Армянский «НЕмайдан»
Как ни старались организаторы многотысячного митинга, который прошел 10 октября в центре армянской столицы, донести до Москвы, что они не протестуют против вступления Армении в Евразийский Союз, не получилось. Вернее, не совсем получилось.
Одного выступления было достаточно, чтобы в российской прессе появились заголовки, как этот: « В Ереване 20 тыс. человек вышли на митинг против вступления Армении в ЕАЭС» (Коммерсант, 10 октября).
И хотя лидеры основных оппозиционных партий «Процветающая Армения» и Армянский Национальный Конгресс
Впрочем, для непраздных наблюдателей должен быть понятен тот посыл, который послали Москве и Левон Тер-Петросян и Гагик Цатурян. В частности, в интервью «Независимой газете» лидер «Процветающей Армении» накануне митинга 9 октября сказал, что, «люди требуют положительных перемен в своей жизни, и это никак не связано ни с Россией, ни с Западом». А первый президент Армении и лидер АНК Левон Тер-Петросян во время митинга заявил, что «на самом деле в политической повестке Армении такого вопроса не существует, потому что присоединение Армении к Евразийскому экономическому союзу отныне является необратимым фактом. А конвульсивные действия двух-трех десятков человек по этому поводу уже превращаются в фарс, поскольку эти два-три десятка человек, кроме того, что вносят смуту в умы людей, ни в коем случае не могут диктовать политическую повестку».
То, что основным лидерам оппозиционного движения удастся «приструнить» «прозападного» лидера партии «Наследие», сомневаться не приходится. Да и в большинстве своем находящиеся за чертой бедности армяне не будут поддерживать такого рода заявления. Им куда важнее та ежемесячная финансовая помощь, которую они получают от работающих в России родственников. И нечего удивляться, что антироссийские акции никогда не собирали больше нескольких десятков людей в Армении. Люди устали от нищеты и несправедливости, говорят лидеры оппозиции, и требуют смены власти. Армянские западники сидят в фейсбуке, их немного, требования свои они выдвигают только в социальных сетях, и вставать со своих теплых диванов они не намерены. Понимают ли это в напуганной «майданами» Москве?
А что касается самого оппозиционного движения, то относиться к нему несерьезно могут только недалекие люди. На карту и Гагик Цатурян, и Левон Тер-Петросян поставили свое политическое будущее. И если для Тер-Петросяна — в силу возраста — политическое будущее может и не быть серьезным фактором, для Царукяна и для его команды ситуация немного другая. Все может пойти на спад только в одном случае: если президент страны откажется от идеи проведения конституционной реформы. При таком раскладе, хотя бы теоретически, ему могут позволить досидеть до 2018-го года. Но в таком случае господин Саргсян превратится в «хромую утку», и произойдет де-факто смена власти. В какой форме — тоже зависит от числа простых граждан, которых сможет вывести на площадь господин Царукян. Но, похоже, что и господин Царукян и господин Саргсян настроены решительно. А значит, в скором времени будет второй акт.