Михаил Агаджанян: Удастся ли США и Ирану согласовать нового "антикризисного менеджера" для Ирака?
За кризисом в Ираке последовали экспертные гипотезы, объясняющие провал местных властей перед лицом негосударственных экстремистских группировок. Выдвинута версия о смоделированности атаки боевиков на северные провинции Ирака внешними силами, среди которых чаще всего называются США. Под это предположение подводится, прежде всего, нефтяная подоплёка. Якобы, американцев в Ираке по-прежнему продолжает интересовать нефть и только нефть. Распад иракской государственности на три основных этнокофессиональных "куска" - курды, сунниты и шииты - даст "ближневосточному жандарму", крупнейшей военной силе в регионе возможность оптимизировать контроль над Большим Ближним Востоком. В том числе, и над энергетическими потоками. Интересным образом линия нынешнего фронта противостояния между "Исламским государством Ирака и Леванта" (ИГИЛ) и Багдадом стабилизировалась вдали от крупных нефтяных месторождений Ирака. В своей большей части они находятся на юге и юго-востоке страны, на которых численно преобладает шиитское население (1). Не менее показательно и то, что американцы стали более активно говорить о возможной военной помощи правительству
"Нефтяная версия" претендует на объективность, но не в качестве ключевой причины случившегося. Одним из последствий успехов салафитов, условного "такфирийского интернационала" в Ираке на самом деле стал рост шансов транснациональных корпораций и стоящих за ними западных правительств на получение в дальнейшем более выгодных контрактов с новыми иракскими властями. Но это достаточно отдалённая и до конца не просчитываемая перспектива. Иметь дело с тремя новыми правительствами на руинах бывшего Ирака, безусловно, на порядок комфортнее для транснациональных лидеров глобального энергетического рынка. Впрочем, необходимо добиться хотя бы минимальной стабильности в пылающей от террористической угрозы стране.
Можно с уверенностью предположить, что никаких заговоров внешних сил вокруг окончательной фиксации иракской центробежности не было. Американцы банально пропустили вылазку экстремистов, не сумев отреагировать на планы ИГИЛ в превентивном ключе. Вполне вероятно, информация о готовящейся атаке поступила в Вашингтон уже тогда, когда было поздно предпринимать некие предупредительные меры.
Иракская государственность в её "домосульском" виде (то есть, до рубежа 9 июня 2014 года, когда произошёл захват Мосула боевиками и их быстрое продвижение на Багдад) была нежизнеспособной. Последние два с половиной года, прошедшие с вывода американских оккупационных сил из Ирака, со всей очевидностью свидетельствовали в пользу этой неутешительной данности. Мосул стал точкой невозврата не только для курдов, которые уже закрепились в Киркуке и покидать его решительно отказываются. Без поддержки местных суннитских племён продвижение ИГИЛ в стиле военного блицкрига теми малыми силами, имевшимися в распоряжении группировки (менее 1 тыс. бойцов), было бы физически не осуществимо. Атака ИГИЛ легла на благодатную почву деградации иракской государственности, когда шиитское правительство в Багдаде отторгалось не только курдами и суннитами. В самом шиитском лагере внутриполитических сил страны нарастало сопротивление третьему премьерскому сроку Нури аль-Малики, который обозначился после парламентских выборов 30 апреля этого года. В совокупности с факторами невнятной позиции США в вопросе поддержки аль-Малики, неясными перспективами усиления позиций Ирана в Ираке при заседании в Багдаде нынешнего кабинета министров это дало кумулятивный эффект и вылилось в окончательный подрыв иракской государственной целостности.
Если даже представить практически невозможное, а именно, скорейшее нанесение ИГИЛ и примкнувшей к группировке местной фронде правительственными силами поражения и отброс за сирийскую границу, то Ирак всё равно не будет прежним Ираком, каким он был "до Мосула". Это понимают в Вашингтоне, где отказываются выходить за рамки точечных мер поддержки иракского правительства. 300 американских советников в Багдаде, разведывательная и ударная поддержка с воздуха и прибытие в Персидский залив авианосной группы - это явно не формат массированной помощи своему стратегическому партнёру в регионе.
В предопределённость ухода аль-Малики с премьерского поста уверены и в Тегеране. При этом, оказанная иранцами своим шиитским братьям в Ираке оперативная помощь не должна вводить в заблуждение по поводу долгосрочных интересов Тегерана. Последний придерживается композиционного курса на формирование высшей иракской власти. Другими словами, иранцам намного выгоднее устойчивая коалиция правительственных сил в соседней стране, чем авторитарный стиль правления, если даже он исходит от шиитского внутриполитического элемента. Именно в этом направлении, созвучном с мнением иранских властей, развивает свои мысли о стабилизации Ирака американская администрация. Экстренный визит госсекретаря
Ранее в Багдад срочно выехал командующий иранскими войсками спезназначения "Кодс"
Ныне экспертные оценки претерпели заметную коррекцию. Роль внешнего шиитского фактора в Ираке уже не рассматривается вашингтонскими аналитиками в исключительно контрпродуктивном ключе. Напротив, меры реагирования Ирана и его преданных сателлитов в регионе пришлись крайне вовремя для спасения остатков иракской государственности от полного краха. Теперь в Вашингтоне задаются вопросом: к чему может привести намечающееся сотрудничество США и Ирана вокруг Ирака и какую "цену" за свои "услуги" запросит Тегеран?
Первое, что выступает на поверхность - это создание благоприятной внешней среды для сближения позиций Вашингтона и Тегерана вокруг заключения окончательного соглашения по ядерной программе Ирана. Стороны могут воспользоваться представившимся случаем для форсирования переговоров в Женеве и Вене. Теперь их объединяют весьма конкретные цели в Ираке, предоставляющие возможность уйти от предыдущей конфронтации и расширить базу будущих договорённостей в регионе. У США и Ирана в Ираке разветвлённая сеть дипломатических и торговых представительств. Посольствам и консульствам в Багдаде, Басре, Эрбиле, в других иракских агломерациях необходима дополнительная защита. Граждане США и Ирана также могут выступать "мишенями" для вторгнувшихся в Ирак джихадистов. В такой критической ситуации нынешние региональные оппоненты могли бы пойти на обмен разведдаными, другие контакты спецслужб и армейского командования, дабы минимизировать риски нападения на своих граждан и объекты в Ираке. Важно подчеркнуть, что на фоне откровенной самоустранённости аравийских монархий от катастрофических развитий в соседней стране, иранцы проявили военно-политическую и дипломатическую изобретательность. Пока монархии Персидского залива раздумывали над эвакуацией своих дипмиссий или другими подобными демаршами (к примеру, власти ОАЭ уже отозвали своего посла в Ираке "для консультаций"), Тегеран решился на смелые шаги и готов к различным региональным сценариям.
(1) Большинство запасов иракской нефти сконцентрированы на юге страны, однако есть ряд исключений. Прежде всего, это месторождения Каяра и Нейма на севере Ирака. Их запасы в 2012 году оценивались в 800 и 850 млн. баррелей соответственно.
(2) 17 июня лидер "Хизбаллы" шейх Насралла заявил о готовности защищать шиитские святыни в Ираке (в Кербеле, Неджефе, Самарре) и своих иракских единоверцев с ещё большей энергией, чем это делается ныне силами движения в Сирии.
(3) Matthew Levitt and Nadav Pollak, Hezbollah in Iraq: A Little Help Can Go a Long Way // The Washington Institute for Near East Policy, June 25, 2014.
Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM