США, теряя территории Ирака, пытаются спровоцировать кризис и террор
Ряд последних событий на севере Ирака заставляет по-новому взглянуть на перспективы «розыгрыша» курдской проблемы странами, недавно выступавшими спонсорами курдской независимости и инициаторами ускорения процесса распада Ирака — то есть США и Израилем. Высказать конкретную версию о том, из-за чего собственно ещё недавно катализировавшийся и извне, и изнутри Ирака процесс сейчас как бы спускают на тормозах, пока не представляется возможным. Но очевидно, что причина находится вне Ирака и, скорее всего, лежит как в плоскости взаимоотношений Запада с Ираном, так и в относительных неудачах Запада и его ставленников в Киеве в военных действиях на юго-востоке Украины.
Тактические изменения в позициях США и Израиля начались примерно где-то с 30-31 июля. Например, Израиль, видя что не удалось «с ходу» подавить вооружённые отряды палестинского движения ХАМАС в секторе Газа, периодически объявляет об «одностороннем перемирии» или временном прекращении военных действий. Порой идут и некие закулисные переговоры с участием неназванных посредников. Другое дело, что постоянно эти «перемирия» и прекращения огня нарушаются — как Израилем, так и ХАМАСом.
Что касается США, то Вашингтон начал, казалось бы, «издалека» — однако это начало весьма серьёзное и с далеко идущими последствиями. Причём ни США, ни центральное правительство Ирака на сей раз не афишировали свои переговоры. Мир узнал о сговоре между Вашингтоном и Багдадом… конечно же, от чиновников Курдского регионального правительства в Ираке. Министр энергетики и природных ресурсов иракского Курдистана Ашти Хаврами заявил 30 июля, что, оказывается, Ирак обратился к Соединенным Штатам с просьбой арестовать танкер с курдской нефтью, стоящий на якоре в Мексиканском заливе, но, по словам курдского чиновника, Ирак «не сможет победить». Тем не менее, нефти из иракского Курдистана запретили «спуститься на американский берег», как отмечало американское агентство Bloomberg. Окружной суд по Южному округу штата Техас постановил наложить арест на партию нефти, доставленную к берегам США танкером United Kalavryta, который несколько дней находился в Мексиканском заливе в ожидании отгрузки в порту Галвестон. Однако разрешение на отгрузку получено не было: правительство Ирака направило жалобу, в которой обвинило руководство иракского Курдистана в незаконной продаже нефти. Иск Багдада был удовлетворен и немедленно передан в Федеральную службу исполнения наказаний и судебных приставов США. По данным Bloomberg, на борту находилось более 1 млн баррелей нефти. За нее курдские власти рассчитывали получить $100 млн. О том, что право на экспорт иракской нефти есть только у центрального правительства этой страны, заявили и в Госдепе. Вашингтон продемонстрировал, что приоритетом для него остается территориальная целостность Ирака — даже в ущерб особым отношениям с курдами, которые США поддерживали на протяжении многих лет.
При этом заместитель помощника госсекретаря США по делам Ближнего Востока Бретт Мак-Герк, 2 августа, поясняя позицию Вашингтона в отношении курдского нефтяного танкера в Техасе, попытался смягчить ситуацию и подсластить горькую пилюлю для премьер-министра Регионального правительства Иракского
Трудно сказать, следует ли обращение Бретта Мак-Герка через Twitter воспринимать как официальный ответ Вашингтона на то, что после фактического ареста курдского танкера в Галвестоне власти иракского Курдистана направили письмо судье США с просьбой пересмотреть это дело, утверждая, что иракские курды легально производят и экспортируют нефть. Но то, что, как утверждал 1 августа общеарабский телеканал «Al Arabiya», Вашингтон вдруг вздумал поставить в Ирак 5000 ракет AGM-114 Hellfire общей суммой $700 млн, утвердило во мнении, что США что-то начали пересматривать в своих позициях по курдам Ближнего Востока. Госдеп США уже поддержал эту сделку. И, как известно, ещё с 1 июля Вашингтон направил в Ирак 200 дополнительных военных, чтобы усилить защиту посольства в Багдаде и городского аэропорта. Новый контингент прибыл в страну, имея на вооружении беспилотники.
Однако и это ещё не вся палитра американских приготовлений к дальнейшему развитию событий по Ираку и курдам. Уже прошли выборы президента Ирака и, согласно Конституции, им вновь избран курд — Фуад Масум, тоже из партии «Патриотический союз Курдистана» (ПСК), то есть соперника партии Масуда Барзани среди курдской общественности Ирака. Он ровесник бывшего президента Ирака и тоже курда, генсека ПСК
Следует учитывать все факторы и нюансы взаимоотношений США с иракскими курдами. Американцы тесно связаны не только с Барзани и его партией, а значит — и курдскими пешмерга, но и с «президентской» партией ПСК и её лидерами. И в иракском Курдистане, в отличие от остального Ирака, военное присутствие США всё ещё сохраняется. Поэтому можно не сомневаться, что кандидатуру доктора Масума курды из ПСК точно согласовывали с американцами. И если раньше США со спокойным хладнокровием взирали на быструю до катастрофичности гибель созданной американцами же «новой» иракской армии, то теперь усилиями двух курдов из ПСК — Масума и Зибари, это именно американцы собираются восстанавливать армию Ирака, рухнувшую под ударами группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ISIS), ныне переименовавшей себя просто в «Исламское государство» (IS).
Мы не найдём ответов на многочисленные вопросы, связанные с тактическими изменениями в поведении США по Ираку и курдам, если будем пытаться их искать только лишь в сфере американо-курдских отношений. Одна из версий же, на наш взгляд, может заключаться в том, что США вдруг реально осознали, что «теряют» Ирак весь, в целом. И что рискуют проиграть эту территорию, допустим, тем же России и Ирану. Сопоставим факты, пусть и не все. Ещё с конца июня РФ возобновила военные поставки в Ирак. 29 июня в страну были поставлена первая партия штурмовиков Су-25 российского производства в составе пяти машин. Поставки шли весь июль месяц. Да, военно-техническое сотрудничество Москвы и Багдада не новость и не нечто сверхъестественное. В военно-техническом сотрудничестве Багдада с другими странами, изначально не было жёсткой привязки к США, которые в то же время оставались приоритетным партнёром властей Ирака в данной сфере (с 2005 года объём сотрудничества между двумя странами в военной сфере превысил $14 млрд.). Ранее Ирак закупал бронетехнику у новых восточноевропейских членов НАТО, а в 2012 г. заключил с Россией крупное соглашение о поставках около 40 ударных вертолётов Ми-28НЭ и Ми-35, а также 48 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» на сумму $4,3 млрд. Впрочем, уже тогда этот контракт, по некоторым данным, вызвал противодействие США и части правящих кругов в Багдаде. В истории же с закупками Ираком российских самолётов примечательна и противоречивая информация по типам поставленных машин. Первоначально сообщалось о приобретении Багдадом тяжёлых фронтовых истребителей Су-27СМ и Су-30К, способных действовать и по наземным целям. 29 июня член комитета по безопасности и обороне иракского парламента предыдущего созыва Аббас аль-Байяти заявил о прибытии в Ирак десяти истребителей компании «Сухой». В то же время, по данным минобороны Ирака, имела место поставка пяти штурмовиков Су-25. Отметим, что данные самолёты, предназначенные для ударов по наземным целям, в гораздо большей степени, чем истребители семейства Су-27, соответствуют выполнению задачи, стоящей перед армией Ирака, которой противостоят группы боевиков, лишённых собственной авиации. Кроме того, штурмовики Су-25 значительно более просты в обслуживании и эксплуатации, что позволит иракским силам существенно раньше пустить их в ход. Но проблема — для США, состояла в том, что российские самолёты прибыли в Ирак…вместе с обслуживающим техперсоналом из РФ. А вот и развитие — российская компания «Газпром нефть» начала с 4 августа геологоразведочное бурение в иракском Курдистане. Как ещё показать американцам, что Москва, оказывается, плотно работает как с центральным правительством в Багдаде, так и с иракскими курдами?
У Ирана же всё ещё жёстче. Как свидетельствовали июньские и июльские заявления министра иностранных дел Ирана Мухаммада Джавада Зарифа и его заместителя по делам арабских и африканских стран Хоссейна Амир-Абдоллахияна, Тегеран не просто категорически отвергал сообщения западных и израильских СМИ о том, что якобы Иран и США ведут переговоры о взаимодействии по Ираку, и не только резко критиковал иракских курдов (на уровне высшего духовенства и МИД Ирана) за «сепаратизм» и заявлял, что надеется на «прекращение любых разговоров о разделении соседнего государства», то есть Ирака. Теперь можно с точностью утверждать, что контакты по Ираку и курдам между Тегераном и Вашингтоном (естественно, неофициальные) были, но иранская сторона дала США резкую отповедь. В Ирак действительно направились колонны шиитских добровольцев, в том числе и из самого Ирана. Например, в косвенной форме об этом свидетельствует и факт, что в селе Башир в 15 км от Киркука боевики IS зверски убили иранского командира шиитской боевой организации «Бадр», шейха Джафара аль-Муссави и ещё 31 шиитских добровольцев. Но этого мало. 18 июля секретарь иранского Высшего Совета национальной безопасности адмирал Али Шамхани прибыл в Багдад, чтобы обсудить вопросы безопасности и возможных кандидатов на предстоящих выборах в президенты Ирака с премьер-министром (шиитом)
Разумеется, что в США всё поняли, и, видимо, достаточно быстро. Результаты же видны — помимо фактического ареста танкера United Kalavryta и запрета сгружать нефть из иракского Курдистана в Техасе, помимо твиттеровских откровений Бретта Мак-Герка, это ещё и произнесённая 1 августа представительницей Госдепа США
Но жертвование интересами курдов Барзани вызвало, видимо, естественное недовольство группирующихся вокруг Эрбиля племён и организаций. И вот — «наказание». Террористы из «Исламского государства» (IS), за которыми, почти бесспорно, стоят сателлиты США в регионе в лице Саудовской Аравии и Катара, попытались взять Киркук, который ранее «любезно подарили» курдам, руководимым Барзани. Потерпев неудачу, ваххабиты (впрочем, не только они — сейчас есть свидетельства, что и в рядах IS, как и на стороне пресловутой «сирийской оппозиции» в Сирии, воюют не меньше 500 наёмников из разных стран, в том числе и стран Запада) ринулись мстить… езидам, чьи центры расположены именно в северном Ираке. Вот уже несколько дней продолжается трагедия езидов Синджара (Шангала) и Зуммара — к северу от Мосула. Общеизвестно, что иракские езиды поддерживают Масуда Барзани и пешмерга. 3 августа нынешний лидер езидов Ирака и всего мира Мир Тахсин Бег, который в настоящее время базируется в Германии, призвал власти Курдистана и международное сообщество помочь езидам в Синджаре как можно скорее и защитить их от атак IS. Идут массовые убийства езидов за отказ принять ислам, похищаются женщины и дети, и т.д. Представитель ООН в Ираке Николай Младинов подтвердил сообщения о бегстве 200 тыс. человек из Синджара и предупредил о «гуманитарной трагедии» в этом районе.
В то же время активизируются в районах Мосула и Ниневии как армия Ирака, способствующая созданию здесь народного антитеррористического ополчения, так и шиитские добровольцы. Создалась не только трагичная, но и где-то драматично-смехотворная ситуация — неуклюжесть политики США, направленная на дестабилизацию Ирака с целью как вычленения иракского Курдистана, так и свержения правительства шиита аль-Малики, привела к эшелонированному взаимодействию и шиитов, и суннитов-противников терроризма, привела к фактическому участию в делах Ирака России и Ирана (как и ранее в Сирии), а также…подтолкнула даже курдов-сторонников курдской независимости к пусть и временному, но военному взаимодействию против ваххабитов из IS. И получилось, что управляемый хаос в Ираке американцы-то создали. Но только они больше им не управляют. Следовательно, их первичные планы не просто отложены — они в стадии пересмотра и доработки. Но до предела сложно предугадать, где именно США начнут наносить очередные отвлекающие удары — в Газе или в Новороссии, или же — где-нибудь в Закавказье. Последний вариант также представляется правдоподобным — ведь в этом случае внимание и Москвы, и Тегерана точно будет отвлечено и от Ирака, и от курдов.