Ветеран войны: Шествия легионеров СС в столице Латвии - это возмутительно
О событиях в Крыму и на Украине, положении ветеранов в Латвии, а также об отношении к ежегодному шествию бывших легионеров Ваффен СС в Риге корреспондент ИА REGNUM пообщался с руководителем Даугавпилсского общества борцов антигитлеровской коалиции Иваном Николаевичем Тереховым.
ИА REGNUM: Иван Николаевич, расскажите о возглавляемой вами организации.
Наша организация существует уже на протяжении без малого двадцати лет - и свой нравственный долг ветеранов
ИА REGNUM: На днях вы и ваши товарищи выступили с официальным заявлением в поддержку народа Крыма. Чем обусловлен этот шаг?
Крым столетиями принадлежал России и выбыл из ее состава из-за случайной прихоти Хрущева, пытавшегося выставить себя крупным историческим деятелем. События, происходящие в последнее время на Украине, всколыхнули весь мир. Благодаря подстрекательской позиции США и ЕС, ситуация вышла на грань гражданской войны в самой Украине и вооруженного конфликта между этой страной и Россией. Наблюдая за развитием конфликта, мы, ветераны Великой Отечественной войны, считаем, что из-за бездействия, непоследовательной и трусливой политики действующего президента Украины Януковича, кризис вошел в неконституционное русло, что обернулось государственным переворотом. В результате, в Киеве верховодят откровенно националистические и фашиствующие молодчики, на руководящих постах находятся реваншистски настроенные русофобы и гауляйтеры. Однако, регионы юго-восточной Украины не признают легитимности принимаемых Киевом решений и, фактически, восстали, требуя проведения референдумов о статусе регионов и расширении их полномочий. Одновременно, некоторые регионы обратились к руководству Российской Федерации за помощью в защите своих интересов. Для них пример народов Крыма, поддержавших решение о присоединении к Российской Федерации, является единственным мирным выходом из создавшегося кризиса. Мы - а многие из нас участвовали в освобождении Украины от немецко-фашистских захватчиков и не на словах знают, что такое бандеровщина - целиком и полностью поддерживаем волю крымчан, высказанную на референдуме, и усилия России по оказанию помощи регионам, восставшим против беззакония и варварства. Кстати, сейчас латышей запугивают сравнениями: дескать, Латгалия это "латвийский Крым". Но мы не ставим вопрос об отделении, мы за мир, сотрудничество и добрососедство.
ИА REGNUM: Не секрет, что на официальном уровне ветераны Великой Отечественной считаются в Латвии "оккупантами"...
Это нас крепко оскорбляет, унижает и обижает. Мы решительно протестуем, когда нас называют "оккупантами" и "разрушителями". Не могу забыть, как однажды в Риге ко мне подошел полицейский и велел, указывая на мою орденскую колодку: "Снимите". Я, понятное дело, послал его в известном направлении: "Не вы мне их выдавали, не вам их и снимать". Подобные случаи имели место и с другими моими товарищами. А как гоняли нашу организацию в Даугавпилсе, выселяя с места на место! Помню, как однажды представители городского ПЖХ явились с работником прокуратуры: "Освобождайте помещение немедленно!" Прямое издевательство над людьми, освобождавшими эту землю от коричневой нечисти. Мы не оккупанты, мы победители и мы освободители! Захватив Латвию, нацисты убили на ее территории сотни тысяч людей, нанесли колоссальный урон народному хозяйству. Когда мы приступили к освобождению территории республики, я служил в артиллерийской разведке. Прекрасно помню, что перед тем, как взять Ригу и Лиепаю, мы не выпустили по этим городам ни одного снаряда. Ни одного! Наша Первая морская гвардейская железнодорожная бригада была укомплектована орудиями, снятыми с кораблей и обладавшими чудовищной разрушительной мощностью. Однако, мы старались применять их исключительно по вооруженной силе противника, избегая, по возможности, жертв среди мирного населения. Помню, перед самым нашим приходом из гаваней уходили под санитарными флагами последние корабли, на борту которых были, в том числе, те жители, которые эвакуировались вместе с гитлеровцами. Мы по ним не стреляли. Среди этих беглецов оказалась и семья будущего президента Латвии
ИА REGNUM: Как сложились отношения ветеранов с местным населением после войны?
Мы относились к местным жителям в высшей степени по-человечески, трудились и жили с ними душа в душу. Я могу сказать это точно - поскольку в Лиепае проработал после ее освобождения около десяти лет, потом перебрался в Даугавпилс, где живу и по сей день. Вот этот город, как раз, во время войны подвергся большим разрушениям, лежал в руинах. Но зато и восстанавливался он потом ударными темпами, быстро превратившись в крупнейший промышленный центр региона. Мы отстраивали Латвию рука к руке, представители разных национальностей: русские, латыши, украинцы, белорусы, евреи. Конечно, всякое бывало... Были и набеги "лесных братьев" на мирных жителей, были и убийства наших военнослужащих - как, например, в Таллине, где пятерых наших моряков нашли повешенными в парке Кадриорг. Сейчас тех, кто совершал эти нападения, прославляют у нас на все лады: мол, вот они, настоящие герои и защитники! Они боролись против большевизма! Ложь! Война шла не против большевизма, а против нацизма - а страшнее нацизма не было еще зла в истории человечества!
ИА REGNUM: Ваше отношение к ежегодным шествиям бывших легионеров Ваффен СС в Риге 16 марта?
Это возмутительно. Хочется крикнуть представителям властей: "Что ж вы делаете, зачем заражаете молодежь этой гадостью?!" Люди, которые когда-то расстреливали, жгли, резали мирных жителей в Белоруссии, Псковской и Ленинградской области, ныне выставляются героями, образцами для подражания! Один из моих товарищей как-то отдыхал в санатории вместе с престарелым легионером. Тот хорохорился: "Эх, вот мы давали жару в Белоруссии!" Чествовать сейчас субъектов, воевавших под гитлеровскими знаменами, это предательство совести, предательство памяти миллионов жертв гитлеризма - и больше это никакими словами не охарактеризуешь.
ИА REGNUM: А что вы думаете об инициативе президента
Глупости, конечно... Честно говоря, иногда, когда я смотрю на Берзиньша, мне попросту его жалко. Лично с ним мне встречаться не приходилось - в отличие от его предшественника
ИА REGNUM: Преодолима ли проблема шовинизма, крайнего национализма в исторической перспективе?
Преодолима. Но это возможно, если люди разных народов объединятся, отбросив предрассудки, если прекратят называть друг друга унизительными кличками - "хохол", "кацап", "чангл", "шпротоед". На фронте мы все были братьями, что русские, что украинцы, что евреи, что латыши - а вопрос национальности никто даже и не вспоминал. Только это нас спасло и принесло победу. Нацисты же, наоборот, стремились нас рассоединить и рассорить, геббельсовская пропаганда пыталась внедрять межнациональную рознь. Если бы эти попытки имели успех, быть бы нам побежденными. Мы гордимся фронтовиками-латышами - а они гордятся нами. И, стоя на правильном пути, мы считаем это за честь. Нацизм не пройдет!