Провинциальная трагикомедия, или в ЦИК Грузии ждут звонка Шеварднадзе: грузинская пресса за 17-19 ноября
Миллион подписей оппозиции. Неповиновение идет полным ходом. Неприязнь к оппозиции объединила неприятелей. Тем временем... в ЦИК ждут звонка Шеварднадзе. Провинциальная трагикомедия. Полиция на казарменном режиме. Клан Шеварднадзе не допустит отставки. Саакашвили готовит сюрпризы.
Миллион подписей оппозиции
Газета "Резонанси" 18 ноября пишет: оппозиционные блоки "Бурджанадзе-Демократы" и "Национальное движение" намерены собрать миллион подписей с требованием отставки президента. Но президент не идет на уступки. Выхода пока не видно. Митингующая оппозиция, собирается войти в парламент только при условии, если в определенных округах итоги выборов будут аннулированы. Изменится после этого их требование об отставке президента, это еще не решено, хотя, как заявил Коба Давиташвили, это требование останется в силе в любом случае. Сторонники политического моратория считают, что парламентские выборы должны быть проведены заново, а до выборов надо решить вопрос территориального устройства страны. В том, что президент не уйдет в отставку уже сейчас, поскольку срок его правления и так скоро истекает, уверены многие политики. Во всех случаях необходимы переговоры, продолжает газета. Законодательством предусмотрены случаи, когда возможна отставка президента. Вероятно, он должен согласиться с тем, что ЦИК пересчитает голоса на некоторых участках, а на некоторых и аннулирует результаты. Первое заседание нового парламента должно быть назначено на 22 ноября. Для этого по закону должно собраться 157 депутатов, что не представит проблемы. То, что происходит в Грузии, по мнению "Резонанси", во всех случаях, является борьбой с властью: оппозиция борется за то, что взять власть в свои руки, власть - чтобы сохранить свои позиции. Что намерены предпринять организаторы акции, войдут ли они в парламент, не изменили ли свое требование отставки президента? По словам Кобы Давиташвили, требование оппозиции неизменно, идет сбор подписей с требованием об отставке президента, который заявил, что, если миллион людей потребуют его отставки, то он уйдет. В противном случае, гражданское неповиновение продолжится. Если ЦИК признает недействительными итоги выборов на участках, где произошла фальсификация, т.е. в части Аджарии и части Квемо Картли, тогда, уверен Давиташвили, оппозиция войдет в парламент. Борьба за отставку президента продолжится в парламенте через процедуру импичмента. Если законодательный орган не выразит воли народа, то его нельзя рассматривать как парламент, заключил Давиташвили. ("Резонанси")
Саакашвили: "Неповиновение идет полным ходом"
Первым днем народного неповиновения Михаил Саакашвили доволен, пишет "24 Саати". После него план Саакашвили таков: он планирует выехать в регионы для организации сторонников, которые примут участие в марше оппозиции. Возможно, на автобусах и машинах не пропустят, тогда приедем на лошадях или придем пешком, говорит Саакашвили. Десятки тысяч людей направятся к канцелярии к Шеварднадзе, который, по словам Саакашваили, "так прирос к своему стулу, то придется выносить его из канцелярии со стулом". Но Шеварднадзе не должен опасаться народа, все должно произойти мирно, заявляет Саакашвили. По словам Саакашвили, ситуация в стране вошла уже в такую фазу, что не Шеварднадзе решать вопрос его отставки, это должен решить грузинский народ. Что касается дальнейших переговоров с Шеварднадзе, то Саакашвили заявляет, что встретится с Шеварднадзе только после того, как тот окончательно покинет канцелярию. ("24 Саати").
Неприязнь к оппозиции объединила неприятелей
В Грузии сформировалась еще одна необычная триада - объединились сторонники бывшего президента Звиада Гамсахурдиа, "Агордзинеба" (блок главы Аджарии Аслана Абашидзе) и власть, которые провели альтернативный митинг, сменив у здания парламента оппозицию. Акцию возглавили Гурам Шарадзе и Манана Арчвадзе-Гамсахурдиа. В такой ситуации логичен вопрос: что объединило власть и вдову экс-президента? Как заявляет Манана Арчвадзе-Гамсахурдиа, она настроена негативно в отношении молодого реформатора Саакашвили, который отказался принять ее, будучи министром юстиции. Ее не смущает, что она встала рядом с властью, по ее словам, Шеварднадзе готов вести диалог с оппозицией. Она выступает за достижение компромисса мирным путем и не принимает призывы лидеров оппозиции. Что касается "третьего голоса" акции - Цотнэ Бакурия, то он намерен собрать сегодня 20 тысяч сторонников, чтобы продемонстрировать оппозиции свои силы. Во второй половине дня на акции появился уполномоченный президента в Кодорском ущелье Эмзар Квициани и потребовал утвердить мир в Кодори и во всей Грузии. Как видно, в противовес оппозиции проправительственные силы ни с кем не отказываются от партнерства - начиная от превратившегося за две недели в партнера блока "Агордзинеба" и кончая одиозным крылом звиадистов. А у противоположной стороны здания парламента в это же время собрались сторонники оппозиции, которые опротестовывали странный митинг старой (звиадистов) и новой власти. Растерянные прохожие не знали, смеяться или плакать над этим. ("Диллис Газети")
Тем временем... В ЦИК ждут звонка Шеварднадзе
ЦИК, до сих пор "черепашьими шагами" подводивший итоги выборов, вдруг превратился в быстроного зайца, пишет 18-19 ноября "Алиа". ЦИК спешит опубликовать результаты выборов. Но за кулисами ситуация меняется, председатель комиссии Нана Девдариани меняет правила игры. Точнее, отказывается играть - и с оппозицией, и с властью. Как выясняется, власть в агонии требует от Девдариани таких решений, которые не вмещаются ни в какие правовые рамки. Девдариани бережет собственный имидж. Но вопрос в том, до коих пор она выдержит, газета отвечает - вероятно, до звонка Шеварднадзе. Шеварднадзе - великий мастер примирения, примеров тому немало, пишет "Алиа". Девдвариани до 20 ноября не может опубликовать итоги. Почему? - задается вопросом "Алиа". По мнению газеты, 13 ноября в результате сделки с Госканцелярией ЦИК облегчил некоторым партиям ("Промышленникам" и "Новым правым") преодоление 7-процентного барьера. Но после этого решения, события развернулись в ином русле: в Тбилисский окружной суд поступило пять исков (от непарвительственных организаций и оппозиции), требовавшие отменить незаконное решение ЦИК. В результате решение ЦИК аннулировано. Получается, что "Промышленники" остаются вне парламента. Не исключено, что потерявшие надежду партийцы выйдут на улицу - правда, их протест будет запоздавшим. Не исключено и то, что после звонка Шеварднадзе картина изменится со скоростью "поляроида" и "Промышленники" облегченно вздохнут. В ЦИК ждут звонка Шеварднадзе подводит итог "Алиа".
Провинциальная трагикомедия
Завершилась поездка в Москву лидера Аджарии Аслана Абашидзе. Как пишет "24 Саати", официальная Москва приняла Абашидзе соответственно, организовав встречи, на которых журналисты задают лишь удобные вопросы. Московские наблюдатели отмечают, что аджарский фактор нужен Москве лишь для сохранения собственного влияния в Грузии. Именно это является заботой лидера Аджарии, поскольку власть России, как видно, не делает ставки на президентство Абашидзе. Примечателен и второй фактор: в московском окружении Абашидзе вызвал раскол фактор Саакашвили - одни поддерживают оппозицию, но открыто об этом не говорят, это проявилось на собрании "партактива" Абашидзе в "Метрополе", где присутствовала грузинская диаспора Москвы. Этому собранию предшествовала встреча Абашидзе с спецпредставителем президента РФ по урегулированию грузино-абхазского конфликта Валерием Лощининым, на которой отмечалось, что в сложившейся в Грузии после выборов ситуации народ вообще забыл об урегулировании этноконфликтов.
Среди приглашенных в гостинице "Метрополь", отмечает "24 саати", были президент и активисты Грузинского общества в РФ, но не было посла Грузии в России. И это неудивительно, т.к. посол Грузии не был приглашен ни на одну встречу Абашидзе в Москве, хотя бы из этических соображений. В Москве все знают, что грузинская община Москвы состоит, в основном, из оппонентов Шеварднадзе. На встречу приглашали, исходя из политических вкусов Абашидзе - в зале не должно быть оппонентов. Как отмечают очевидцы, на встрече Саакашвили был объявлен фашистом, говорилось, что он непременно окажется в тюрьме, т.к. возбуждено несколько уголовных дел. Население Грузии, отстаивавшее под ноябрьским дождем свое достоинство на оппозиционном митинге, лидер Аджарии окрестил "десятиларовой массовкой". А затем поспешил на встречу с мэром Москвы Юрием Лужковым. Действительно смешной была политическая метаморфоза лидера Аджарии, пишет далее "24 саати". Московских наблюдателей и журналистов очень развеселило преображение вечного соперника и оппонента Шеварднадзе. Поддержку режима Шеварднадзе со стороны Абашидзе Москва восприняла политическим нонсенсом и это было всеми отмечено. И все-таки, почему Абашидзе оказывает помощь Шеварднадзе? Российские источники отмечают, что этим аджарский лидер создает гарантии своего спасения. Москве нужна стабильность в Аджарии, где размещена российская военная база! В случае победы "ненормального Саакашвили, база со всем своим составом должна стать щитом между Аджарией и остальной Грузией", - утверждал Абашидзе. Какие обещания он получил от Кремля, неизвестно, продолжает газета. ("24 Саати").
Акции, закончившиеся всеобщим неповиновением
Для президента Шеварднадзе не показались тревожными все те факты, из-за которых оппозиция вынуждена была выйти на улицу, пишет газета "Резонанси". Прослеживая все события и действия власти и оппозиции в течение семидневного протеста, газета констатирует - до Госканцелярии глас народа не дошел. О чем думает президент, неизвестно. По словам пресс-секретаря президента Кахи Имнадзе, правительство должно выполнить свою функцию. Имнадзе проинформировал о кадровых изменениях, которые на днях готовит президент.
В эти дни Грузия в центре внимания мира, продолжает "Резонанси". Рядом с Шеварднадзе уже появляются фамилии Милошевича и Чаушеску. Президент Грузии возвращается к пророссийскому курсу, он не собирается уходить в отставку, пишет "Вашингтон пост". В ведущих газетах мира картина выглядит, судя по заголовкам, так: "Называемый белой лисой президент идет на все ради сохранения власти", "Шеварднадзе - под огнем". В прямом эфире CNN весь мир наблюдает за событиями на проспекте Руставели, за собравшимися здесь тысячами людьми. Сегодня начинается народное неповиновение. Население Грузии объявляет бойкот государственным структурам. Правда, президент заявляет, что он не Милошевич и не Чаушеску, но факт один: президент Грузии - Шеварднадзе, а народ не хочет власти именно Шеварднадзе.("Резонанси")
Полиция на казарменном режиме
Какова ситуация с преступлениями в Тбилиси? - задается вопросом газета "Дилис газети". МВД уже две недели работает на казарменном режиме. Руководители правоохранительной системы не отрицают наличия хаоса в стране и заявляют, что ситуация требует особого контроля, прежде всего в тех районах Тбилиси, где расположены Госканцелярия и парламент. Именно здесь отмечается скопление народа из всех районов. Несмотря на это, заместитель начальника полиции района Мтацминда-Крцаниси (на территории которого находятся указанные объекты) Заза Чачия заявляет, что положение не столь тревожно, как говорят некоторые.
Однако в полиции столичных районов Глдани-Надзаладеви, Ваке-Сабуртало, Дидубе-Чугурети заявляют, что ситуация серьезно обострена. Правда, пока не сделан общий анализ количества преступлений, но случаи разбоя явно увеличились. Также зафиксированы несколько фактов попытки угона автомашин, заявил начальник полиции Ваке-Сабуртало Гоги Небиеридзе. Противоположное утверждают в полиции Исани-Самгори: в этом районе рост числа преступлений не отмечается. Возможно, это объясняется отдаленностью района от центра, где проходят митинги, считает начальник полиции Исани-Самгори Темур Турабелидзе. И все-таки общая ситуация заставляет задуматься, если учитывать то, что уже и в регионах полицию перевели на особый режим, резюмирует "Дилис газети".
Клан Шеварднадзе не допустит его отставки
Власть и оппозиция снова не договорились. Президент Шеварднадзе заявляет, что не оставит свой пост и не признает выборы недействительными, пишет "Ахали версиа". Категоричны вышедшие на улицу лидеры оппозиции и их сторонники - они не намерены уступать и, по их заявлениям, с этой недели акции протеста примут более масштабные и резкие формы. На этом фоне эксперты, журналисты и простые избиратели активно обсуждают перспективу ухода Шеварднадзе и варианты возможного развития дальнейших событий. Политолог Рамаз Климиашвили заявляет, что уход Шеварднадзе не устраивает два клана: один - родня президента, второй - его политические сторонники. Они не отпустят Шеварднадзе, поскольку в случае его ухода их дела будут плохи. Тем, кто входил в первую двадцатку в предвыборном блоке власти, не будет места в политике, в парламенте, вообще в Грузии. Вспомните, когда первый президент Грузии Звиад Гамсахурдиа готов был покинуть страну, ему мешало его же окружение - восклицает Климиашвили. Та же ситуация и сейчас. Причем, тогда окружение Гамсахурдиа не имело богатства, и ему нечего было терять, кроме политической власти, отметил Климиашвили.
Сегодня насильно сохраненный пост ничего хорошего Шеварднадзе не принесет. Лучше ему уступить пост, иначе он потеряет тот имидж, который имеет за рубежом, считает Климиашвили. Всем иностранцам надоел Шеварднадзе, иностранные инвесторы говорят, что пора придти новому поколению политиков. Если мы цивилизованная нация, то все изменения осуществятся по пражскому сценарию, где не было ни одной пули и все произошло мирно. Если мы менее цивилизованы, то все произойдет по белградскому сценарию, а если мы варвары, то - по румынскому, резюмировал политолог. ("Ахали версиа")
Саакашвили готовит сюрпризы
Руководитель оппозиции Михаил Саакашвили готовит очередной грандиозный митинг. Никто не знает, какие сюрпризы предложит он власти, пишет "Ахали таоба". Чтобы сюрпризы не был слишком неожиданными, с ним ведут переговоры. Диалог проводит бывший министр обороны Георгий Каркарашвили, причем, не как представитель сил власти, а как личность, которая не хочет гражданского противостояния в стране. Во избежание этого противостояния вокруг Каркарашвили собрались ветераны, которые во время гражданской войны начала 90-х стояли друг против друга с оружием в руках. Сегодня они призывают к компромиссам. Заявления, сделанные на встрече ветеранов, должны были быть абсолютно приемлемы для Саакашвили - хотя последний сделал довольно странный комментарий о том, что, кроме Каркарашвили, все эти люди бандиты и всех надо задержать.
Каркарашвили это поразило. Он считает, что Саакашвили получает неверную информацию. Как видно, определенные люди заинтересованы в том, чтобы между ветеранами и оппозицией возникла конфронтация, заявляет Каркарашвили и призывает Саакашвили к большей трезвости. Он советует хорошо все проанализировать и после этого делать заявления. Но Саакашвили продолжает делать все новые и новые заявления. Каркарашвили же все-таки уверен, что лидер оппозиции введен в заблуждение. Каркарашвили не отказывается от функции посредника и, вероятно, продолжит диалог с оппозицией ради того, чтобы в стране не было противостояния. ("Ахали таоба")