НАТО готовит ответ России: турецкий плацдарм в новой стратегии Альянса на Чёрном море и Кавказе
Развитие ситуации вокруг Крыма по конфронтационному сценарию отношений России и
В связке с Румынией, Грузией и Украиной турецкая республика может составить условный передовой рубеж НАТО на Чёрном море в политике сдерживания России. На нынешнем этапе в натовской штаб-квартире в Брюсселе, в Вашингтоне, в других евроатлантических столицах нет сформировавшейся стратегии противостояния России в Черноморско-Кавказском регионе. Определённые наработки в данной стратегии были заложены после августа 2008 года, но они не трансформировались в цельную программу Альянса с развёрнутыми военными и политическими установками. По некоторым сведениям, референдум в Крыму и стартовавший процесс воссоединения полуострова с Россией придали формированию стратегии НАТО на восточном направлении предметный характер. На данный момент в натовских кругах есть общее понимание необходимости чувствительного для России ответа на её действия в Крыму. Вместе с тем, ни по одному принципиальному вопросу окончательные решения пока не приняты. Например, в таком вопросе, как предоставление Грузии на предстоящем в сентябре этого года в британском Уэльсе саммите НАТО Плана действий по подготовке к членству. Но среди натовцев, в военной и политических прослойках Альянса, зреет план усиления присутствия на Чёрном море. На первых этапах, с преимущественной опорой на членов НАТО, а также с привлечением его потенциальных участников в лице Грузии и Украины.
"Задержка" эсминца США Truxtun в Чёрном море, скорее, лишь один из сигналов о начале работы натовцев над новой стратегией сдерживания России. В этом также присутствовал элемент демонстрации евроатлантистами своей потенциальной способности склонять партнёров при "форс-мажорных" обстоятельствах к отходу от действующих правовых режимов в Чёрном море. Осенью 2008 года США не приложили критические усилия для убеждения Турции в отходе от соблюдения военных статей Конвенции Монтрё 1936 года, ограничивающих присутствие в регионе нечерноморских сил. Теперь ситуация диктует американцам и их европейским партнёрам по НАТО приложение бóльших политических рычагов влияния на Анкару. Последняя не может оставаться на нейтральных к статусу Крыма позициях по двум главным причинам.
Военный баланс сил на Чёрном море с вхождением Крыма в состав РФ меняется не в пользу НАТО и Турции. Зона ответственности
Вторая причина, не оставляющая Анкаре место для нейтралитета - это крымско-татарское население Крыма, в защиту интересов которого турецкие официальные лица уже успели выступить с многочисленными заявлениями. На текущий момент турецкая сторона заняла весьма обтекаемую позицию по отношению к новой ситуации в Крыму. Действия России не осуждаются в жёстком ключе, присущем, например, Вашингтону, Лондону и Парижу. Вместе с тем, декларируется приверженность территориальной целостности Украины. Наиболее решительно, как и следовало ожидать, турецкая дипломатия высказывается в вопросе защиты прав и интересов крымско-татарского населения полуострова. Из публикаций турецких СМИ просматривается определённая связь между контактами руководства крымско-татарского Меджлиса и озвученных им ранее заявлений о бойкоте референдума 16 марта. По итогам "дореферендумных" встреч с внешнеполитическим руководством Турции представители Меджлиса даже обмолвились о неких предоставленных Анкарой гарантиях. Смысл и содержание подобных гарантий, если, конечно, они на самом деле имеют место, с трудом поддаются анализу. Можно предположить, что турецкая сторона посчитала нецелесообразным ограничиваться лишь общими формулировками в поддержку территориальной целостности Украины. Разыгрывание карты защиты соплеменников в Крыму представляется Анкаре (и её партнёрам по НАТО также) реальной возможностью быть в гуще региональных событий. Даже при наиболее неблагоприятном для евроатлантистов сценарии кратчайшей по времени полной интеграции полуострова в политико-правое и экономическое пространство Российского государства.
Баланс сил в регионе должен быть восстановлен, и в этом НАТО окажет Турции полную поддержку. Примерно так можно сформулировать внутринатовский консенсус на текущем этапе, который ложится одним из принципов в формируемую новую военную стратегию Альянса в регионе.
Интересным образом, эскалация в украинской столице с середины декабря прошлого года совпала со стартом коррупционного скандала в Турции. Конспирологические схемы продвижения Соединёнными Штатами своих интересов по понятным причинам не могут быть подтверждены документально. Но отрезок "декабрь 2013 - февраль 2014" вместил ряд показательных событий, выстраивающихся в определённую канву подготавливаемой американцами стратегии сдерживания России. После резкого всплеска негативной к кабинету
Турецкие власти подобная перспектива больше беспокоит, чем вселяет некую уверенность. Впрочем, для сопротивления попыткам США и НАТО усилить присутствие в регионе через турецкий "трамплин" у Анкары нет достаточных ресурсов. В случае необходимости устои правящей в стране Партии справедливости и развития (ПСР) могут быть расшатаны евроатлантическими партнёрами. У Запада есть альтернатива ПСР. Это ныне главная оппозиционная сила, светская и традиционно лояльная к США и их военнополитическим интересам в близлежащих регионах Народно-республиканская партия Турции. У Эрдогана же и его команды альтернатива поддержанию тесных связей с США и НАТО в качестве одного из внешних факторов, способствующих воспроизводству во власти, практически отсутствует.
В Вашингтоне и Брюсселе и так весьма раздосадованы резким выпадом Анкары осенью прошлого года, когда турецкая сторона неожиданным образом предпочла в многолетнем тендере по средствам ПВО/ПРО дальнего действия китайские комплексы HQ-9 (экспортное обозначение FD-2000). Окончательное решение в Анкаре по закупке комплексов пока не принято. Место для отыгрывания ситуации назад оставлено, ибо партнёры Турции по НАТО не перестают указывать на несовместимость китайской военной продукции с состоящими на вооружении Альянса системами.
К делу склонения турецких властей к более доверительному диалогу в рамках натовской солидарности привлечены различные ресурсы. В том числе, информационно-пропагандистского свойства. Вовсе не случайной видится, например, публикация в англоязычной версии газеты "Zaman" (печатный информационный рупор Гюлена в Турции) заметки от 16 февраля этого года. В ней внимание читателей обращается на тот факт, что Турция остаётся единственной среди членов НАТО страной, пребывающей в "сером списке" Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force,
По задумке вашингтонских стратегов, ПСР и Эрдоган станут сговорчивее в случае слабого результата выдвиженцев правящей партии на предстоящих в конце этого месяца муниципальных выборах. Репетиция к общенациональным выборам (президентские пройдут в августе 2014 года, парламентские - в 2015-м) должна прояснить реальный рейтинг действующего правительства. Если оно устоит, получив очередной мандат доверия большинства избирателей, то формирование новой военной стратегии НАТО на восточном направлении может застопориться. Без Турции любая "контрроссийская" стратегия Альянса в Черноморско-Кавказском регионе будет незавершённой и по сути лишённой смысла.
(1) Deniz Arslan, Turkey, only
Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM