Андрей Марчуков: Свободный Донбасс, проект "Новороссия" и общерусский ответ на "украинский вызов"
Итак, референдумы 11 мая состоялись. Народ Донецкой и Луганской областей высказал свою волю. Наметилось и слияние Донецкой и Луганской народных республик в одну. Что дальше? Остановимся на нескольких моментах.
Донецкая народная республика: независимость и "внутриукраинский диалог"
Первое. Республика существует и имеет поддержку подавляющего большинства населения регионов. Теперь перед её руководством встаёт насущный вопрос превращения республики из полусуществующей в реальную. Необходимо сформировать собственные органы власти всех уровней, подчиняющиеся Донецку, а не Киеву. А заодно пресечь попытки киевских "руководителей" и политиков наведываться с "визитами" на Донбасс как на свою территорию.
Необходимо переподчинить силовые структуры - милицию, прокуратуру и т.д., а также СБУ (состав которой должен быть тщательно проверен, а скорее всего полностью обновлён). Установить контроль над всеми учреждениями и стратегически важными объектами инфраструктуры и транспорта, а также участками государственной границы - в том числе и новой, с Украиной.
Превратить отряды самообороны в официальные вооружённые силы новой республики. Перед ними встаёт неотложная задача защиты народных завоеваний и очищения её территории от незаконных вооружённых формирований, войск иностранного государства - Украины и диверсионно-террористических групп. Борьба с последними должна быть самой решительной и бескомпромиссной. Украинские националисты (во всём многообразии их организационных проявлений) и члены различных новосформированных "батальонов" должны быть поставлены вне закона.
Это не говоря уже о налаживании нормальной жизни и укреплении политических и хозяйственных связей с соседними регионами России, в частности, с Крымом.
Второе. После народного волеизъявления 11 мая и провозглашения республиками своей независимости никакой речи об этих регионах как об "украинских областях", а об их жителях как о "гражданах Украины" быть не может. Донецк и Луганск - это уже не Украина. И потому упоминать о них в контексте "Юго-востока Украины" неправомочно. Киевские марионеточные власти и их единомышленники и подручные - украинские националисты - сделали всё, чтобы вслед за Крымом жить "в Украине" отказались и жители Донбасса. И судя по тому, что уходить "свидомые" не собираются, этот список не окончателен. Вопрос в том, кто следующий, и когда это произойдёт?
Третье. Не стоит относиться к этой республике как к "подаче сигнала киевскому руководству" и их "приглашению за стол переговоров". Это бессмысленно. Киевское "руководство" не раз демонстрировало нежелание разрешить украинский кризис дипломатическими методами, взамен "внутриукраинского диалога" "предлагая" народу покорно терпеть, а всех несогласных подвергая массовым убийствам и геноциду. Не получится такого диалога и теперь.
Соответственно, даже наиболее упорным радетелям за сохранение Украины стало ясно, что идея федерализации Украины не сработала и не сработает. Собственно, эта идея изначально была бесперспективной (хотя предложить её было надо) Во-первых, она не могла решить накопившиеся в украинском обществе и государстве противоречий. Во-вторых, была явно утопической ввиду изначально враждебного отношения к ней не только нынешних киевских властей и украинских националистов, но и национально-государственного проекта "Украина" как такового (этот проект агрессивен, настроен экспансионистски и негибок). А в-третьих, технически невыполнимой в условиях жёсткой позиции их хозяев - США и покорённой ими Европы.
Поэтому продолжать настаивать на очередной попытке "сесть за стол переговоров" с Киевом, используя результаты референдумов от 11 мая в качестве козыря во "внутриукраинском диалоге", или даже пытаясь ввести в гипотетический переговорный процесс пятую сторону - власти Донецкой и Луганской республик - идея, заранее обреченная на неудачу. Остальные четыре стороны - это США, ЕС, Украина и Россия. Сразу видно, что Россия находится в одиночестве, и этот формат надо понимать как 3+1. Пятого участника ни Киев, ни Запад не признают за партнёра, и тем более за партнёра, равноправного Киеву.
Относиться к этой выстраданной республике как к участникам "внутриукраинского политического процесса" бессмысленно и вредно. Собственно, отделение от Украины Донецкой и Луганской областей - прямое свидетельство невозможности какого-либо "внутриукраинского диалога" и закономерный итог этого осознания. Они уже вышли за его рамки (а вернее, нынешний Киев сам сделал всё, чтобы вывести их за эти рамки). И не должны быть туда вводимы снова, становясь разменной монетой в борьбе за Киев. Эта борьба должна вестись - но как самостоятельное направление, вне связи с Донбассом или Новороссией.
Четвёртое. Не стоит строить иллюзий и относительно "отдельной позиции Европы" и роли
Проект "Новороссия": не самоцель, а средство
А что с республиками? Понятно, что самый желанный (и реальный) путь для них - это путь Крыма и воссоединения с Россией. И Донецк уже заявил об этом. Но для реализации этого пути нужна воля не только руководства и народа новых республик, но и российских властей. А они по некоторым причинам на этот шаг в ближайшее время не пойдут. И хочется верить, что лишь в ближайшее, а не вообще. Ибо от своих не отрекаются.
Есть высокая вероятность того, что эти республики (тем более после их объединения в одну) получат основание рассматриваться как база по консолидации общественных и политических сил для дальнейшего освобождения уже собственно Новороссии (Одесской, Николаевской, Херсонской и Запорожской областей), а также Харьковской и, если этот процесс будет развиваться, - то и Днепропетровской областей. А борьба за них (особенно за две последние) будет более длительной и сложной, чем за Крым и Донбасс. За март - май украинские "власти" там успели окопаться прочнее и дали понять, что держаться за эти важные в промышленном и стратегическом отношении регионы они (и их зарубежные хозяева) намерены насмерть. Причём в прямом смысле этого слова, руками украинских нацистов и группы янычар-футболлеров устроив в Одессе показательную массовую резню в "лучших" традициях своих предшественников времён Первой и
В этом контексте становится реальным сценарий, когда Донецкая и Луганская народные республики станут ядром, вокруг которого будет формироваться новый политический субъект - Новороссия. История знает подобные примеры. Так, во время другой гражданской войны, случившейся в нашей стране почти сто лет назад, существовала Дальневосточная народная республика. У большевиков (в данном случае выступавших как национальная власть - собирательница распавшейся России) не было сил на прямое военное столкновение с Японией и США, оккупировавшими российский Дальний Восток. Но освобождать Родину от иностранных интервентов было надо. Поэтому была создана буферная республика, которая и повела борьбу с тамошними белыми, а главное, со стоящими за их спиной иностранными державами. РСФСР от этого конфликта формально оставалась в стороне. Когда же "партизанские отряды" (то есть, войска Дальневосточной республики) очистили от неприятеля Дальний Восток "и на Тихом океане свой закончили поход", ДВР, как выполнившая свою историческую миссию, была ликвидирована, и вернулась в состав Российской СФСР. Причём не как отдельная республика (пусть и с более низким политическим статусом), как обычные субъекты федерации.
Вот тому же самому делу и может послужить проект "Новороссия". Но в нём (точнее, в подходе к нему) есть и определённая опасность. С одной стороны, он хорош, ибо позволяет, повторяя путь ДВР, воссоединить с Россией отторгнутые от неё некогда земли. Но проект этот хорош до тех пор, пока, во-первых, направлен именно на эти цели, а во-вторых, является антиукраинским. То есть, в культурном, мировоззренческом и национальном плане противостоит идеологии украинства и основывается на общерусской национальной идентичности и системе ценностей. Пока проект "Новороссия" таков - он спасителен для народа ряда областей прежней Украины (в границах на 10 мая) и для всего Русского Мира. А народ, выступающий за правду, свободу и национальное достоинство, победить нельзя. Освобождение Новороссии, Харьковщины и Днепропетровска должно вестись прежде всего руками их собственных жителей, вдохновляемых примером тех, кто этот шаг уже сделал.
Однако Новороссия (буде такая возникнет) должна быть лишь средством, а не самоцелью. Ступенью к воссоединению с Русским Миром, причём в рамках России как его политического воплощения. Иначе есть опасность превращения её в новую Украину. Очень многие противоречия порождаются самим фактом наличия у какой-то территории отдельной государственности и появления её "элиты" (как порождения этой государственности). Пример - та же Украина (даже в бытность её Украинской ССР) и украино-российские отношения последних двух десятилетий.
Создания нового государственного образования - Новороссии (в любых границах, даже в рамках нынешней ДНР) - со своей элитой, государственностью, членством в
Впрочем, долговременное существование Новороссии (в границах восьми нынешних областей) практически невозможно. У каждой территории всегда есть политический, культурный, экономический, духовный центр - город, "стягивающий" на себя тот или иной регион, средоточие местной политической, деловой и культурной "элиты" и, главное, общепризнанный и своим народом и соседями в качестве такового. Для Западной Украины таким центром является Львов, для центральной - Киев.
В начале ХХ века в регионе, на котором в 1917-1918 гг. возникла Донецко-Криворожская советская республика (и в границах которой просматривается проект нынешней "Новороссии"), было два промышленных и политических центра: Харьков (главный) и Екатеринослав (нынешний Днепропетровск). Теперь же таких центров несколько. Помимо Харькова и Днепропетровска (равновеликого Харькову), появились Донецк, Запорожье. В Новороссии это Одесса, есть ещё Николаев (политически не столь значимый). Это самые крупные города, претендующие на роль региональных центров и уже ставшие ими. Соответственно, роль Харькова и Днепропетровска уменьшилась - они уже не "столицы" края, а лишь центры "своих" регионов, пусть и могучие. Соответственно, количество таких регионов со своей региональной "элитой" и местным сознанием на просторах Слобожанщины, Донбасса, Новороссии выросло. И ориентироваться они могут не друг на друга, а на третий центр: либо на Киев, либо на Москву.
Вот почему появление новой ДКР в виде "Новороссии" в прежних границах уже малореально. А превращать в члены Таможенного Союза отдельные регионы (вроде Донбасса) - недальновидно. Гораздо правильнее непосредственное самоопределение каждого из этих регионов по отдельности с последующими шагами по примеру Крыма. Между ними (теми, что уже перестали быть Украиной), целесообразным видятся иные формы сотрудничества, наподобие военно-политического союза, нацеленного на достижение означенной выше цели.
Итак, Новороссия - это путь освобождения от "Украины" и воссоединения с Россией. И не надо искусственно усложнять эту схему или препятствовать ей. И уж конечно нельзя использовать "Новороссию" или существующую Донецкую (или какие другие) народную республику как путь переформатирования "Украины": оставляя саму Украину как форму, но слегка ретушируя её содержание (путём избавления от "нацизма" и "бандеровщины"). Тулуп к рукаву не пришивают, и воссоздание "Украины" "без Бандер и Шухевичей" - это путь, может, и ведущий к тактическому успеху, но неминуемо заканчивающийся стратегическим поражением. Ибо всё вернётся на круги своя, и в итоге вновь получится Украина - поначалу наподобие УССР, а вскоре в ней возродится и украинская идея со всем пантеоном её "героев" и мифов.
Донбасс, Новороссия и Украина - это разные геополитические регионы, разные исторические пути. Борьба за Украину должна быть продолжена - но как за самостоятельный исторический и геополитический субъект, не имеющий отношения ни к Новороссии, ни к Донбассу, ни к западноукраинским областям, у которых в будущем должен реализоваться собственный путь. И борьба эта не может вестись иначе, как за её возврат к предковским корням, как возвращение "из Украины в Малороссию". А говоря научным языком - путём переформирования национальной идентичности, влекущей смену мировоззренческих и геополитических императивов народа и порождаемой ею государственности. Причём это переформирование будет носить характер опоры на исторические корни.
Деукраинизация и Общерусский проект
И с этим связано ещё одно - последнее по счёту, но самое важное по существу. И ДНР, и Новороссия, и борьба за Малороссию невозможны без их деукраинизации. Речь, понятно, не о борьбе с украинским народом (как стремятся представить деукраинизацию украинские националисты и их покровители). Деукраинизация - это устранение идеологии украинства и основанной на ней национальной идентичности из системы образования, публичной сферы, общественного сознания. Это устранение украинского национализма, причём не просто его частных проявлений ("бандеровщины"), но и корней, самой его сути - представления об украинской нации как не-русской, как отрицающей за собой русскость. Деукраинизация - это возрождение общерусской идеи, общерусской идентичности (в том числе её подвида - малорусской идентичности). Ибо только благодаря тому, что общерусская идея оказалась жива и поддерживалась энтузиастами - и в самих областях Украины, и в России, стало возможно и воссоединение Крыма, и "Русская весна" как сопротивление тому кровавому шабашу, что замутили на Украине украинские националисты, прозападные либералы и их шефы в США и Европе. Осознание этого есть и среди правящих кругов России, свидетельством чего стала кампания по воссоединению Крыма. Возрождение Общерусского национального и политического проекта, деукраинизация должны проводиться последовательно, настойчиво и без конъюнктурных колебаний и половинчатых мер. Прежде всего, в системе начального, среднего и высшего образования уже существующих и возможных республик. Те, кто ненавидит русскость и является адептом и пропагандистом украинства, не должны отвечать за воспитание подрастающих поколений, культурное строительство и сферу массового сознания.
Если этого не делать или потворствовать некоему "мягкому украинству" (вроде схемы "Шевченко - хорошо, Бандера - плохо"), украинский национализм и сепаратизм и русофобия вновь прорастут и дадут свои ядовитые плоды, снова поставят вопрос о создании Украины, в том числе включающей в себя и Донбасс, и Новороссию, а то и Крым. И за ней опять будут маячить наши "западные партнёры".
Итак, подводя итоги:
1) С украинским проектом надо заканчивать;
2) Создаваемые республики должны укреплять свою независимость от Киева и являться примером для других регионов Украины;
3) Борьба за Новороссию, Донбасс, Харьков, Украину (Малороссию) должна вестись как за разные геополитические и исторические объекты;
4) Проект "Новороссия" должен служить средством, а не самоцелью;
5) Освобождённая Новороссия должна воссоединиться с Россией, войти в её состав как ряд субъектов (областей или республик наподобие Крымской);
6) Всё это невозможно без возрождения Общерусского проекта как национальной и политической и культурной матрицы процесса.
Марчуков Андрей Владиславович, старший научный сотрудник Института Российской истории