Абхазия возвращается на Северный Кавказ? Антон Кривенюк
География возможных официальных визитов нового президента Абхазии Рауля Хаджимба объективно ограничена «пространством признания». Не во всякую страну новый глава республики может поехать, и тем не менее, примечательно, что первый официальный визит после вступления в должность, Хаджимба осуществил на Северный Кавказ, в Кабардино-Балкарию. И это совсем не локальный, это региональный сюжет.
Отношения Абхазии с адыгским миром сильно расстроились в последние годы. Причин много. Многие в черкесских республиках Северного Кавказа считают, что Абхазия стала страной, в которой адыги не ощущают себя в полной мере «своими людьми». И это несмотря на то, что тысячи жителей республик Северного Кавказа внесли очень весомый вклад в обеспечение военной победы Абхазии над Грузией в 1993 году.
Черкесскую карту умело разыграл в свое время грузинский лидер Михаил Саакашвили, он смог позитивно настроить по отношению к своей стране многие адыгские диаспоры, выступившие против планов олимпийского строительства в Сочи. В это же время официальный Сухум всячески поддержал Олимпиаду. Одним словом, абхазо-адыгские отношения в настоящий момент в кризисе. И в этом смысле визит Рауля Хаджимба на Северный Кавказ имеет немалое политическое значение.
Но адыгско-абхазский разлад предыдущих лет связан отнюдь не столько с олимпиадой. В конце концов, ни в Адыгее, ни в Карачаево-Черкесии ни в Кабардино-Балкарии не оппонировали олимпийскому проекту. Бывший президент Александр Анкваб не был сторонником развития связей своей страны с северокавказскими республиками. И это не могло не отразиться на отношениях. В частности, Анкваб выступил против строительства шоссе на Военно-Сухумской дороге, которое напрямую могло бы связать Абхазию с Северным Кавказом. И на этом остановимся подробнее.
Риторика об историческом, культурном и языковом братстве адыгских народов, это риторика. Красивая, пафосная, но к практической жизни имеющая мало отношения. А дорога, по которой за несколько часов можно будет добраться из Сухума в Нальчик или Черкесск и наоборот, сделает намного больше для полноценных и регулярных хозяйственных и экономических контактов, которые, как мы знаем из истории, лучше всего помогают сохранить и развить культурное единство. Поэтому, по сути, без дороги абхазо-адыгский союз — это красивые слова, тосты, гастроли танцевальных коллективов, но не более того.
Поэтому Анкваб, закрыв на несколько лет разговор об этой дороге, закрыл тем самым для черкесов абхазские перспективы.
Теперь они открываются вновь. Насколько известно, Москва относится к идее строительства этой дороги лояльно. Более того, еще четыре года назад, президент России Владимир Путин, будучи тогда премьер-министром, назвал этот проект одним из приоритетных в развитии транспортной инфраструктуры на Северном Кавказе.
Сейчас, буквально несколько недель назад, в Карачаево-Черкесии был объявлен тендер на разработку технической документации для восстановления движения по Военно-Сухумской дороге в той ее части, которая проходит по территории этой республики, вплоть до границы с Абхазией.
На северной стороне Главного Кавказского хребта, кажется, нет противников строительства дороги. К югу от хребта, в Абхазии на этот счет в свое время была дискуссия, закрытая однозначным «нет», которое высказал проекту Александр Анкваб.
Сейчас уже меньше причин для возникновения споров по поводу того, нужна ли дорога — ситуация на Северном Кавказе стала лучше. Но пока не было серьезного обсуждения экономических, политических и социальных последствий открытия прямой магистрали, которая свяжет Абхазию с Северным Кавказом. Стране, которая последние десятилетия является транспортным тупиком, создание новых транспортных коммуникаций поможет выбраться из депрессии. Для регионов Северного Кавказа, это прямой путь к морю, к портам и курортам. Но Военно-Сухумская дорога, если по ней будет движение, станет больше, чем просто дорогой. Это будет мощнейший инструмент интеграции Абхазии с Северным Кавказом. До сих пор, может, со многими оговорками, но Абхазия была частью Южного Кавказа или Закавказья, кому как угодно. В то же время последние полтора века как минимум прямого хозяйственного «коннекта» с этнически близкими культурами Северного Кавказа не было. И вот теперь начнется обратный процесс. Мы не можем предсказать, каким будет этот путь, как будет меняться лицо Абхазии, как вообще будет меняться жизнь в регионе после открытия дороги. Но в любом случае, если смотреть чисто с рациональных позиций — строительство дороги выгодно.
Поэтому визит Рауля Хаджимба на Северный Кавказ вполне может стать историческим. Во всяком случае в отношениях Абхазии с адыгским миром, и шире, со всем регионом в целом, наступают новые времена.
Справка ИА REGNUM: