Постоянное сокращение военных бюджетов Грузии в последние годы показывает, что вернуть Южную Осетию и Абхазию под свой контроль силой Тбилиси сейчас не надеется. Такое мнение ИА REGNUM 8 августа, когда отмечается годовщина вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии 2008 года, выразил руководитель центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков.

Он призвал сравнить эту ситуацию с гонкой военных бюджетов других государств Южного Кавказа: Армении и Азербайджана. "Правда, - оговорился Нейжмаков, - глава Минобороны Грузии Ираклий Аласания в конце июля 2014 года призвал на 11% увеличить бюджет своего ведомства. Впрочем, для главы министерства вполне естественно бороться за увеличение его финансирования, используя для этого любые предлоги. Надо помнить, однако, что сейчас оборонный бюджет Грузии почти вдвое меньше, чем накануне "Пятидневной войны" и даже определенное его наращивание принципиально не изменит расклада сил в регионе".

Кроме того, попытка Грузии вернуть контроль над Сухумом и Цхинвалом означал бы неминуемый конфликт с Россией, обратил внимание эксперт. "А в Тбилиси в последнее время, наоборот, сохраняли курс на нормализацию отношений с Москвой. Несмотря на то, что тот же Аласания уже заявлял об "исходящих от России угрозах", в целом грузинское руководство, наоборот, сохраняет благожелательный нейтралитет по отношению к Москве", - отметил он.

"Лакмусовой бумажкой здесь можно считать кризис вокруг Украины. Вспомним, как еще в марте грузинские власти весьма сдержанно отреагировали на события в Крыму. Незадолго до крымского референдума грузинский премьер-министр Ираклий Гарибашвили, заявив, что "очень переживает по поводу происходящего на Украине", одновременно подчеркнул, что "наше правительство проводит конструктивную политику в отношении России" и не собирается "соревноваться с кем-либо в резких и радикальных заявлениях". Да и в июле глава грузинского правительства назвал всех, кто хочет разрушить "сбалансированные отношения" с Россией "врагами страны", - сказал Нейжмаков.

Говоря о позиции западных партнеров Тбилиси, эксперт напомнил, что в апреле 2014 года, называя Грузию "моделью для всего региона", генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, охарактеризовал роль этой страны именно как "экспортера безопасности". То есть, государства, направляющего своих солдат для участия в военных операциях Альянса, которые сейчас проходят далеко от Южного Кавказа. "Несмотря на интерес США и ведущих игроков ЕС к постсоветскому пространству, военно-техническую поддержку своим партнерам в регионе они оказывают весьма скупо. Это хорошо видно на примере Украины. Нынешняя стратегия США и ряда их европейских партнеров в отношении России - это не "Холодная война" в "советско-американском формате", требовавшая напряжения всех усилий и направленная на полное поражение оппонента. Судя по тому, что интерес к Грузии со стороны НАТО даже после охлаждения отношений Альянса с Россией был проявлен довольно незначительный, то и пытаться спровоцировать новый большой конфликт Тбилиси с Москвой из-за Цхинвала и Сухума западные державы сейчас вряд ли будут",- заявил Нейжмаков.

Оценивая деятельность Женевских дискуссий по урегулированию ситуации в Закавказье, эксперт обратил внимание на то, что этот формат позволяет представителям Южной Осетии и Абхазии официально взаимодействовать с ООН, ЕС и ОБСЕ, спецпредставители этих структур являются сопредседателями дискуссий. Этот же формат дает возможность вести прямой диалог представителям официальных Тбилиси, Сухума и Цхинвала.

"Отказ от этого формата, конечно, не был бы катастрофой, он не привел бы к серьезному обострению обстановки в регионе, - полагает Нейжмаков. - Россия и Грузия сейчас могут вести вполне эффективный диалог и по другим каналам. Но вот самостоятельная роль Абхазии и Южной Осетии в диалоге с Тбилиси в этом случае заметно снизится, а это значит, что и Россия потеряет пространство для маневра. Поэтому вряд ли в ближайшее время участники Женевских дискуссий откажутся от данного формата".

Эксперт считает, что роль Южной Осетии и Абхазии в политических процессах сейчас возрастет: "Вероятность развязывания большого конфликта вокруг Абхазии и Южной Осетии сейчас невелика. Но не будем забывать, что сейчас в бывшем СССР одновременно наблюдается появление новых непризнанных республик (ДНР и ЛНР) и резкое обострение обстановки вокруг Приднестровья и Нагорного Карабаха. В этих условиях возрастет роль частично признанных Южной Осетии и Абхазии в качестве дипломатического буфера между Москвой и непризнанными республиками постсоветского пространства. Признание Южной Осетией независимости ДНР и ЛНР является одним из проявлений той роли, в которой будут активнее выступать Сухум и Цхинвал в ближайшее время".