Владимир Линдерман: Вернуть энергию русскому сопротивлению в Латвии может только Россия
4 октября в Латвии состоялись выборы в сейм. Наутро я, честно говоря, слегка оторопел, наблюдая дружный салют российских СМИ в честь победы на выборах «партии ''Согласие'', защищающей права русскоязычных». Ладно насчет «защитницы прав» — это вопрос интерпретации. Но откуда взялась «победа»?!
Тот факт, что «Согласие» получило на один мандат больше, чем занявшее второе место «Единство», ровным счетом ничего не значит, не влечет за собой никаких политических последствий. С куда большим основанием можно утверждать, что победу на выборах одержала правящая коалиция, получившая на 14 мандатов больше, чем имела в предыдущем сейме: «Единство» +3, «Нацблок» +3, «Союз зеленых и крестьян» +8. Тогда как «Согласие» снизило свое представительство на 7 депутатов: было 31, стало 24.
Несколько утрируя, можно сказать, что эти семь мест у «Согласия» отняла новая партия с девичьим названием «От сердца — Латвии», возглавляемая Ингуной Судрабой. Бешеная антироссийская истерия в латышских СМИ — в связи с Крымом и Донбассом — все-таки вспугнула даже тех латышей, которые более-менее дружелюбно относятся к русским и свое дружелюбие выражали, голосуя за «Согласие». С появлением партии Судрабы у них появилась комфортная возможность проголосовать и не за правительство, и не за «русских». Они этой возможностью воспользовались.
Многолетние усилия «Согласия» по привлечению на свою сторону латышского избирателя пошли прахом. А как старались! Подчистили фасад партии, убрав или задвинув всех, кто сильно не нравился националистам (Рубикс, Кравцов, Кабанов…), заменив их «нацкадрами». Признали вполголоса, шепотом — так, чтобы русские толком не расслышали, — «советскую оккупацию». Стоически промолчали и продолжают молчать, наблюдая, как уничтожают русское образование…
И в общем-то, все шло по плану: на муниципальных выборах в Риге Ушакову реально удалось «откусить» солидный кусок латышского электората, сохранив при этом монополию среди русских избирателей. Но тут Россия шевельнула мышцами, присоединив Крым и морально поддержав восставший Донбасс, и благостная картинка русско-латышской дружбы рассыпалась.
Судя по числу проголосовавших, у «Согласия» есть потери и среди русских избирателей. Но не думаю, что они значительны. Факт официальной поддержки «Согласием» единой и неделимой Украины, включая Крым, был грамотно затушеван подконтрольными партии русскоязычными СМИ. Как обычно, лидеры «Согласия» посылали русскому избирателю многозначительные намеки: ребята, мы с вами и Крым — наш, но вслух об этом ни-ни, у нас «хитрый план», давайте победим на выборах, Ушаков станет премьером, и вот тогда!.. Короче, обычные манипулятивные технологии.
Были ли шансы у «Русского союза Латвии» воспользоваться этой, по сути антирусской, позицией «Согласия» и пройти в сейм? Положа руку на сердце, отвечу — нет. И чтобы избежать упреков в злорадстве, добавлю: если бы даже состоялся блок партий «Русский союз» + возглавляемая мной «За родной язык!», результат был бы, возможно, выше, но ненамного. Это не пессимизм, а трезвая оценка ситуации. Пик русского сопротивления остался позади. Оглядываясь назад, можно уверенно утверждать, что таким пиком стало 18 февраля 2012 года, когда почти 300 тысяч граждан Латвии (а это 85-90% русских жителей страны, имеющих право голоса) проголосовали на референдуме за придание русскому языку государственного статуса. Что могло произойти дальше, но не произошло? Россия, опираясь на эту неоспоримую статистику, могла, используя рычаги, имеющиеся в ее распоряжении, попытаться настоять на некоторых изменениях в латвийском законодательстве. Допустим, продвинуть компромиссный вариант: официальный статус для русского языка в местах компактного проживания русских. На мой взгляд, шансы были, учитывая, что и в Евросоюзе многие были раздражены твердолобым упрямством латышских националистов.
Но этого не произошло. Эмоции пошли на спад, и русский избиратель теперь предпочитает синицу в руках журавлю в небе. Да, от синицы немного толку, но все же вот она в руках, ее можно пощупать, а где журавль?.. Вот он, русский мэр Ушаков, вот подстриженные им газоны и проложенные велодорожки, вот бесплатный общественный транспорт. Конечно, этого мало, хочется, чтобы детям не коверкали сознание, вдалбливая математику и физику на чужом языке, чтобы языковая инспекция сдохла в полном составе, но это, увы, недостижимо, это журавль…
Вывод такой. Вернуть энергию русскому сопротивлению в Латвии может только активное (мирное, естественно) давление со стороны России. Проще говоря, русский житель Латвии хочет убедиться, что в борьбе за национальное равноправие у него есть шанс выиграть. Пусть не гарантия, но хотя бы шанс. А если шансов нет, то тогда нехай будут велодорожки и бесплатный трамвай от «Согласия».
Звучащие иногда с российской стороны укоры — а вы сначала докажите, а то хотите, чтоб Россия за вас все сделала… — я не принимаю. Мы уже сделали, референдум-2012 — это и есть доказательство, дальше можно доказывать только с помощью АК и РПГ, но это ведь не наш путь, верно?
Но вернусь к прошедшим выборам. Есть еще один интересный результат, о котором местные журналисты стесняются писать и говорить. Минимум на 10 мандатов увеличил свое представительство в сейме мэр Вентспилса Айвар Лембергс. «Союз зеленых и крестьян» — полный контроль, +8 мандатов, «Национальное объединение» — частичный контроль, +3 мандата. Свои проблемы с законом самый талантливый политический фокусник Латвии, полагаю, закрыл надолго, а может, и навсегда.
Сейчас, скорей всего, Лембергс устроит театр одного актера — начнет издеваться над «Единством», предлагая ему какие-нибудь третьестепенные посты в правительстве. Не хотите брать, хотите только ключевые? Ну, смотрите, я ведь могу создать правительство и без «Единства», долго ли умеючи… Например, СЗК+Нацблок+Согласие, и Судрабу еще прихватим, а вы посидите в оппозиции…
Полагаю, ничего такого не произойдет, арифметическая возможность не означает политическую. В условиях войны, а экономическая война — тоже война, США не допустят, чтобы страной, входящей в НАТО, рулило правительство с размытой геополитической ориентацией. «Единство» — главный проводник американских интересов, и оно должно быть у власти. Опять же несколько утрируя, можно сказать, что правительство Латвии будут формировать американское посольство и мэр Вентспилса.