Политический класс Гагаузии после долгих и продолжительных мучений и метаний определился с форматом участия в выборах в парламент Молдавии. Все громогласные требования предоставить автономии депутатскую квоту и угрозы в противном случае бойкотировать молдавские выборы сошли на нет, попутно наглядно продемонстрировав пустобрехство южных «бунтарей», последующие грозные требования которых Кишинев теперь может смело отправлять в мусор.

Политическая Гагаузия отбросила патриотическую буффонаду и в очередной раз послушно и в полном составе разбрелась по молдавским партиям, уютно расположившись у ног кишиневских хозяев.

Первым еще год назад «слился» под Демпартию Молдавии Николай Дудогло, в своей смешной провинциальности продолжающий называть себя «национальным лидером» Гагаузии и «другом России». Своей цели, впрочем, Дудогло добился: в списке Демпартии Молдавии на парламентских выборах «чемпион политического двуличия» занимает 10-ю строчку.

Гагаузский представитель другой молдавской правящей партии (Либерально-демократической) Петр Влах, по крайней мере, не столь лицемерен, и не строит из себя «девочку», «первого гагауза» или «друга России». Он открыто агитирует «за Европу» и благодарит молдавские спецслужбы за репрессии в отношении гагаузских «сепаратистов». И в награду за рвение удостоен 36-го места в списке ЛДПМ.

С коммунистами все понятно давно — они на протяжении многих лет являются главными разносчиками кишиневской повестки дня в Гагаузии. И неважно, что в последние годы это «оппозиционная» повестка. Кишиневские интересы партийного руководства для гагаузских красных всегда были приоритетнее интересов Гагаузии. За то и ценятся — в списке ПКРМ глава комратского райкома Ирина Влах — на восьмом месте. Правда, других гагаузов в проходной части списка на этот раз нет. Лидер ПКРМ Владимир Воронин видимо-таки уверовал в озвученный им на одной из встреч с избирателями Гагаузии вывод о том, что «гагаузов надо бить, чтобы они любили».

Из свежих «сливов» особое место, безусловно, занимает зрелищное «уложение» девяти депутатов Народного собрания Гагаузии во главе со спикером Дмитрием Константиновым под Партию социалистов Игоря Додона. Среди тех, кто поручился (или, скорее, поступился) своей репутацией в пользу вчерашнего коммуниста Додона — некогда главный идеолог автономного от Кишинева развития Гагаузии Иван Бургуджи и лидер «Единой Гагаузии» Федор Гагауз, на протяжении десятилетия являвшийся «правой рукой» башкана и лидера Партии регионов Михаила Формузала. В качестве бонуса за политическую гибкость у лидера «единогагаузов» — шестое место в списке ПСРМ.

Дольше всех предвыборную интригу держал Михаил Формузал. И, видимо, передержал. Все хоть сколько-нибудь перспективные с точки зрения шансов на прохождение в парламент партии разобрали конкуренты и вчерашние соратники. Не состоялся и проект «гагаузской партии», призванной аккумулировать голоса юга Молдавии и других недовольных диктатом Кишинева регионов.

Итоговое решение лидера «регионалов» — создание предвыборного блока «За Таможенный союз» с явными лузерами и аутсайдерами кишиневской политики — поражает своей нелогичностью. Во-первых, формат блока повышает порог прохождения в парламент с и без того недостижимых для них 6% до 9%. То есть никуда проходить эти парни и не собираются. Во-вторых, выбор в качестве партнера Социал-демократической партии Виктора Шелина, не только давно дискредитировавшей себя, но и провалившей референдум о вступлении в Таможенный союз, подставив, кинув и опозорив Россию и саму идею евразийской интеграции. В-третьих, из представленного буквально сегодня списка партии вдобавок ко всему следует, что дважды всенародно избранный башкан Гагаузии Формузал идет в нем на вторых позициях после политического барыги Шелина.

Двумя неделями ранее тот же Формузал рассуждал о непоследовательности, продажности, шкурности, в общем неприемлемости «политической личности» Додона, в союз с которым его настойчиво сватала Москва. Все верно. Вот только выбранная альтернатива еще хуже. Хотя бы потому, что в нынешнем раскладе глава автономии вымажется в грязи совершенно даром: мест в парламенте в союзе с маргиналами ему не видать. То есть репутационные издержки не будут компенсированы вообще ничем. Уж лучше было бы идти на выборы в качестве независимого «южного кандидата» — по крайней мере, чистым бы остался.

Перейдем к кратким выводам. В данной предвыборной кампании гагаузский политический класс снова расписался в отсутствии субъектности и политической воли. Гагаузская политика, несмотря на ряд волевых действий этого года, по-прежнему остается вторичным отражением кишиневских политических разборок. И то, что нынешний предвыборный ландшафт является в значительной степени результатом внешнего влияния — в первую очередь, из Москвы — мало что меняет. Более того, это только лишний раз доказывает неспособность гагаузского политического класса отстаивать свои интересы и субъектность ни перед врагами, ни перед друзьями.