Русские - "диаспора", а татары - коренной народ: невежество МИД Украины может обернуться против украинцев
17 марта 2014 года МИД России выступил с заявлением о Группе поддержки для Украины, содержащим, фактически, предложения нашим международным партнерам по урегулированию ситуации на Украине. В заявлении предложены принципы, которыми следовало бы руководствоваться участникам Группы в случае ее создания, как то: уважение интересов многонационального народа Украины, признание важного значения гражданского мира и общенационального согласия на Украине и т. д. Однако в Киеве думают и действуют в иной парадигме. В ответ украинский МИД отозвал из Москвы посла и выступил с более чем странными заявлениями. Директор департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебийнис в этот день на специальном брифинге заявил, что русские "в Украине" являются "диаспорой, а не "коренным народом". В частности, Перебейнис сказал: "РФ, аргументируя законность крымского референдума, делает упор на праве народов на самоопределение. Хотел бы отметить, что все международно-правовые документы по такому праву касаются именно коренных народов. В Украине проживает 4 коренных народа, этногенез которых связан с территорией Украины - это украинцы, крымские татары, караимы, крымчаки. Последние три происходят с территории Крыма, а остальные являются диаспорой народов, имеющих свои этнические родины за пределами Украины".
Здесь невежество представителя МИД Украины переходит все мыслимые пределы. Поэтому мы вынуждены разъяснить существующую концепцию коренных народов в международном праве.
Понятие "коренное население" впервые появилось в 1957 году в конвенции Международной организации труда №107 - "Конвенция о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах". В 1982 году Организация Объединенных Наций официально признала понятие "коренной народ". В 1982 году в Женеве была создана Рабочая группа по коренным народам, представляющая специальный форум экспертов по ставшим тогда модными правам человека. В 1989 году Международной организацией труда была принята конвенция №169 - "Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах". Конвенция №169 заменила конвенцию №107, сделав последний документ недействительным. Принципиальная разница между двумя документами видна уже в названии двух конвенций. Если в первом документе 1959 года речь шла о "коренном и другом населении, ведущем племенной и полуплеменной образ жизни", то в конвенции №169 1989 года говорилось уже о "коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни", т. е. в первой части речь идет о принципиально иной сущности.
Итак, что такое "коренной народ" в определении этого документа международного права?
1. Народы в независимых странах рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ (ст. 1. §1 b);
2. Указание самих народов на их принадлежность к числу коренных рассматривается как основополагающий критерий для отнесения их к этой категории (ст. 1. §2).
Составной частью концепции "коренного народа" является связь его с территорией. Раздел 2-ой конвенции МОТ №169 1989 года специально рассматривал проблему собственности "коренных народов" на земли, на которых они проживают.
СССР в 1989 году присоединился к Конвенции МОТ №107 "О защите коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах". Так понятие "коренное население" было введено в отечественное правовое поле. В Конституцию Российской Федерации 1993 года была включена специальная статья 69, в которой было определено, что "Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации". В 1994 году Конвенция МОТ №169 не была ратифицирована Россией. Понятие "коренной народ" не признается российским правом. Вместо него в российском законодательстве существует понятие "коренной малочисленный народ".
Последним и основным документом международного права о коренных народах стала декларация ООН о правах коренных народов, принятая на 107-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 13 сентября 2007 года. Отметим, что в этом документе окончательно выпало упоминание о связи "коренных народов" с племенным и полуплеменным образом жизни. Речь в декларации ООН идет исключительно о "коренных народах". Новым стало то, что декларация дополнительно добавила в международное законодательство в самых решительных выражениях положения о политических правах "коренных народов":
1. Коренные народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие (ст. 3);
2. Коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление в вопросах, относящихся к их внутренним и местным делам, а также путям и средствам финансирования их автономных функций (ст. 4)
При этом статья 46 Декларации оговаривает, что ничто в ней "не может толковаться как подразумевающее какое-либо право любого государства, народа, группы лиц или отдельного лица заниматься любой деятельностью или совершать любые действия в нарушение Устава Организации Объединенных Наций или рассматриваться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности и политического единства суверенных и независимых государств". Однако в связи с этим отметим двусмысленную по содержанию статью 9 декларации: "Коренные народы и принадлежащие к ним лица имеют право принадлежать к коренной общине или народности в соответствии с традициями и обычаями данной общины или народности". В оригинальном английском тексте речь идет, на самом деле, о праве принадлежать к нации (to belong to an indigenous community or nation). Под последней же, как раз и может пониматься собственная государственность. Поэтому не случайно, что Россия воздержалась от голосования по этой декларации ООН и потребовала внести ряд изменений в текст этого документа. Заметим, что против декларации выступили США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, т. е. государства, возникшие на базе англо-саксонских колоний на землях частично или полностью истребленных "коренных народов". Отметим и то обстоятельство, что Декларация ООН о коренных народах 2007 года не признана Украиной.
А теперь прокомментируем высказывания директора департамента информационной политики МИД Украины Евгения Перебийниса о "коренных народах" "в Украине". Прежде всего, укажем на то обстоятельство, что считать русских на Украине "диаспорой", тем самым приравнивая их к евреям, грекам, армянам - народам, традиционно на протяжении тысячелетий живущим в диаспорах, несправедливо, более того, - абсолютное невежество.
Следующее обстоятельство: полагать, что право народов на самоопределение связано исключительно с международным правом о коренных народах, является очевидной ошибкой или попыткой дезинформации. Во-первых, под правом коренных народов на самоопределение в Декларации ООН 2007 года понимается право "свободно устанавливать свой политический статус и свободно осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие". При этом "коренные народы при осуществлении их права на самоопределение имеют право на автономию или самоуправление". Статья 46 Декларации оговаривает, что право на самоопределение нельзя толковать с точки зрения сепаратизма. И, во-вторых, укажем на то, что право народов на самоопределение в современном международном праве возникло задолго до появления права о коренных народах и самого понятия "коренной народ". Начало здесь положено Декларацией независимости США 1776 года. Право на самоопределение - стало одним из общепризнанных принципов международного права в результате Великой Французской революции. Отправной точкой здесь считается 1792 год, когда присоединение папских анклавов Авиньон и Венсенн к Франции произошло на основе народного плебисцита (референдума). Право на самоопределение декларируется в статье 1 вступившего в силу в 1945 году Устава ООН, а затем в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам - принята резолюцией № 1514 XV-ой Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1960 года.
Продолжаем рассмотрение парадоксальных высказываний директора департамента информационной политики МИД Украины Евгения Перебийниса о "коренных народах" на Украине. Здесь отметим, что, в соответствии с нормами международного права о коренных народах, украинцы никак не могут считаться "коренным народом". Дело в том, что статус "коренного народа" предполагает не этногенез на определенной территории, а соотношение господства и подчинения в иерархии народов сосуществующих на этой территории. Здесь надо уяснить, что коренной народ проживает на территории завоеванной и оккупированной другим народом. Далее укажем на парадоксальные моменты, возникающие в случае применения международного права о коренных народах к этнической ситуации на Украине. В частности, "коренным народом" здесь следует рассматривать именно русских (русскоязычных) в Юго-Восточной Украине - на Слобожанщине и в Новороссии, поскольку, согласно конвенции МОТ № 169 1989 года "коренным народом" являются "потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ". Здесь существенно положение: "или в период установления существующих государственных границ". Государственные границы Украины, как мы все помним, были установлены в 1991 году, когда эта страна обрела государственность и суверенитет.
Более того, следуя букве международного права о коренных народах, именно русских следует считать коренным народом на территории всей Украины от Карпат - и Перемышля на Западе до Дона - на Востоке. Означенное положение легко доказывается всеми существующими историческими документами, начиная с летописной Повести временных лет начала ХII века. И не важно, как писался этот этникон, с одной буквой "с" - "руський" или двумя. Упоминаний украинцев нет в средневековых исторических источниках. Украинская этническая идентичность появилась лишь в ХIХ веке. Русская (малорусская) идентичность предшествовала ей. Процесс создания украинской идентичности и можно рассматривать в рамках концепции "коренных народов" как процесс "завоевания" по отношению к "коренным народам" Украины - русским и малоросам.
Против подобной трактовки может быть только один существенный довод: международное право не следует возводить в абсолют, памятуя о том обстоятельстве, что в новейшую эпоху оно превратилось в "гроб повапленный", который Запад и США произвольно достают, используют и трактуют в своих собственных интересах по отношению к тем народам, которые проживают на планете Земля вне ареала жительства "золотого миллиарда". Как бы там ни было, но для нас очевидно, что МИД Украины на следующий день после крымского референдума убедительно продемонстрировал всему миру свое невежество и несостоятельность, когда взялся рассуждать о "коренных народах". Существует и другое рациональное объяснение происходящего: о международном праве "коренных народов" хунта в Киеве вспомнила в связи с событиями в Крыму. Попытка апелляции к крымским татарам, как "коренному народу", связана со стремлением подорвать мир и национальное согласие на полуострове. Однако Киеву следует помнить, что официальное признание Декларации ООН 2007 года о коренных народах может обернуться против украинцев, по причине парадоксальных обстоятельств, указанных нами выше.
Дмитрий Семушин - обозреватель ИА REGNUM