Кто понесет расходы "фронтовой Украины": Россия, США и Германия начали "большой торг"
"Германия в шоке. Рано утром подразделения
В минувший уикенд в СМИ Запада "украинский кризис" сместился в плоскость "крымского кризиса". "Мир в Европе под угрозой", "реальная перспектива новой холодной войны" и "Путина предупреждают об изоляции" - таковы главные тезисы редакционных статей в эти дни.
События вкратце подаются следующим образом: в субботу 1 марта 2014 года 6 тысяч (по другим вариантам 15 тыс.) российских солдат без единого выстрела вошли в Автономную республику Крым на территории Украины. Средства массовой информации Запада подчеркивают, что Крым российскими войсками был взят под контроль без единого выстрела. Подразделения украинской армии, в том числе, что важно, в Крыму в первую половину дня в воскресенье были приведены в полную боевую готовность. Но никаких столкновений между противоборствующими сторонами не происходит. Украинским офицерам в Крыму Москва предлагает российские паспорта. Идет война российским паспортом против украинской армии. В зарубежных СМИ с иронией уточняется вполне "достойное" поведение украинских военных в случае их отказа от паспорта. Уход из Севастополя немногочисленных кораблей ВМФ Украины, по мнению Reuters, является признаком того, что полуостров Крым окончательно занят войсками РФ.
Поведение в воскресенье нового премьера Украины
Тем временем Reuters полагает, что происходящее является беспрецедентным противостоянием между Россией и Западом со времен холодной войны. Обращение Верховной рады к западным гарантам Будапештского меморандума 1994 года об отказе Украины от атомного оружия лишний раз дало повод вспомнить о безопасности 15-ти работающих атомных реакторов на Украине, чье обеспечение топливом и оборудованием осуществляет опять же российский "
В минувшее воскресенье генеральный секретарь
Премьер-министр Польши
В западных СМИ подчеркивается, что получивший санкцию Совета Федерации президент РФ Владимир Путин пока не решил: проводить или нет военную операцию. Соединенные Штаты тем временем угрожают России санкциями. Стивен Ерланджер в New York Times заранее предупреждает, что прямые санкции вряд ли смогут убедить Кремль отступить из Крыма и прекратить давление через своих сторонников в Восточной Украине. Американская торговля с Россией составляет всего лишь 1% от общего объема торговли США. Многие европейские правительства, в частности Германия, неохотно обсуждают проблему санкций. 3 марта германские деловые круги в лице исполнительного директора Восточного комитета немецкой экономики
Что касается ЕС, то
G8 грозят превратить в G7. Лидеры Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании и США, а также председатели Европейского совета и
Times констатирует, что Запад практически ничего не может сделать, если речь идет о вооруженном конфликте. Главный вопрос сейчас для Киева и западных столиц: как смело Путин продолжит продвигать свою повестку.
Между тем, прямое назначение главами администраций представителей местного олигархата подрывает легитимность теперь уже не власти, а февральской революции Майдана. Акция, предпринятая российским президентом в минувшую субботу, многократно ухудшила позиции Киева. Новому правительству в Киеве сейчас нужно думать одновременно и о финансовом кризисе, переходящем в банкротство Украины, и о проблемах безопасности, и о том, как готовиться к войне. Российский фактор стал сдерживающей силой для попытки консолидации юго-восточных территорий под властью нового правительства в Киеве. Правительство Украины объявляет о призыве военных резервистов для того, чтобы "обеспечить безопасность и территориальную целостность Украины". Но где гарантия, задаются вопросом на Западе, что украинские вооруженные силы будут по-прежнему едины, в то время как сама страна раскалывается на две или даже три части? Если украинские вооруженные силы разделятся по национальному признаку, то при попытке использования их гражданская война станет неизбежной.
Между тем, в публикации в Guardian утверждается, что этническая идея в воинских подразделениях Украины не такой мощный фактор, как в югославской армии к началу конфликта. Как бы там ни было, но при таком сценарии гражданской войны ни Россия, ни Запад не смогут предотвратить вооруженный конфликт, который нанесет непоправимый ущерб коллективной безопасности всего Европейского континента. Уил Энглунд в Washington Post сравнивает нынешний российско-украинский конфликт с ситуацией 2008 года между Россией и Грузией. Аналитик полагает, что русские военные находятся в более лучшей форме, чем шесть лет назад. Совершенные ошибки кампании 08.08.08 были учтены. Но армия Украины значительно больший фактор, с которым необходимо считаться, чем армия Грузии в 2008 году. Ставки на Украине намного выше, чем ставки в войне с Грузией, признает в New York Times обозреватель
С военной стратегической точки развертывание вооруженных сил Украины при существующей конфигурации ее границ с Россией и Белоруссией, при условии господства российской авиации в воздухе, а российского Черноморского флота на море, означает неминуемое поражение Украины в случае военного конфликта. Весенняя распутица ограничит возможные коридоры сопротивления автомобильными трассами, дополнительно снижая возможности украинских сухопутных войск.
Что делать? Германская Die Zeit в публикации Людвига Гревена "Бессилие Европы против России" констатирует, что ЕС и США "не могут остановить российскую агрессию" в Крыму из-за отсутствия у них стратегии борьбы с "неоимпериализмом" Путина. Единственная альтернатива - вести переговоры. В европейских столицах и в Вашингтоне царит беспомощность. Президент США
Ситуация усугубляется тем, что никто не может определить пределов притязаний российского руководства - той границы, на которой оно готово остановиться. В частности, и европейцев, и американцев интересует: будет ли Путин пытаться установить контроль над Восточной Украиной с ее тяжелой промышленностью. Население здесь, испытывающее симпатии к России, стало уже обращаться с просьбами о помощи к Москве на уличных демонстрациях. Раздел Украины на две половины представляется кошмаром для Запада.
Путин создает факты. В отличие от Запада, он не колебался и использует вакуум власти в соседней стране. Запад не может остановить его. Европейская дипломатия в лице министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера Штайнмайера и министра иностранных дел Польши
Вместе с тем, президент России не захотел оставить без боя Украину Западу. Однако интересы европейцев в регионе остаются туманными. ЕС хотело бы, чтобы Украина связала себя соглашением об ассоциации с Евросоюзом при том условии, что членство Украины в Европейском Союзе и западном военном альянсе неопределенно сулят ей в далеком будущем. Даже в среднесрочной перспективе не просматриваются политические и экономические дивиденды Украине.
Сейчас Запад нуждается в России. При Обаме американские военные свертывают свое участие в военных конфликтах по всему миру. Что касается России, то она стремится определить и расширить сферу своего влияния. На Западе знают, что и США, и европейцы зависят от российского сотрудничества в международных зонах конфликтов, таких как в Сирии или Иране. Без одобрения Москвы в Совете Безопасности и без ее влияния на соответствующие режимы эти конфликты не могут быть устранены.
Это также верно для Украины. Без переговоров с Путиным конфликт только будет обостряться. Усиление позиций России в Крыму вряд ли приемлемо для Запада, но как европейцы, так и США не могут не считаться с интересами России. Если они этого не делают, их единственным выбором остается наблюдать за чередой событий.
Проблема усугубляется тем, что ни Германия, ни другие европейцы, ни Соединенные Штаты в настоящее время не имеют практического влияния на новое руководство в Киеве. Проблема здесь лежит не в той плоскости, что рекомендации Запада перестали слушать, а распоряжения выполнять в Киеве. Дело в том, что нет ни малейших гарантий, что распоряжения будут осуществлены. Оппозиция, дорвавшись до власти, не сделала ничего, чтобы обуздать национальный конфликт, но только усугубила его нелепой отменой и так не выполнявшегося закона о языках. На Западе сейчас делают вид, что никто не знает, кто будет в самом ближайшем будущем определять государственную политику на Украине. И, пока это так, ЕС и США ничего не остается, как договариваться с Москвой.
Авторы Матиас Гебауэр и Раниах Саллум в германском Spiegel представили три возможных сценария развития дальнейших событий. Ни один из них не предусматривает вмешательства европейцев или американцев в военный конфликт.
Сценарий первый: война между Россией и Украиной, рассматривается, как худший из возможных вариантов. Запад участвует в конфликте введением санкций против Москвы.
Сценарий второй: переговоры между Россией и Украиной с развертыванием наблюдателей проходят под эгидой Организации Объединенных Наций или Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Сценарий третий: распад Украины в результате того, что новое украинское переходное правительство не в состоянии восстановить контроль над страной. В результате возникают российские протектораты. Территория Украины, таким образом, значительно уменьшается.
Германский аналитик Ганс-Хеннинг Шредер утверждает, что сейчас трудно определить, какой сценарий реализуется при том условии, что Запад и Россия являются относительно предсказуемыми, чего нельзя сказать о новом правительстве Украины. Способность его разумно контролировать территории Украины остается неясной. "Это все еще большой знак вопроса", - подытоживает ситуацию Шредер.
Frankfurter Rundschau скептически оценивает позиции американского президента Обамы на фоне хладнокровия Путина. Обама оказался в ловушке классической дилеммы. С одной стороны, он хотел бы отдать предпочтение дипломатии в международном кризисе, создавая альянсы, а не действуя в одиночку. С другой стороны, Обама вынужден придерживаться доктрины, что Соединенные Штаты должны выглядеть убедительно в военном сдерживании и быть в состоянии защитить свои интересы в мире.
Руководитель отдела Восточной Европы и главный редактор русской редакции Deutsche Welle
Второй вариант - молча, но с кулаком в кармане признать новую роль Москвы в Крыму и уговорить руководство в Киеве пойти на переговоры с Россией, которых оно не хочет. Это означало бы, что Путин с помощью грубой силы добился того, что ему в последние месяцы не хотели дать ни оппозиция против Януковича, ни западные политики, а именно: права существенно влиять на определение политического и экономического будущего Украины".
Путин в любом случае переигрывает дилемму Обамы. Россия имеет право вето в
Пока требования США, озвученные вице-президентом США
Определилась и другая альтернатива: продолжительный торг. 2 марта 2014 года по предварительной договоренности состоялся телефонный разговор президента РФ Владимира Путина с федеральным канцлером Федеративной Республики Германия
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM