Метафизика самозахватов: как Меджлис и Киев разворовывали крымскую землю
Вернувшись домой, крымские татары видели, что их прежние дома давно заняты русскими или украинцами, в большинстве своем, переселенными в Крым после
В конце 1980-х и в начале 1990-х в Крым начали возвращаться крымские татары. Процесс был стихийным. Репатрианты не знали, куда и к кому обращаться. Откуда ни возьмись появлялись доброхоты, которые советовали переселенцам просить помощи у Меджлиса крымско-татарского народа."Возвращается татарин на родину. Ему нужно жилье, земля под участок, какая-нибудь работа. Сразу же появляется советчик, который говорит: "В Крыму тебе может помочь только одна организация - Меджлис крымско- татарского народа. Иди туда. И так было на протяжении всех 23 лет", - сказали представители крымских татар корреспонденту ИА REGNUM.
В чем состояла помощь Меджлиса? Когда лидеры Меджлиса
В начале 90-х официальный Киев выражал недовольство самовольными захватами земли в Крыму. Но потом позиция Украины сменилась на противоположную. Самовольно заселенные участки земли по документам проходили как ничейные. В топографическом разрезе участки самозахватов представляют пояса, которые проходят вокруг населенных пунктов полуострова по линиям незастроенных территорий и пустырей. В Киеве решили: если захваченные земли - ничейные, то украинское государство не обязано их обустраивать за свой счет. Бездействие Киева в плане крымской земли и татарских самозахватов образовало "вилку" в законодательстве. В эту "вилку" можно было списать не только ничегонеделание Украины в плане обустройства Крыма, но и незаконные действия украинских олигархов на полуострове. Чем, собственно, олигархи и не преминули воспользоваться.
Самым лакомым куском стал южный берег Крыма (сотка земли в этом регионе Крыма стоит дороже, чем на Рублевском шоссе в Москве). К примеру, реликтовая можжевеловая роща близ мыса Айя, Балаклавский район. В 2011 году этот участок земли присвоил себе
Украинское земельное законодательство гласит: каждый гражданин Украины имеет право один раз в жизни бесплатно получить участок земли площадью в 10 соток. Выделенная бесплатно земля должна быть внесена в реестр. На практике же исполнение юридических процедур превратилось в коррупционную нишу. Чтобы доказать, что участок земли принадлежит тебе, нужно было обойти десяток инстанций и давать чиновникам мзду. Дача взяток шла через землеустроительные организации, которые, собственно, занимались проектами индивидуальных землеотводов. В коррупционной земельной схеме также участвовали мэры городов, главные архитекторы и местные отделения организации "Земельные ресурсы Украины". Районные представители "Земресурсов Украины" отвозили деньги в симферопольское отделение организации, а симферопольское отделение отвозило деньги в Киев. Часть земельной крымской мзды отчислялась в Киеве высшим кругам украинской власти. В том числе, Виктору Януковичу.
Немаловажным звеном в этой схеме был Меджлис крымско-татарского народа. Основная часть самозахваченной земли была в обороте людей Джемилева и Чубарова. Украинские власти либо брали за землю от Меджлиса откуп, либо шли с ним на определенные взаимовыгодные договоренности. Те крымские татары, которые не были вписаны в схемы Меджлиса, оставались ни с чем. А славянское население Крыма все больше прогибалось под коррупционные схемы Киева, которые в своей основе имели захваты земли крымскими татарами и легализацию этой практики Меджлисом. Без Меджлиса не было бы самозахватов, а без самозахватов и Меджлиса вместе Киев не мог бы манипулировать процессами на полуострове.
Самым оптимальным способом манипуляции было сохранение в Крыму ситуации межнационального напряжения. Например, в мае 2006 года жители посёлка Партенит (пригород Алушты) заблокировали трассу, не пустив в посёлок около 600 машин крымских татар, которые проводили автопробег-реквием памяти жертв депортации. Глава поселковой администрации тогда обеспокоился, что татары могут произвести самозахват земли.
Артур Приймак - корреспондент ИА REGNUM (Москва-Симферополь)