Иран и парламентские выборы в Ираке: американская оккупация снята, внутренние проблемы остались
Важнейшим событием для одной из ближневосточных стран и всего региона в целом должны стать парламентские выборы 30 апреля. Они пройдут в Ираке на сложном этапе развития этого арабского государства. За прошедшие с американской оккупации два с половиной года Ирак так и не обрёл внутриполитической устойчивости. Страну продолжают терзать противоречия между основными политическими силами. Линии секторального деления не ушли в прошлое иракской государственности. Выборы 30 апреля станут первым общенародным голосованием иракцев, избирающих своих представителей в парламент страны, после вывода в декабре 2011 года войск США. Обеспечение безопасности выборов, демонстрация миру своей способности самостоятельно формировать органы государственной власти на демократической основе важны как никогда для местного правительства. В этом иракцам готов оказать всемерное содействие Иран. В поддержке стран региона остро нуждается не только действующее правительство в Багдаде во главе с премьер-министром
Оппозиция разрознена
В понимании отношений Ирана и Ирака много стереотипов. Не последнюю роль в этом сыграла кровопролитная война двух стран, растянувшаяся в 1980-х годах почти на одно десятилетие. В период агрессии саддамовского Ирака против Кувейта многим казалось, что Иран попытается использовать ситуацию в целях восстановления отношений с США, и с головой окунётся в дело низвержения ненавистного ему режима в Багдаде. Ведь с окончания ирано-иракской войны и вторжением иракских войск в Кувейт прошло всего два года. Ничего подобного не произошло. Иран занял наиболее прагматичную на тот момент позицию нейтралитета к действиям Запада против Ирака. США и их союзники по
Перед выборами 30 апреля в Ираке сложилась сложная обстановка. Монолитность правящей коалиции в виде блока "Государство закона" под большим вопросом. Лидер ведущей партии данной коалиции, действующий премьер-министр Нури аль-Малики утратил поддержку прежних партнёров и не обрёл новых союзников. В важных для правительства избирательных округах Багдад, Басра, Васит, Дияла выдвигаются кандидаты в парламентарии, которые ранее были близки нынешнему премьеру. Но теперь степень их лояльности вызывает большие сомнения.
Шиитский политический спектр страны не сумел найти точки для консолидации сил и участия в выборах единым блоком. Помимо партии аль-Малики "аль-Дава" и блока "Государство закона" в выборах участвуют шиитские партийные объединения "аль-Ахрар"
Комментаторы предвещают серьёзную оппозицию аль-Малики на выборах. Нежелание видеть его в третий раз на посту главы правительства разделяют политические силы с разным видением внутренней ситуации в стране и конфессиональными предпочтениями. Хотя объединения "аль-Ахрар" и Высший исламский совет Ирака так и не смогли собрать в единый кулак свои силы и выступить одним предвыборным списком, выдвигаются кандидатуры на пост нового главы кабинета министров, к формированию которого приступит будущее парламентское большинство. К примеру, сторонники Муктады ас-Садра указывают на одного из таких кандидатов. Это губернатор провинции Мейсан на юге Ирака Али Дави Лазем.
Предвыборная борьба, как и в ходе предыдущих избирательных кампаний, проходила под религиозными лозунгами. Премьер аль-Малики не сумел заручиться поддержкой иракского шиитского духовенства. Известно, что подобная попытка была им предпринята в начале апреля, когда он посещал иракскую Кербелу. Но аятолла Али ас-Систани не удостоил нынешнего главу кабинета министров аудиенцией.
Вместе с тем, у всех политических сил Ирака зреет осознание необходимости поддержания стабильно хороших отношений с Ираном. Иракские эксперты в связи с этим отмечают, в частности, укрепление руководством Высшего исламского совета Ирака рабочих отношений с властями Ирана. Того требует как внутрииракская политическая повестка дня, так и нестабильная ситуация в регионе.
Действующая власть под градом критики
В центр критики властей оппозиция выводит неспособность правительства под руководством аль-Малики сплотить страну перед лицом наиболее острых внутренних проблем. С курдами на севере Ирака кабинет министров в Багдаде так и не нашёл общий язык. Напротив, последние действия и заявления региональных властей в Эрбиле и правительства в Багдаде только усилили ощущение углубляющейся пропасти между автономным регионом и центром.
Правительство аль-Малики не смогло добиться решающего преимущества и в борьбе с терроризмом. Операция иракской армии в провинции Анбар продолжается с переменным успехом. Багдаду удалось локализовать экстремистскую активность группировок "Исламское государство Ирака и Леванта", "Джебхат ан-Нусра" на территории указанной провинции. Но успехи центрального правительства всё же носят тактический характер. Внутреннее недовольство кабинетом аль-Малики грозит перекинуться на другие регионы страны из так называемого "суннитского треугольника". Ситуация требует от властей решительных действий в пресечении сепаратистских устремлений внутренних сил, которым норовят оказать поддержку соседние государства.
В дополнение ко всему - экономические проблемы Ирака, непозволительно низкий уровень благосостояния населения страны с одними из крупнейшими в мире разведанными запасами нефти. Наряду с поиском наиболее оптимальных конституционных схем поддержания иракской государственности в целостном виде, не менее актуален экономический блок проблем.
Иран готов развернуть с иракцами крупные совместные проекты в энергетической, транспортной, других ключевых отраслях местной экономики. Иракский рынок интересен Ирану по многим причинам. Здесь не только сосредоточены важные транзитные пути для выхода иранских товаров в страны региона, к портам Восточного Средиземноморья. На ёмком рынке Ирака реализуется бóльшая часть иранского импорта. Ирак является крупнейшим импортёром иранских товаров (без учёта нефти и газа) - более 70% экспорта Исламской республики. Товарооборот двух стран за прошлый год составил внушительные $12 млрд. Но останавливаться на достигнутом стороны не намерены. Ставится цель довести взаимную торговлю до $20 млрд. к 2017 году. Подписан контракт о начале поставок с 2014 года в Ирак, на местные электростанции иранского природного газа в ежесуточном объёме 25 млн. кубометров. Согласно контракту, заключённому на десятилетний срок, экспорт иранского газа в Ирак должен в перспективе достичь максимального объёма в 40 млн. куб. м в день. Иранские компании реализуют в соседней стране инфраструктурные проекты: строительство дамб, ирригационных систем, наземных транспортных коммуникаций.
Правительство аль-Малики и лично сам премьер оказались в весьма затруднительной ситуации. С осени прошлого года аль-Малики попробовал укрепить свои позиции интенсивными контактами с основными внешними силами. За его поездкой в Вашингтон в начале ноября 2013 года последовал визит в Иран, где он был принят на самом высоком политическом уровне. Но это вовсе не означало, что Тегеран решил оказать иракскому премьеру приоритетную поддержку перед выборами 30 апреля. Западная и израильская пресса по итогам визита аль - Малики в Иран сделала акцент на якобы достигнутые между двумя соседями соглашения о крупных поставках иранского оружия в Ирак. Таким образом, западная пропаганда пыталась ослабить позиции Ирана на иракском политическом поле, выставить Тегеран в неприглядном свете. Дескать, Иран будет снабжать правительство аль-Малики оружием ради сохранения его у власти. И это притом, что бесспорным лидером по оружейной накачке Ближнего Востока являются США. Они поставляют в регион своим аравийским союзникам такие объёмы вооружений и военной техники, которые однозначно избыточны для целей защиты аравийцев от внешних угроз. Часть оружия, как известно, окольными и весьма витиеватыми путями, например, по маршруту Саудовская Аравия - Иордания - Сирия - Ирак, в конечном итоге попадает в руки террористических группировок. А последние пытаются найти применение этому оружию, в том числе и в западных провинциях Ирака, его "суннитского треугольника".
Иран поддержит соседа при любом исходе выборов
Итоги голосования в целом предсказуемы. Ни у одной политической силы нет реальных возможностей получить большинство мест в парламенте и в самостоятельном режиме приступить к формированию кабинета министров. Многое будет зависеть от готовности ведущих блоков и партий сформировать по результатам выборов устойчивую коалицию и на её основе определить состав следующего правительства. Наиболее вероятной представляется коалиция шиитских блоков "аль-Ахрар" и Высшего исламского совета Ирака. Важно, чтобы лидеры шиитского политического спектра страны нашли в будущей коалиции достойное место для суннитских партий. В таком едином виде консолидации шиитских и суннитских сил Ирак получил бы реальный шанс на стабильное развитие, решение наиболее острых внутренних проблем. При коалиционном правительстве было бы легче подавить террористическую активность в "суннитском треугольнике", найти взаимоприемлемые решения в диалоге с местными племенными лидерами.
Шансы аль-Малики занять и в этот раз пост премьер-министра сохраняются, но его ресурсы воспроизводства во власти сильно поколеблены. Впрочем, даже при наиболее неблагоприятном для действующего премьера раскладе сил по итогам голосования, члены его партии "аль - Дава" могут быть вовлечены в работу коалиционного кабинета министров. Такой сценарий оставления аль - Малики в дееспособном, но усечённом политическом виде отвечает интересам США. Несмотря на всю создаваемую в последние месяцы вокруг аль - Малики видимость обострения его отношений с американцами, действующий премьер продолжает находиться в обойме политики США в Ираке.
Политику Ирана в отношении Ирака отличает взвешенность и принцип ненанесения ущерба иракской государственности. Тегеран никогда не давал повода стороннему наблюдателю усомниться в том, что он готов сотрудничать со всеми политическими силами соседней страны. Ставка на шиитский спектр политического поля Ирака, о которой так любят разглагольствовать на Западе, не является стратегическим выбором Ирана. В этом можно было убедиться за несколько дней до голосования на парламентских выборах в Ираке, когда некоторые его суннитские лидеры подверглись нападениям. Иран осудил покушения на вице-премьера Ирака Салеха аль-Мутлака, возглавляющего коалицию "аль-Иракия", а также спикера парламента Осама аль-Нуджайфи, лидера политической коалиции "Муттахидун". В Тегеране назвали происшедшее ударом по попыткам суннитских лидеров Ирака обеспечить проведение демократических выборов. Объединения "Муттахидун", "аль-Иракия" призывают иракцев, в том числе и в неспокойной провинции Анбар, принять участие в выборах и своим голосом усилить позицию суннитов в политической структуре Ирака. Но, видно, это абсолютно не стыкуется с интересами некоторых внутренних и внешних Ираку сил.
Иран никогда не поставит свои стратегические цели в отношении Ирака под вопрос необдуманными действиями. Кто бы ни был у власти в Багдаде, шиитское большинство или созданная местными суннитами правящая коалиция, Ирак должен оставаться целостным государством, контролирующим всю территорию страны и проводящим сбалансированный внешнеполитический курс. Таков общий подход Ирана в отношениях с Ираком. Сосед всегда лучше поймёт соседа, если даже между ними и был продолжительный военный конфликт, чем это сделают внешние силы с их неуёмными нефтяными аппетитами и тягой к накачке региона оружием. Ни одна политическая партия Ирака не получит содействия Ирана, если она будет пытаться решить внутренние проблемы с опорой на партнёрство с США.
Перед Ираком стоят сложнейшие задачи, привлечение к решению которых американцев привело бы к обратному эффекту. В интервью арабскому изданию "Al - Monitor" лидер Высшего исламского совета Ирака Аммар аль-Хаким очертил круг таких первостепенных задач для будущих властей Ирака. По его словам, у политической элиты страны до сих пор нет понимания модели будущей иракской государственности, к которой надо стремиться объединёнными усилиями. Будет ли это сильно централизованное государство с единственной автономией курдов на севере страны или федеративные начала государственного устройства охватят все нынешние провинции?
В начале текущего года Иран и Ирак активизировали контакты для окончательного снятия всех имеющихся между ними проблем. В том числе, и по одной из наиболее застарелых, в своё время обернувшейся вооружённым конфликтом между ними. 25 февраля было объявлено о достигнутой ирано - иракской договорённости по Алжирскому соглашению, заключённому в 1975 году между двумя странами и касающемуся демаркации границы по реке Арвандруд (Шатт - эль - Араб). Тем самым, Иран в очередной раз показал миру свою открытость к политическому компромиссу, владение искусством нахождения взаимоустраивающих решений в проблемных вопросах двусторонних отношений. Всё, что зависело от Тегерана в создании благоприятного внешнего фона для проведения иракских выборов 30 апреля, он выполнил. Теперь дело за самими иракцами, которые сегодня придут к избирательным урнам и проголосуют за будущее своей страны.
Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM