Правительство Мурманской области отчиталось о работе в текущем году
Губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов выступил с докладом "Социально-экономическая и общественно-политическая ситуация в Мурманской области (по состоянию на 20.10.2003)" Предлагаем текст доклада вашему вниманию.
"Уважаемые северяне!
Последний в этом году, ставший уже традиционным, ежеквартальный доклад для средств массовой информации и населения, я считаю, необходимо посвятить некоторым результатам работы правительства Мурманской области в текущем году.
Сегодня уже закончена очень важная для всех северян работа. Сформирован бюджет на 2004 год. Он оптимальный, серьезно проработан и по основным показателям гораздо лучше, чем бюджет нынешнего года, хотя, по нашим расчетам ряд экономических показателей этого года обещает быть выше, чем прогнозировалось.
Основные параметры проекта главного регионального финансового документа следующие. Доходы составят 7 млрд. 234 млн., расходы - 7 млрд. 547 млн. рублей. Поступления по налогам планируются с некоторым ростом. При этом оптимизация расходов позволит на несколько процентов относительно 2003 года сократить дефицит. Выплата заработной платы работникам образования в проекте бюджета предстоящего года переведена на областной уровень. Это требование федерального законодательства. Необходимая на эти цели сумма предусмотрена в бюджете в полном объеме. Данные платежи будут осуществляться в виде субвенций муниципальным образованиям. И за их целевым расходованием будет установлен жесткий контроль.
В проекте предусмотрено увеличить по сравнению с прошлым годом финансирование содержания жилищно-коммунального хозяйства почти на 16%. Впервые предусмотрена нераспределенная дотация муниципальным образованиям в сумме 190 млн. рублей. Если провести аналогию со стабилизационным фондом российского бюджета, то это дает возможность правительству Мурманской области при возникновении нештатной ситуации в том или ином муниципальном образовании помочь восстановить сбалансированность местного бюджета
Бюджетные платежи за неработающее население в Фонд обязательного медицинского страхования предусматривается увеличить по сравнению с 2003 годом на 60%. Позитивные изменения предполагаются в энергетической и рыбной отраслях. Уровень безработицы не претерпит негативных изменений. В число сфер, определенных в качестве приоритетных на 2004 год, вошли туризм, транспорт, малый бизнес.
С самого начала очень серьезного этапа - обсуждения проекта бюджета будущего года - проект стал предметом шумных баталий среди части депутатов областной Думы. Обсуждение проекта совпало с выборами в Госдуму. Некоторые из наших областных законотворцев, принимая активное участие в выборах, воспользовались представившейся возможностью набрать на критике бюджета - 2004 политические дивиденды. Да вот только хотел бы напомнить, что политическая фортуна - дама крайне капризная. Это всем надо иметь в виду. Я считаю, что неразумно вновь донельзя затягивать принятие будущего бюджета, как это было в прошлом году. Не надо устраивать бурю в стакане воды. Необходимо и законодательной, и исполнительной власти Мурманской области работать так, чтобы северяне всегда были уверены: их интересы для нас превыше всего. Эту задачу я считаю приоритетной сегодня для обеих ветвей власти.
Сегодня мы не только основательно разобрали "завалы" проблем, но и добились некоторых положительных результатов. Определенные достижения позволяют говорить о некоторой стабилизации в обществе. Такой вывод подтверждают статистические данные по Мурманской области за три последних года. Увеличился индекс реальных располагаемых денежных доходов населения - один из наиболее важных показателей, характеризующих уровень жизни людей. За 9 месяцев этого года по сравнению с соответствующим периодом 2002 года изменилась структура использования денежных доходов населения. Доля потребительских расходов в ней увеличилась на 1,7%. При этом расходы на покупку товаров несколько сократились, а расходы на оплату услуг выросли на 2,2%. Увеличился приток сбережений на вкладах на 1,2%. Кроме того, необходимо учитывать, что, по мнению специалистов Всероссийского центра уровня жизни Минтруда России, превалирующая сегодня методика оценки доходов, причитающихся на душу населения, на основе данных о расходах, отслеженных на той или иной территории, ведет к искажению реальной картины. Небольшой пример. Для граждан Мурмана свойственно вывозить денежные средства, особенно в период массовых летних отпусков, в другие регионы. Деньги, и немалые, тратятся за пределами нашей территории, что ведет к явно субъективному занижению душевых доходов по региону.
Другой позитив связан с повышением уровня доходов наименее обеспеченных групп. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизилась по сравнению с первым полугодием 2002 года с 25,4% до 23,7%. Этот показатель ниже такового по России.
В целом по стране Мурманская область по ряду показателей находится в числе наиболее успешных регионов. По данным Всероссийского центра уровня жизни Минтруда России, она входит в первую пятерку субъектов Федерации с самой низкой долей бедных и занимает второе место по высокому представительству средних слоев. Иными словами, в нашем регионе хоть и медленно, но верно идет процесс формирования среднего класса. А, как известно, средний класс является основой для успешного развития любой экономики.
Ряд экономических показателей текущего года обещает быть выше, чем прогнозировалось. Объем валового регионального продукта составит более 84 млрд. рублей. Что на 3% больше, чем в 2002 году. Темпы же роста в электроэнергетике снизятся из-за сокращения потребления энергии. Денежные доходы, уже полученные населением за январь - сентябрь в сумме 54,1 млрд. рублей (в том числе в сентябре - 5,5 млрд. рублей), выросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в действующих ценах на 17,5% (в сентябре - на 16%).
Для большинства жителей области, как и прежде, заработная плата остается главным источником доходов. Среднемесячная заработная плата одного работника в январе - августе 2003 года сложилась в размере 7981 рубль (в том числе, в августе - 8257,7 рублей). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года она выросла на 15,2%.
Надо отметить, в настоящее время активизировалась кампания по заключению коллективных договоров и соглашений. При их заключении изыскиваются возможности для компромиссного решения проблемы повышения качества жизни трудящихся и в первую очередь - выплаты достойной заработной платы. Развитию социального партнерства на Кольском полуострове способствует принятие нового трехстороннего соглашения между правительством Мурманской области, областным Советом профсоюзов и Союзом промышленников и предпринимателей.
За девять месяцев 2003 года задолженность по выплате детских пособий снизилась почти в два раза. Средняя пенсия по региону на 30 сентября сложилась в размере 2160 рублей, то есть она увеличилась по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года в 1,2 раза. Вместе с тем по-прежнему она не достигает физиологического прожиточного минимума пенсионера на 11,5%. Но выплата пенсий производится своевременно. Сегодня отсутствует задолженность по выплате пособий по безработице. В последние три года на рынке труда в Мурманской области преобладают позитивные тенденции. Так, уровень безработицы по отношению к экономически активному населению снизился с начала года на 0,6% и составил 4,1%.
Происходит увеличение количества рабочих мест, заявленных в службу занятости предприятиями и организациями. На 1 октября их было 7065, или на 8% больше, чем на соответствующую дату 2002 года. Всего в январе - сентябре заявлено о наличии 33668 вакансий, то есть на 5% больше, чем в прошлом году. В полтора раза возросло число северян, направленных на профессиональное обучение. Количество малых предприятий увеличилось с 2575 до 2700. Объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями области растет за счет создания новых структур и в результате увеличения производительности труда. Выпуск товаров и услуг только за первое полугодие 2003 года в действующих ценах составил 3,9 млрд. рублей. По данным "Российской газеты", город Мурманск входит в число пятидесяти городов страны с лучшим предпринимательским климатом, причем во вторую десятку. А по деловой активности он оставляет далеко позади Калининград и Великий Новгород.
Увеличиваются объемы инвестиций малых предприятий: 185,6 млн. рублей против 23,5 млн. рублей за такой же период прошлого года. Из них 35% потрачено на приобретение объектов незавершенного строительства и основных средств, которые ранее принадлежали другим организациям.
В этом году с целью снижения налогового бремени был принят областной закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Мурманской области "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности". О его положительном влиянии на субъекты малого предпринимательства свидетельствуют как отзывы предпринимателей, так и экономические показатели. Количество плательщиков налога за второй квартал достигло 14,2 тысячи, а сумма исчисленного налога увеличилась с 45,5 до 69,6 млн. рублей (в расчете на одного налогоплательщика составляет 4,9 тыс. рублей). В настоящее время ведется работа по принятию закона о распространении действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход на сферу общественного питания.
Большой интерес у общественности области вызвали Дни предпринимательства Мурманской области и выставка-ярмарка "Имандра - 2003", в которой приняли участие более 4000 человек. Проведен очередной областной конкурс "Предприниматель года", по итогам которого 18 участникам вручены дипломы победителей и лауреатов конкурса. С целью продвижения инновационных идей и инвестиционных проектов издан каталог "Мурманская область: инвестиции и инновации. Каталог проектов и предложений". Начата работа над проектом новой региональной целевой программы поддержки малого предпринимательства на 2004 - 2008 годы. Цель ее - объединение усилий органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей, предприятий крупного, среднего и малого бизнеса для дальнейшего развития предпринимательства в регионе.
В числе приоритетных задач в стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2015 года определена диверсификация нашей экономики: ускоренный переход в горно-промышленном, рыбохозяйственном, сельскохозяйственном комплексах от сырьевой направленности к переработке, расширению продуктового ассортимента. В долгосрочной перспективе только таким образом можно избежать участи заложников конъюнктуры на мировых рынках сырья, обеспечить стабильный рост экономики и уровня жизни населения.
Вместе с тем на ближайшие десять лет нашей главной опорой, стратегическим резервом для решения главных перспективных задач все же останется сырьевая база. Именно потому мы придаем огромное значение поиску и оценке нетрадиционных для области видов полезных ископаемых: золота, алмазов и платиноидов. Именно потому при всех финансовых трудностях стараемся изыскать для этого средства из областного бюджета. Ведь это дает нашему бюджету импульс к развитию, а бюджет развития работает на будущее края.
Мурманская область давно ожидает, что активизация работ на морских месторождениях позволит решить топливные проблемы Кольского полуострова, полностью загрузить работой базирующиеся здесь геологоразведочные предприятия и даст новый импульс модернизации производства, придаст эффективность энергоемким горнодобывающим предприятиям. С другой стороны, освоение углеводородных ресурсов шельфа арктических морей помимо экономических задач даст возможность решить многие социальные проблемы нашего региона. Важнейшим показателем социальной значимости этих проектов является создание новых рабочих мест, повышение занятости населения. Нефтегазовый комплекс должен стать одной из основных движущих сил экономического развития региона, реальным "локомотивом" его экономического роста в силу создания им значительных косвенных, так называемых мультипликативных, эффектов от капитальных и эксплутационных затрат в результате реализации нефтегазовых проектов.
Однако Мурманская область не живет одними ожиданиями. Морскими геологоразведочными предприятиями на участке шельфа в непосредственной близости от Кольского полуострова проведены геофизические исследования, позволяющие с высокой степенью вероятности сделать вывод о его нефтегазоносности. Эти работы выполнялись как за счет федеральных, так и областных средств. Для подтверждения данных, полученных геологами, Минэкономразвития России согласовало размещение госзаказа на бурение здесь параметрической скважины у одного из наших предприятий - ФГУП "Арктикморнефтегазразведка".
В октябре текущего года в Москве под председательством премьер-министра Михаила Михайловича Касьянова прошло заседание Морской коллегии, на которой в числе других вопросов рассматривался проект Государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации, в разработке которого участвовали специалисты наших предприятий и правительства области. После доработки этот документ решено вынести на рассмотрение и утверждение Правительством Российской Федерации. И это я считаю достойным результатом наших усилий, который будет способствовать успешному решению этой важной государственной проблемы.
Больной темой для мурманчан является реформирование рыбной промышленности. Эта отрасль является определяющей для экономики Мурманской области. Много лет она была лишена стабильного отраслевого руководства и, соответственно, ясной и определенной политики развития отрасли, что напрямую сказывалось на стабильности производства и всей экономики. 2 сентября 2003 года правительством принята Концепция развития рыбного хозяйства России на период до 2020 года. Но и Концепция не обеспечивает решения болевых проблем рыбаков. Главным ее недостатком является то, что задачи финансового управления поставлены выше задач экономической эффективности.
В развитие концепции подготовлены Госкомрыболовством и в течение длительного времени находятся на утверждении в Правительстве РФ проектные документы, устанавливающие новую систему распределения и использования морских биологических ресурсов, но до сих пор не вышел ни один нормативный акт. Поэтому сегодня рыбохозяйственный комплекс края находится в правовом вакууме: ранее действующее федеральное законодательство нелегитимно, а нового нет. Как следствие - региональные нормативные правовые акты несовершенны и не соответствуют положениям концепции. А в результате система распределения морских биоресурсов между пользователями области на 2004 год парализована.
Времени до начала распределения объемов квот на будущий год осталось в обрез. Так что налицо реальная опасность повторения ситуации 2003 года, когда приказы об утверждении квот на вылов водных биоресурсов для пользователей были задержаны по вине федеральных властей на значительный срок. После чего распределение квот проводилось в авральном режиме.
Общеизвестные, апробированные общественной практикой правила эффективного хозяйствования предусматривают, чтобы предприятия добывающих отраслей были приближены к местам добычи, а управленческие решения принимались на уровнях, наиболее близких к производству. Приоритет в получении квот должен отдаваться прибрежным предприятиям потому, что они при прочих равных условиях заведомо эффективнее предприятий, расположенных далеко от районов промысла. За счет сырья, поставляемого предприятиями прибрежного промысла на берег, должна обеспечиваться значительная часть потребности рыбоперерабатывающих предприятий Мурманской области.
В этой связи правительство Мурманской области заняло активную позицию в вопросе выделения региону максимально возможных объемов квот на вылов прибрежных гидробионтов, при этом упор делается на нетрадиционные, недоиспользуемые водные биоресурсы.
Хотя с фискальной точки зрения может оказаться выгоднее дать квоту владельцам судов, базирующихся далеко от места промысла, или даже иностранцам, но это только кажущаяся и временная выгода. Долгосрочным результатом такой практики явилось бы дальнейшее ослабление экономики рыбной отрасли и прибрежного региона. К тому же сегодня и так фактически все предприятия рыбоперерабатывающего комплекса и судоремонта оставлены на произвол рынка. В этом случае все тезисы о продовольственной безопасности страны остаются пустым звуком.
Категорически нельзя согласиться с проектами нормативных документов, в которых предлагается наделять квотами пользователей, минуя регионы. Тем более нельзя дать право получателям квот осуществлять их перепродажу, что вызовет волну спекуляций квотами и окончательно дестабилизирует производственную и экономическую ситуацию в отрасли.
К сожалению, в последние годы так и не был решен вопрос об открытии промышленного освоения камчатского краба в Баренцевом море. Я не единожды обращался в Госкомрыболовство: пора приступить к промышленному вылову краба. А между тем численность его стремительно растет, и ареал расширяется. Ученые и рыбаки высказывают опасение, что численность краба вступает в противоречие с наличием кормовых объектов, что грозит негативными экологическими последствиями. Фактически промысел его осуществлялся в промышленных объемах, но под эгидой научно-исследовательских работ, что не способствовало прозрачности распределения указанных квот и приводило к определенным злоупотреблениям.
И только на закончившейся в середине ноября 32-й сессии Смешанной российско - норвежской комиссии по рыболовству было принято решение о добыче камчатского краба с использованием различных режимов лова. А ведь сегодня нам крайне необходим ответ на главный вопрос - для чего нужно рыбное хозяйство: для наполнения бюджета любой ценой или для решения социально-экономических проблем населения прибрежных регионов? Без такого ответа в этом секторе экономики невозможно выстраивать политику в регионах, да и в России в целом.
Я категорически выступаю против переноса центра управления Северным морским путем в Архангельск, о чем очень настойчиво в последнее время говорят наши соседи архангелогородцы. Сейчас в Мурманске есть ледокольный флот с ремонтно-технологическими базами, со штабом руководства всеми морскими операциями в Арктике, с соответствующими аварийно-спасательными службами. Поэтому довольно странно выглядит желание архангелогородцев оспаривать тот факт, что Мурманск издавна являлся ключевым пунктом движения по Севморпути. Мурманск всегда был и останется воротами в Арктику.
Исполнительной власти области приходится уделять большое внимание и взаимоотношениям с энергетиками. Были случаи угроз отключения и отключения от света и тепла населенных пунктов и организаций. Это не лучший способ, который мурманские энергетики пытались взять на вооружение, а давно практикуемое в других субъектах Федерации "воспитание неплательщиков". Должен сказать, что такие действия я не могу расценивать иначе, как неуважительное отношение к нашим гражданам. Каждый случай стал предметом отдельного рассмотрения оперативной комиссией, и если ситуация была признана, принимали приемлемое решение по выходу из сложившейся ситуации. В том числе и на самом высоком уровне, я имею в виду председателя управления РАО ЕЭС Анатолия Борисовича Чубайса.
Президент России Владимир Владимирович Путин уже не раз высказывал свою озабоченность ростом тарифов на электроэнергию. Известно, что РАО ЕЭС, дочерней структурой которой является "Колэнерго", мягко говоря, некорректно относится к формированию тарифов, преследуя чисто коммерческий интерес. К примеру, на октябрьском расширенном заседании Региональной энергетической комиссии (РЭК) и экспертного консультативного совета специалисты акцентировали внимание на том, что ОАО "Колэнерго" на каждое новое рассмотрение вопроса о повышении тарифов на тепловую и электрическую энергию представляет новые цифры.
Согласно постановлению Федеральной энергетической комиссии, РЭК Мурманской области не позднее 15 августа 2003 года должна была увеличить действующие тарифы на электрическую и тепловую энергию. Однако вопреки настойчивым требованиям "Колэнерго" до сих пор в нашем регионе тарифы на электрическую и тепловую энергию не увеличены, материалы по их обоснованию по итогам работы за 9 месяцев изучаются.
Теперь отмечу проблему, которая также волнует всех северян, - подготовка жилищного фонда к зиме. Центральные СМИ неоднократно с тревогой сообщали: наш регион к предстоящему зимнему отопительному периоду не готов, возможны значительные аварии. В связи с этим подчеркну, что от аварий, катастроф, несчастных случаев не застрахован никто. Это может случиться с каждым и где угодно. Другое дело, что катаклизмы в большинстве случаев можно прогнозировать, а потому предотвращать их.
Итак, нам в преддверии отопительного сезона необходимо было подготовить всего по Мурманской области 19688,8 тыс. кв. м жилфонда, фактически подготовлено 99,6%, то есть выданы паспорта готовности. Готовы к работе все 136 котельных, однако комиссии здесь еще заканчивают работу. Требовалось подготовить 1425,8 км тепловых сетей, а заменить 90,4 км. Фактически в настоящее время функционируют 100% тепловых сетей, заменено ветхих - 98% от запланированного объема. Нужно было подготовить 1538,8 км водопроводных сетей, фактически подготовлено 99,3%. Заменено ветхих водопроводных сетей 91,7% от запланированного объема.
В соответствии с нормативами требовалось заготовить 141,7 тыс. тонн угля, фактически завезено на склады 194,2 тыс. тонн (137,1%), а жидкого топлива - 90,3% от необходимого. И сегодня все объекты жилья и социальной сферы Мурманской области подключены к отоплению. Своевременное выделение средств на проведение капитальных и текущих ремонтов зданий, хорошая организационная работа позволили качественно и в необходимые сроки подготовить к работе в зимних условиях областные учреждения культуры. Единственным исключением является здание областного Дворца культуры, которое остается на 2003/2004 год без горячего водоснабжения и отопления в первом блоке в связи с ограниченными финансовыми возможностями для его ремонта.
Правительство Мурманской области, как и в предыдущие годы, решило вопрос дополнительного кредитования предприятий для закупки топлива. Что, безусловно, и позволило своевременно и согласованно начать отопительный сезон во всех населенных пунктах Мурманской области. Правда, с задержкой начался отопительный сезон в поселке Лодейное из-за отсутствия топлива у ЗАО "Териберская судоремонтная мастерская". Принятые меры позволили оперативно решить и эту задачу. С 19 октября тепло подается на все объекты жилья и социальной сферы поселка. В поселке Тулома Кольского района ввиду ремонта теплотрассы отопление на все объекты удалось подключить 20 октября. Приведенные факты больше свидетельствуют о постоянной работе. Так что говорить, что вообще наш регион к зиме не готов, я бы воздержался. Хотя еще раз подчеркну, что областная исполнительная власть и руководители муниципальных образований сделают все возможное, чтобы отопительный период в городах и поселках прошел спокойно.
К слову, областное правительство не санкционирует необоснованное повышение тарифов и цен. В 2003 году на предприятия уже направлено девять мотивированных отказов в повышении тарифов и цен. К примеру, в пересмотре тарифов на услуги водоснабжения и канализации было отказано ГОУП "Кандалакшаводоканал", ГОУП "Мурманскводоканал", ГОУП "Оленегорскводоканал", ГОУП "Апатитыводоканал", СРЗ "Нерпа", ОАО "Протеин" и ОАО "Мурманская судоверфь - судоремонтно-доковое производство". А для ОАО "Кольская ГМК" мы не пересмотрели стоимость транспортных услуг, оказываемых на подъездных железнодорожных путях.
И вместе с тем я вновь обращаюсь к жителям Мурманской области: в наших квартирах должно быть тепло и светло, комфортно в надвигающуюся длительную полярную ночь. Так что постарайтесь оперативно ликвидировать задолженность по квартплате, если она есть. Уверен, у вас так же, как у меня, болит душа за наших детей, и вы солидарны со мной - они, северные ребятишки, не должны терпеть лишения, им жить дальше.. О строительстве. Нам удалось преодолеть негативную ситуацию по уменьшению ввода в эксплуатацию жилья, сложившуюся в 2002 году. За 9 месяцев построено 10,3 тысяч кв. м жилья, что в 2,3 раза выше объемов ввода за весь прошлый год. Кроме того, для северян за пределами Мурманской области введено 211 квартир общей площадью 10,8 тысячи кв. м, из них 70 квартир в Ленинградской, 46 - в Вологодской областях, 76 - в Костроме и на других территориях.
Минувшим летом на Кольском полуострове поставлен своеобразный абсолютный рекорд: в рамках детской оздоровительной кампании, проводящейся под эгидой Правительства Мурманской области, отдохнуло 71300 человек. В 2002 году мы смогли организовать выездной отдых для 65,5 тысячи детей, а в нынешнем году, несмотря на сложное финансовое положение, нашли дополнительные средства для организации отдыха гораздо большего их количества. По традиции много ребят отдыхало на Украине - в Херсонской и Запорожской областях, в Крыму. В России местом отдыха стали в основном Белгородская и Ленинградская области, Краснодарский край. Одним из приоритетных направлений в организации летнего отдыха детей явилось обеспечение устойчивой работы вновь созданного областного оздоровительного лагеря "Гандвиг". С 3 июня по 30 августа на берегу Белого моря провели летние каникулы 383 человека.
Как позитивный можно отметить тот факт, что в этом году почти в 1,5 раза увеличилось число детей, выезжавших в трудовые, профильные лагеря за пределы области. Положительным моментом является также увеличение количества ребят, прошедших летом курс лечения. В санаториях России и Украины пролечились на 40% больше человек, чем в 2002 году.
Сегодня в Мурманской области насчитывается 182 тысячи ребят, не достигших 18 лет. Я поставил перед региональным правительством следующую задачу: всеми силами добиваться, чтобы каждый заполярный ребенок смог за лето хорошо отдохнуть и набраться сил. К этому мы будем стремиться. Останавливаться на достигнутом не собираемся. Кстати, рейтинг профессиональной репутации региональной администрации, по оценке российских аналитиков, весьма высок. Согласно данным, опубликованным в журнале "Самые профессиональные менеджеры России", по Северо-Западному федеральному округу рейтинг администрации Мурманской области (18 место) выше, чем у региональных администраций Республики Карелия (29 место), Санкт-Петербурга (30 место) и Псковской области (49 место).
Много внимания мы уделяем качеству образования. Потому Мурманская область в текущем году приняла участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена. Подавляющая часть выпускников, сдававших экзамен в форме ЕГЭ, подтвердила свои знания. В 2003 году окончили среднюю школу с золотой и серебряной медалью 552 человека, или 5,1%. Это - на уровне прошлых лет. Но окончательные выводы делать пока рано, так как отработка содержания и технологии самого экзамена продолжается. Все, кто сдавал экзамен в форме ЕГЭ, получили возможность поступления в вузы на основании свидетельства о его результатах. Такой прием осуществляли семь учреждений высшего и восемь среднего профессионального образования, причем более чем на 60% направлений. 7 сентября этого года в Мурманске прошли выборы нового главы муниципального образования. Я был уверен, что избиратели областной столицы со всей ответственностью отнесутся к ним, не останутся в стороне от выборного марафона. Так и вышло. Не увенчались успехом активные попытки криминала протащить во власть своих ставленников. Не получилось занять кресло мэра у тех, кто походя мазал всех и вся одной лишь черной краской, прикрывался сплошь популистскими лозунгами.
Мурманчане проявили мудрость, сделали достойный выбор. Они победили - большинство из них отдали голоса моему бывшему заместителю Геннадию Георгиевичу Гурьянову. И я очень рад и горд, что свободный и осознанный выбор северян совпал с моим мнением. Это дорогого стоит. В настоящее время Геннадий Георгиевич находится на лечении в специализированной клинике в Германии. Но все мы, его родные, друзья, коллеги и мурманчане, желаем ему скорейшего выздоровления и возвращения на рабочее место. Мы верим, что, будучи мэром города, он сделает многое для его процветания.
Сегодня мы стоим на пороге новых выборов - в Государственную Думу. Они состоятся 7 декабря текущего года. Кроме того, в этот день избиратели Октябрьского округа города Мурманска назовут своего представителя в областную Думу. Предвыборная кампания претендентов на депутатский мандат Госдумы началась еще в сентябре. Отмечу, в нынешнем году из-за сокращения количества избирателей выборы в нашем регионе пройдут впервые по одному одномандатному округу. Ушло время, когда мы выбирали двух представителей Мурманского региона в Госдуму. Сегодня мы вправе делегировать туда лишь одного. И от того, как он будет отстаивать там интересы области, зависит решение большинства наших с вами проблем.
Поэтому я надеюсь, что избиратели Кольского края скажут свое веское и мудрое слово на предстоящих выборах. Они выберут достойных людей в законодательные органы, тех, кому чаяния земляков близки и понятны, тех, кто будет ответственно и последовательно работать во благо Мурманской области.
Губернатор Мурманской области Ю.A. Евдокимов"