Леонид Нерсисян. Чем воюет «Исламское государство» и почему его не победить авиаударами
Молниеносное наступление «Исламского государства» в северных и западных частях Ирака удивило и шокировало мировое сообщество. Непонятным образом группировка джихадистов, которой большинство не придавало особого значения, вторглась в Ирак из Сирии и заняла крупнейший после Багдада город Мосул, заставив правительственные войска бежать, оставляя боевикам прекрасные американские вооружения. Объяснить причину такого успеха однозначно никто не может — то ли сыграл фактор неожиданности, то ли сказался полученный в Сирии боевой опыт, кроме этого, тактика, применяемая бойцами ИГИЛ, могла быть разработана опальными офицерами Саддама Хусейна, многие из которых обучены в традициях советской военной школы. Интересно, что даже приблизительно узнать, какими силами обладают боевики и чем они вооружены, очень проблематично — информация приходит довольно противоречивая и неточная. То же самое касается, к примеру, и курдских сил самообороны.
1. Общая численность
По данным арабских источников, таких как Al Jazeera, — от 80 до 100 тысяч человек, из которых до 50 тысяч находятся в Сирии, а остальные — в Ираке. Данные ЦРУ более скромные: по мнению американской разведки, численность сил ИГИЛ составляет от 20 до 31 тысячи человек.
2. Стрелковое и переносное противотанковое оружие
Представлено в основном советскими автоматами Калашникова и противотанковыми гранатометами РПГ-7, но также имеется некоторое количество американских штурмовых винтовок M-16А4, захваченных на разгромленных базах правительственных сил Ирака. Кроме того, у боевиков имеются противотанковые управляемые ракеты «Конкурс» (дальность стрельбы 4 км), «Фагот» (дальность стрельбы 3 км) и, вероятно, захваченные у армии Сирии китайские ПТРК HJ-8 (дальность стрельбы 3 км). Интересным фактом является наличие у боевиков югославских противотанковых гранатомётов M79 «Оса», непонятным образом попавших в зону конфликта.
3. Легкая бронетехника и грузовые автомобили
Очень эффективными оказались применяемые джихадистами «гантраки» — пикапы и джипы с установленными на них крупнокалиберными пулемётами и зенитными орудиями ЗУ-23. В отличие от бронетехники, у таких машин расход топлива минимален, при очень высокой мобильности, позволяющей наносить быстрые и неожиданные удары в разных направлениях. Позже, после разгрома армии Ирака, на нескольких военных базах было захвачено заметное количество трофеев: американские джипы Humvee, бронированные грузовики MRAP и БТР M113, советские БТР-80 и БМП-1/2. Некоторое количество советской лёгкой бронетехники было захвачено в Сирии. Общее количество только трофейной техники, вероятнее всего, перевалило за 200 единиц.
4. Тяжелая бронетехника
На вооружении ИГИЛ находится около 30 старых советских танков Т-55, вероятнее всего, отбитых ещё в Сирии, от 5 до 10 более современных Т-72, кроме того, имеются слухи, что боевики завладели двумя-тремя американскими танками M1A1 Abrams.
5. Артиллерия
На фотографиях с мест событий «засветились» орудия самого разного происхождения и калибров: советская 130-мм пушка М-46 (максимальная дальность стрельбы 27 км) и её китайская копия Type 59-1 (закупалась армией Ирака), 122-мм гаубица Д-30 (прицельная дальность 15 км), 155-мм американская гаубица M198 (максимальная дальность 22 км) и всем известная система залпового огня «Град». Широко используются самодельные орудия и миномёты. Имеется фотография с захваченным в Сирии ракетным комплексом «Скад-Б» (дальность действия 300 км), однако боеспособность ракеты сомнительна, так как свидетельств её использования пока нет.
6. Средства противовоздушной обороны
У боевиков имеется некоторое количество ПЗРК «Стрела» и «Игла», также были слухи о захвате некоторого количества американских «Стингеров», но пока такая информация не подтвердилась. С помощью ПЗРК джихадисты уже сбили 2 российских вертолёта Ми-35М, недавно поставленных армии Ирака. Также ИГИЛ широко использует зенитные орудия типа ЗУ-23, однако чаще в качестве средств против наземных целей.
7. Авиация
Имелись сообщения о захвате некоторого количества американских вертолётов UH60 Black Hawk и Bell-IA-407 в Ираке, а также нескольких истребителей МиГ-21 в Сирии, однако их использование в условиях активного вмешательства ВВС стран НАТО не представляется возможным. Как можно заметить, основные силы ИГИЛ — это лёгкая и подвижная техника. Вследствие этого на данный момент авиаудары ВВС стран НАТО по большей части идут в «молоко» и пока что ни к какому переломному успеху не ведут. Вероятнее всего, отбить «суннитскую» треть Ирака, контролируемую ИГИЛ, одной только авиаподдержкой и действиями правительственных сил Ирака не удастся. Леонид Нерсисян — военный обозреватель ИА REGNUM