Турция вновь отложила вердикт по закупке систем ПВО: приглашение к политическим торгам
Объявленный Турцией ещё в 2009 году тендер на поставку зенитно-ракетных систем (ЗРС) дальнего радиуса действия до сих пор не получил вразумительного итога. Принятое Анкарой в сентябре 2013 года решение о победе китайской компании CPMIEC с её разработкой HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000), как и следовало ожидать, оказалось лишь промежуточным. Тем самым турецкая сторона подняла ставки в изнурительной гонке американских и европейских оборонно-промышленных корпораций.
С начала текущего года Турция избрала своеобразную модель затягивания с выносом окончательного вердикта по тендеру. Европейцам и американцам теперь даётся каждый раз по два-три месяца для приведения своих предложений по системам ПВО/ПРО в "конкурентоспособный" с китайской разработкой вид. Сперва в конце октября прошлого года торги были продлены на три месяца - до 31 января 2014 года. Затем этот срок был увеличен до 30 апреля, а ныне перенесён ещё на два месяца - до 30 июня. Сложно предположить, чтобы за остающееся время франко-итальянский консорциум "Eurosam" и его американский визави в лице компаний "Raytheon" и "Lockheed Martin" могли бы качественно освежить свои заявки на конкурсе. Предпочтение китайским HQ-9 было отдано из соображений их низкой стоимости для турецкого заказчика по сравнению с конкурирующими образцами. Китай предложил максимально выгодные ценовые и производственные условия для продвижения своего изделия: стоимость контракта $3,44 млрд. с передачей технологий производства.
На всех этапах затяжного тендера турецкая сторона выдвигала настоятельные пожелания не только для обеспечения себе комфортной стоимости закупок систем ПВО. Она стремилась к получению лицензий на производство с тем, чтобы в дальнейшем наладить сборку собственными силами или в совместном с выбранным партнёром режиме. По мнению военных экспертов, именно стремление Турции к получению полного доступа к технологиям разработки современных ЗРС стало главной причиной неоправданно затянувшегося тендера. Навстречу пожеланиям союзнику по
Если Анкара всё же найдёт необходимым отказаться от контракта с Пекином, то в порядке очередности в начале будет рассмотрено предложение франко-итальянского консорциума, только потом американских "Raytheon" и "Lockheed Martin". Российская же заявка не будет рассматриваться вовсе, она выведена за рамки тендера. Интересно, что турецкие источники стали говорить об этом в полный голос в разгар украинского кризиса, в период подготовки к референдуму в Крыму. Впрочем, у российских оборонщиков и дипломатов изначально не было иллюзий в отношении гипотетической победы С - 300ВМ на турецком тендере. По этому поводу известны заявления бывшего посла России в Турции
Очевидна значительная внешнеполитическая подоплёка во всём, что касается проведения тендера, оглашения его промежуточных результатов и постоянного переноса принятия окончательного решения. Кому, как ни Турции было знать, какая реакция возникнет у её партнёров по НАТО после оглашения предварительных итогов в сентябре прошлого года?! Китайские комплексы не могут быть инкорпорированы в действующую систему НАТО по борьбе с воздушными целями. Несмотря на высокие тактико-технические характеристики российского и китайского образцов, их интеграция в систему ПВО/ПРО НАТО невозможна, - прямым текстом доносили до всех заинтересованных сторон западные участники тендера. В Североатлантическом альянсе действует Сеть наземных средств противовоздушной обороны (
Турецкого заказчика не особо смущает даже факт продолжающихся с китайской компанией переговоров. С одной стороны партнёры из Поднебесной обнадёживаются тем, что Анкара не уступит давлению натовцев и не пересмотрит своё решение в пользу систем HQ-9. С другой - предпринимаются малоскрываемые попытки вынудить европейцев, а, если понадобится, и американцев к уступкам в цене, в передаче технологий, к созданию на турецкой территории необходимой для сборки комплексов производственной инфраструктуры.
В Анкаре готовы использовать любую возможность для продления сроков тендера и одновременной демонстрации своей открытости к пересмотру ранее принятых решений. В эту логику укладывается отставка многолетнего руководителя турецкого Секретариата оборонной промышленности Мурада Байяра, все последние годы курировавшего тендер по ЗРС. Смена Байяра на нового главу Секретариата Исмаила Демира состоялась в конце марта, когда турецкие власти укрепились во мнении о необходимости вновь продлить сроки тендера.
В затяжной игре турок вокруг тендера на отдельных этапах политические мотивы преобладают. Ныне мы являемся свидетелями именно такого этапа, очередное продление которого вполне ожидаемо и после 30 июня. "Противовоздушный тендер" Турции - это просто находка для её руководства в долгой игре на приглашение своих западных партнёров к политическим торгам по различным темам. В ближайший год перед турецкими властями стоит ряд актуальных внутри- и внешнеполитических задач. Это президентские выборы в августе текущего года и последующий процесс конституционных реформ в стране, заданный правящей Партией справедливости и развития. Кульминацией внутриполитического процесса в стране, для которого необходимо обеспечить благоприятный внешний климат, станут парламентские выборы в июне 2015 года. Среди тем внешнеполитического звучания, по которым турецкая сторона добивается от западных партнёров позитивного к себе отношения, можно отметить проблему Кипра, вопрос действенного примирения с Израилем и, безусловно, надвигающееся 100-летие Геноцида армян. В актуальной внешней повестке также остаётся намерение Турции обезопасить себя от проникновения курдского и алавитского "сепаратизма" из северных провинций Сирии. Во всех перечисленных вопросах Турция нуждается в поддержке западных держав, в ровных с ними отношениях, в исключении с их стороны элементов давления.
России уже отдана "пальма первенства" в крупном энергетическом проекте на турецкой территории - строительство на площадке в районе турецкого Мерсина четырёх энергоблоков АЭС "Аккую" суммарной мощностью 4,8 ГВт. Учитывая инвестиционный потенциал Китая, со второй экономикой мира турецкие власти также найдут общие темы для сотрудничества. Даже если в конечном итоге турки откажутся от закупки китайских HQ-9. Остаётся сделать жест "доброй воли" в сторону США и ЕС, для чего тендер по системам ПВО смотрится как нельзя кстати. Не исключено, что Турция даст натовским партнёрам уговорить себя впритык к весне - лету следующего года, когда указанные выше вопросы получат свою определённость.
Здесь не лишним будет вспомнить факт обсуждения в ходе недавних переговоров Франции и Турции на высшем уровне (визит президента Пятой республики
Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM