Евгений Крутиков. Евроинтеграция Грузии подтолкнула Москву к конструктивному пересмотру своей позиции в регионе
Подписание 27 июня договора о евроинтеграции между Грузией и ЕС закономерно вызвало волну обеспокоенности и недоверия в "прифронтовых странах" - Республике Южная Осетия и в Республике Абхазия. Москва, как это ни парадоксально, отреагировала пока более спокойно. И гораздо спокойнее, чем на аналогичное соглашение с ЕС Украины. Причина тому довольно проста и весьма прагматична. Москва на этот раз восприняла этот шаг Грузии как очередной вызов, на который надо рационально ответить в своих национальных интересах.
А в Цхинвале же продолжает доминировать эмоциональный и узкодоктринальный взгляд на мир, естественным образом вытекающий из того состояния умов, которое сложилось в югоосетинском обществе в результате более двадцати лет противостояния с буйным соседом с юга.
Надо сразу определиться, что никакой "переориентации" югоосетинской политики на ЕС в результате подписания Тбилиси этого договора быть не может. Грузинская пропаганда весь последний год усиленно продвигала в массы мысль о том, что евроинтеграция будет распространяться также и на Абхазию и РЮО, поскольку
Но никаких прогрузинских настроений и группировок, эти настроения отражавших бы, в Южной Осетии нет и не быть не может. Да, существует приграничная торговля, размах которой непропорционально велик для государств, формально находящихся в состоянии войны. Соответственно, существует и социальный слой людей, включенных в эту торговлю, что не означает наличие среди них каких-то "предательских" настроений. Есть и очень узкая прослойка (буквально менее двух десятков человек), участвующих в различных проектах так называемого "гражданского общества" в форме форумов и конференций разной степени представительности в третьих странах. Эти "посиделки с грузинами" зачастую вызывают негативную реакцию в Цхинвале, скорее эмоциональную, чем политически обоснованную, поскольку никаких практических шагов эти встречи не подразумевают. Да и их участники никак в практической политике не задействованы. Иными словами, никакой социальной или политической базы для "евроинтеграции" в РЮО не было и нет. А ярлык "евроинтегратора" или обладателя "прозападной" - "прогрузинской" "ориентации" в последнее время принято навешивать без фактического подкрепления на наиболее докучливых и громких критиков даже не самой действующей власти, сколько нескольких ее представителей.
Есть, однако, разговоры - штука для Цхинвала очень важная, иногда, серьезно влияющая на практические решения. Разговоры эти начались более года назад на фоне вялого улучшения отношений между Россией и Грузией и, одновременно, кризиса в отношениях Москвы и Цхинвала на почве экономического кошмара в республике. Разговоры эти были исключительно теоретическими и изобиловали сослагательными наклонениями, а суть их сводилась к тому, что Европа теоретически может предложить некую отдельную, специально придуманную интеграционную схему, включающую РЮО, и тогда, может быть, в республике найдутся люди, которые предпочтут безвизовый въезд в Евросоюз и манну из небесного Брюсселя идеалам российско-осетинской дружбы. Все это из исключительно меркантильных соображений. Это была только теория, родившаяся в конкретный кризисный период времени в умах людей, уже привыкших за двадцать лет никому не доверять, даже самим себе, а многое действительно измерять только деньгами.
В самом Брюсселе ни о чем подобном уже давно не помышляют. Позиция
В Москве же к подписанию Грузией интеграционного соглашения, практически повторяющего аналогичное украинское, естественным образом относятся с подозрением и опасением. Потепление российско-грузинских отношений на самом деле носит естественный, "сезонный" характер, когда от "горячей" войны страны постепенно приходят к "холодному" миру. Да и сами признаки этого потепления какие-то несерьезные. Ну, там, вино, "Боржоми", несколько прямых рейсов самолетов... Ничего далеко идущего за этим нет, хотя в Цхинвале с его "психологией осажденной крепости" и "центра современной мировой политики" даже это все было воспринято болезненно.
Российская же настороженность действиями Грузии по направлению к евроинтеграции, хотя и тоже во многом после Украины, эмоциональна, но все-таки более объективна. После долгих лет забвения Россия поставила перед собой цель быть привлекательной для тех в мире, кто хотел бы с ней сотрудничать или находиться в орбите ее интересов. Этому повороту постепенно придумывают адекватный термин, отображающий его суть. Ясно, что одного только "русского мира" здесь мало, поскольку и Южная Осетия, и Абхазия и еще много кто тоже входят в этот "пояс естественных союзников", не ограниченный исключительно этническим или языковым признаком. И от своих естественных союзников Россия в этих обстоятельствах тоже требует некоего аналога внешней привлекательности, что в югоосетинском контексте обозначает в первую очередь пресловутую политическую стабильность и экономическое возрождение. Стабильность, вроде как, поддерживается, выборы прошли спокойно и уверенно, а обсуждение их результатов и явки - уже вопрос внутриполитический для РЮО, в который вмешиваться никто не будет.
Другое дело - сохранение этой стабильности в дальнейшем, исключение из внутриполитической борьбы всякого рода излишней пропаганды и - наиболее проблемный участок - экономическое сотрудничество. Цели превратить РЮО и, возможно, Абхазию в некую витрину "русского мира" никто не отменял даже на фоне Крыма, естественно претендующего на эту самую "витринную" роль. Инспекционный краткосрочный визит в РЮО
Можно однозначно отнестись к самому факту подписания Грузией договора о евроинтеграции как тактическому поражению Москвы и начать - на фоне динамик событий на Украине - начать искать виноватых. Недоглядели, мол. Но можно поставить вопрос и по-другому. Нагляден и очевиден положительный психологический эффект, который уже оказало это событие на российские внешнеполитические подходы. Это изменение мышления в более конструктивную сторону. Да, ничего с этим соглашением поделать уже нельзя, а опыт Украины подсказывает, что лучше и не трогать. Да и никаких прямых угроз для РФ оно пока не несет, а когда начнет предполагать что-то неприемлемое у наших южных границ - тогда и посмотрим. Разнообразных возможностей для этого очень много. А вот изменить тактику на более созидательную, направить энергию именно на построение привлекательности России и его южных союзников - РЮО и Абхазии - это шаг действительно разумный. Это куда более продуктивно, чем забрасывать беспокойного соседа стадами политтехнологов и пытаться сформировать там "пятую колонну" из персонажей, падких на легкие деньги и скандальную славу. Чем обернулась такая практика на Украине - мы все увидели и ужаснулись, хотя ответственности за это все никто пока не понес. Новый конструктивный подход, правда, требует все-таки длительного временного отрезка стабильности (куда теперь без нее?), а как ее понимать в конкретных условиях очень сложной для работы страны - Южной Осетии - это уже вопрос к тем персоналиям, которые продолжат там работу.
Повышение уровня жизни населения РЮО, о котором говорил Сурков в Цхинвале, - штука неоднозначная и многогранная. И до сих не понятая ни в цифрах, ни в смыслах. Тем более, на стратегическом уровне. Да и со стабильностью (это слово пора уже писать с прописной буквы и произносить с придыханием, подняв указательный палец к небу), как показало уже самое первое заседание нового созыва местного парламента, не так все радужно. Но само изменение тактического взгляда в Москве на события в регионе можно только приветствовать. А евроинтеграция Грузии в Евросоюз все равно сродни "лысенковщине". Как не скрещивай яблоко с ананасом - все равно на следующий год кукурузу придется высадить.