчитывают обеспечить рост посещаемости города за счет петербуржцев. Начальник отдела развития туризма Александр Колесников рассказал, что столицу будут рекламировать в метро, на радио и в интернете. В Москве всегда было несравнимо более интересно, чем в Финляндии, а теперь озерной стране не удастся и выехать на скидках.

Эксперты рынка склонны воздерживаться от прогнозов — слишком уж быстро и непредсказуемо меняется ситуация. Но в любом случае, если не произойдет быстрой и радикальной нормализации отношений (что маловероятно), спрос граждан России на отдых в Европе будет постепенно снижаться, и снижение может в любой момент превратиться в обвал — если будет пройдена очередная финансовая или политическая «точка невозврата».