Владимир Оленченко: Европейское предназначение антироссийских санкций
Отправной точкой нынешнего санкционного режима против России стало демонстративное игнорирование западными странами "Группы восьми". Так, двусмысленным выглядит проведение в марте 2014 г. встречи глав государств, входящих в "Группу восьми", в формате 7-ки, а не в обычном составе, то есть без участия России. На встрече западные руководители заявили от имени своих стран о приостановлении членства России в "Группе восьми". Мандат Группы предусматривает неформальный обмен мнениями по наиболее актуальным проблемам международного развития. В настоящее время центральным вопросом рассматривалась ситуация на Украине. С точки зрения здравой логики обсуждение украинского кризиса в полном составе Группы позволило бы составить максимально объективную картину происходящего и скоординировать действия членов Группы.
Видимо, этого и опасались США, поскольку украинские кризисные процессы являются, как свидетельствуют факты, следствием осуществления американского внешнеполитического проекта на Украине. Американскому президенту было бы крайне некомфортно отвечать на прямые вопросы на заседании Группы в полном составе, а тем более в присутствии своих союзников. В этом смысле заседание Группы в усеченном формате - не столько обособление России, сколько мера по консолидации Запада и укреплению ведущей роли США. Главным итогом стало обоснование расширения американского присутствия в Европе и усиления там политического влияния США. Изоляция России расширяет возможности США для манипулирования своими союзниками, повышая шансы евроатлантистов и ослабляя потенциал проевропеистов.
Американские политические санкции - это, как правило, инструмент получения выгод для экономики США за счет союзников, участвующих в санкциях. Так, в настоящее время американская администрация пытается увлечь
Видимо в США проведенная иранская комбинация с доходами Евросоюза понравилась, и теперь ее хотели бы применить по отношению к импорту российских углеводородов в Европу. Европейцам же надо быть готовым к тому, что сокращение доходов России от экспорта углеводородов приведет к уменьшению импорта из Евросоюза. Произойдет ли последнее стихийно или в результате решения российских властей, для ЕС уже будет не принципиально. Кроме того, появление на европейском энергорынке новых поставщиков углеводородов будет сопровождаться повышением их цены, а, следовательно повышением цены производимых в Европе товаров, то есть неизбежно понижение конкурентноспособности европейских товаров на мировом рынке в сравнении с американскими аналогами. В свете изложенного крутится на языке вопрос, кто кого наказывает, кто страдает, кто получает выгоду?
В более широком плане антироссийские санкции, навязываемые Европе со стороны США, призваны упрочить атмосферу конфронтационности в отношениях между Россией и Евросоюзом. Она была создана и длительное время искусственно поддерживалась евроатлантическим лобби в лице руководства
В то же время не стоит тешить себя иллюзиями, что новое руководство Еврокомиссии будет разительно отличаться от действующего, и будет преувеличением утверждать, что евроатлантическое лобби в Евросоюзе теряет свои позиции. Однако, очевидно то, что агрессивность и торможение позитивной динамики, которые были присущи деятельности Еврокомиссии на российском направлении, вряд ли, по американской оценке, сохранятся в таком ярком виде, в котором они наблюдаются в настоящее время. В связи с этим США принимают превентивные меры, а, значит, они не полностью уверены в том, что им удастся сохранить свое влияние на Еврокомиссию в том объеме, которым они сейчас пользуются. В частности, американская администрация продолжает добиваться от Германии как флагмана ЕС максимального наращивания антироссийских санкций. Они будут служить правовыми рамками деятельности будущего председателя Еврокомиссии и ее нового состава на российском направлении, суживая поле маневра как в решении кадровых вопросов, так и в выработке стратегии, и удерживая Евросоюз в антироссийской колее.
Одновременно американские политики опасаются того, что позиции евроатлантического лобби в Евросоюзе могут дополнительно ослабнуть после майских с.г. выборов в Европарламент. Многие эксперты как из Евросоюза, так и из числа сторонних наблюдателей прочат широкий прилив в Европарламент евроскептиков практически из всех стран-членов ЕС. Казалось бы, такой поворот должен вызывать у американских политиков удовлетворение, так как деятельность евроскептиков уже по своему определению не может быть отнесена к факторам, углубляющим интеграцию в Евросоюзе. Дело в том, что подавляющее большинство евроскептиков независимо от страны происхождения представляют центристские и левоцентристские партии, что может нарушить многолетнюю традицию доминирования в Европарламенте правых сил, которые консолидированно и последовательно генерируют евроатлантическую линию в Евросоюзе.
Видимо, в связи с этим Европарламент на одном из своих последних заседаний принял жесткую антироссийскую резолюцию применительно к текущей ситуации на Украине. Скорее всего, она предназначена для внутреннего пользования и должна служить своего рода обязательством для нового состава Европарламента на российском направлении. Задействованы рычаги психологического давления на потенциальный электорат евроскептиков. Так, под предлогом якобы причастности России к обострению обстановки на Украине введены дополнительные натовские военные подразделения на территории прибалтийских стран и Польши, присутствие которых, несомненно, негативно скажется на свободе волеизлияния избирателей, настроенных евроскептично. Психоз перед евровыборами нагнетают и местные политики. К примеру, польский премьер Д.Туск публично договорился до того, что поставил под сомнение возможность начала учебных занятий в школах после летних каникул в связи с "угрозой" войны из-за Украины.
Если же учесть также то, что для вводимых антироссийских санкций временные ограничения не устанавливаются, то инициатор санкций, США, тем самым резервируют за собой право, когда и в каком объеме их отменять. Другими словами американская администрация в результате этих манипуляций приобретает статус прямого регулятора отношений между Евросоюзом и Россией. Понятно, что санкционный режим не может рассматриваться как благоприятная сфера для развития двусторонних отношений. В целом инициируемый США санкционный антироссийский режим становится для Евросоюза прокрустовым ложе его активности. Здесь просматриваются две цели американской политики в Европе. Одна - лишить Евросоюз самостоятельности на восточном направлении. Другая - вытекающая из первой - ослабить есовскую экономику. Конечный результат видится американским стратегам как возрождение для США бесспорных конкурентных преимуществ в Европе, равноценных тем, которыми они располагали в период, известный как "холодная война", тиражируя, как и тогда, лозунг "общей" угрозы и паразитируя на нем.
Достаточно правдоподобной смотрится гипотеза о том, что США готовят Украину на роль регионального лидера, под начало которой предполагается перевести восточно- и южноевропейские страны (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Болгария, Румыния) и страны Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония). Цель - создать во главе с Украиной твердый евроатлантический блок внутри ЕС, который мог бы на равных вести разговор с ведущими странами Европы, олицетворяющими европейскую идентичность (Германия, Франция, Италия), и корректировать генеральную линию ЕС, не давая ей отклоняться от евроатлантического ориентира. Давнишняя американская забота.
Первый этап замысла заключался в том, чтобы побудить Евросоюз взять на довольствие страны Прибалтики и государства ЦВЕ в качестве своих членов, имея в виду, что от его имени они будут генерировать и защищать евроатлантические идеи, в том числе поддерживать атмосферу конфронтационности в отношениях с Россией, препятствуя развитию делового российско-ЕСовского диалога, то есть ослабляя Евросоюз. Надо отдать должное американским авторам изложенной схемы: Евросоюз содержит перечисленные страны, а они отстаивают интересы США, в том числе в ущерб Евросоюзу. Когда замысел был реализован, то оказалось, что указанные страны по своему масштабам, политическому весу и экономическому потенциалу склоны больше к конкуренции между собой, чем к единению, и ни одна из них не принимается другими как лидер подрегиона, а, соответственно, у США не всегда получается организовать их выступление единым блоком.
Теперь у Вашингтона, видимо, возникла идея консолидировать есовских восточных неофитов вокруг Украины и создать восточный евроатлантический центр силы в Евросоюзе. На этом фоне забавно наблюдать, как лидеры страны ЦВЕ и Прибалтики тщат себя мыслью, что они борются за Украину в пользу т.н. европейских ценностей в противовес российскому влиянию. В действительности они помогают США создать себе сюзерена, который от имени американской элиты будет их объединять и направлять. Более того, учитывая предкризисное состояние украинской экономики, восточноевропейским странам и странам Прибалтики будет доверено оказать финансовую и экономическую помощь Украине, не американские же деньги тратить. Исторических обид у украинских националистов к странам ЦВЕ и Прибалтике накопилось немало и поэтому внешние спонсоры могут уверенно рассчитывать, что с украинской стороны будет проявлена твердость и даже жесткость в проведении американской линии в отношении малых европейских союзников США.
Кроме того, деятельность деструктивных сил на Украине показывает, что внешние спонсоры, хотя и оперируют понятием "украинские власти", но предпочитают определенную автономность подчиненных им сил, создавая соперничество между ними, которое подталкивает и тех и других к жесткости и жестокости. Кажется, что в этом смысле украинский сценарий носит пилотный характер и может быть в случае необходимости применен в восточноевропейских, прибалтийских, а, возможно, и в западноевропейских странах, если это окажется полезным для обеспечения американских интересов.
К антироссийским санкциями на Западе относят и принимаемые меры по активизации деятельности
Приведение странами-членами НАТО своих национальных расходов в соответствие с нормативами НАТО должно повысить объемы закупок военного оборудования и вооружений, основным поставщиком которых выступают США. Следовательно, американский ВПК и в целом экономика США получат косвенные инвестиции за счет натовских неофитов. Для европейцев же военные расходы выразятся в увеличении непроизводительных затрат для своих экономик. В частности, им придется осуществить перегруппировку государственных бюджетов, которая, скорее всего, выльется в секвестирование социальных расходов, что вызовет напряженность в обществе. И здесь как раз и может пригодиться уже апробированный украинский силовой сценарий подавления инакомыслия. Инфраструктура для него готовится в виде возможного решения НАТО о постоянном размещении натовских структур в Восточной Европе, которые будут выполнять там фактически полицейские функции, поскольку восточноевропейцы никак не могут усвоить дисциплину по - американски: выполнять указания из Вашингтона оперативно и не взирая на соблюдение своих национальных интересов.
Для европейских лидеров пришло нелегкое время: необходимо отстаивать право своих стран жить для себя, а не для США, то есть уклоняться от навязываемой им миссии и не выступать донорами стагнирующей американской экономики. Одним искусством политического лавирования в этом деле не обойтись, безусловно, европейским лидерам нужно проявлять политическую волю.
Оценки и требования - это одновременно и отражения образа мышления тех, кто их выдвигает. К примеру, тезис американской администрации о том, что выступления жителей юго-восточной Украины против украинского меньшинства, узурпировавшего власть в Киеве, инспирируются и финансируются Москвой, свидетельствует о том, что США не оставляют населению права на политическое самовыражение, и любые его проявления воспринимают как организованные извне. Концептуально это объяснимо, так как американская внутренняя и внешняя политика зиждется на идее того, что народные массы не способны к самостоятельности, и роль их регулятора выполняет элита (автор концепции
Решительность американской администрации в принятии антироссийских санкций имеет и внутриамериканское применение. Оно связано с тем, что 4 ноября 2014 г. состоятся перевыборы в Конгресс США (Палата Представителей - полностью, Сенат - примерно на треть). Американским демократам для улучшения своих позиций в законодательном органе США нужны спонсоры для проведения избирательной компании и повышение популярности среди электората. Судя по всему, нынешняя американская администрация избрала украинский вопрос как ключевой инструмент для решения обоих задач и поэтому проявляет гиперактивность на Украине и вокруг нее.
Антироссийские санкции обнажили любопытный механизм почти глобального финансового контроля за экономическим процессами в мире, созданный американскими стратегами. Видимо, мы удостоены лицезреть лишь часть более широкого проекта под рабочим названием "глобализация". Следует отдать должное авторам и исполнителям проекта. Впечатляет! В то же время возникает глубокое разочарование. Располагая такими мощными рычагами, США проявляют неспособность задать нужный темп развития собственной экономике. В этом русле рождаются сомнения в обоснованности рекомендаций, щедро раздаваемых американскими деятелями другим странам о том, как вести внутреннюю и внешнюю политику. Стоит ли к ним прислушиваться, если авторам не удается их реализовать у себя на родине?
Антироссийские санкции против лиц и компаний выражаются, прежде всего, в замораживании их счетов и активов, то есть в отказе права свободно распоряжаться собственными средствами, находящимися в банках в виде вкладов или расчетных счетов. Так, американские власти 29.04.2014 г. ввели второй пакет санкций против российских компаний и лиц. Находящиеся под юрисдикцией США активы физических и юридических лиц, которых коснулись санкции, будут заморожены. При этом проявляются два момента. Первый состоит в том, что в отношении российских вкладчиков в западные банки отсутствует или не применяется правило тайны банковского вклада. Второй - то, что списки банковских вкладов российских субъектов, судя по западным формулировкам, используются как рабочий документ в аппарате Евросоюза и в соответствующих структурах США. Если сравнить, к примеру, обращения американских или германских властей к властям других стран по поводу вкладчиков из их стран, то обычно звучит пожелание проверить, имеются ли такие вкладчики, и по возможности указать их. В отношении же российских вкладчиков разговор обычно идет по-другому - просто констатируются места расположения вкладов, суммы, и меры по их блокированию или изъятию.
Вместе с тем, с финансовой точки зрения блокирование или замораживание счетов означает безвозмездное фондирование банков, то есть банки беспроцентно получают в свое распоряжение средства вкладчиков для использования их в своей деятельности, то есть для получения прибыли. Кажется, для российских юридических компаний, специализирующихся в финансовой сфере, предоставляется удобный случай выйти или закрепиться на рынке юридических услуг западных стран. Речь идет о выставлении ими исков, конечно, при заинтересованности вкладчиков, в возмещении сумм, полагающихся за фондирование. Естественно, сумма иска этим не исчерпывается к ней надо приплюсовать потерю от возможной, но не полученной прибыли. Имеется в виду, что вкладчик мог бы взять деньги с вклада и инвестировать их в прибыльный бизнес.
В суммированном виде замораживание российских вкладов означает их принудительное направление в развитие экономик США и ЕС. Понятно, что западноевропейские власти окажут всяческое сопротивление. В этом случае иски можно было бы рассмотреть в российских судах, уравняв американскую экстерриториальность и российскую. Во всяком случае, можно подсчитать долг и юридически его оформить. Долг есть долг, и политика не предлог, чтобы его не уважать.
Как представляется, для российских юридических компаний открывается блестящая возможность потренироваться на западном правовом поле, а для вкладчиков проверить, насколько надежны конкретные западные банки. Перспективным могло бы быть кооперирование с западными юридическими компаниями из числа аутсайдеров, которые заинтересованы в самопиаре и стремятся расширить свое присутствие на рынке юридических услуг. Им можно было бы предложить вознаграждение в виде процента от суммы выигранного иска, из которого они оплатили бы и юридические и судебные издержки. При отклонении иска расходы полностью ложатся на западную фирму, взявшуюся за ведение дела. Эффективно и беззатратно.
Резюмируя, можно констатировать, что американские политики под видом антироссийских санкций умело разыгрывают украинскую карту в отношении Европы. Так, они фактически блокировали самостоятельную политику Евросоюза на восточном направлении и пытаются узаконить право регулировать российско-есовский диалог. Антироссийские санкции в Европе приобретают характер правовых рамок деятельности будущей Еврокомиссии нового состава, предопределяя конфронтацию Евросоюза на российском направлении. Давление на европейских избирателей в форме дополнительного размещения натовских военных подразделений на территории ряда стран Европы в преддверии выборов в Европарламент имеет целью удержать у власти правые, то есть евроатлантические силы. Инициируемый Вашингтоном психоз в отношении России направлен на то, чтобы побудить страны - члены НАТО увеличить свои расходы на закупку американского военного оборудования и вооружений. Оказываемое США давление на Европу с целью сократить импорт российских углеводородов предполагает взамен введение на европейский энергорынок тех поставщиков, доходы которых аккумулирует американская экономика.
Суммирование перечисленных мер, которые маскируются для общественного мнения как антироссийские санкции, свидетельствует о формировании американскими стратегами механизма перераспределения европейских доходов в пользу США. Действительно, ресурс получения доходов для американской экономики за счет "революционных потрясений" Ближнего Востока (Сирия), Среднего (Иран), Северной Африки (Египет, Ливия, Тунис) уже близок к исчерпанию. Может, подошел черед Европы? На этом фоне как-то отошел в тень вопрос подписания американо-есовского соглашения о свободной торговле и инвестициях (Пакт о трансатлантическом партнерстве в области торговли и инвестиций (TTIP) между США и Евросоюзом), хотя еще год тому назад в качестве твердого ориентира назывался июнь 2014 г. Оно и понятно, санкционный режим заметно эффективнее.
Самое время задуматься, как извлечь для России экономическую и финансовую пользу из нынешнего этапа американо-есовского противоборства, имея в виду краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу?