На первый взгляд, не самый подходящий за последние 22 года период выбрал действующий президент Франции Франсуа Олланд для визита в Турцию. Визит Олланда в Анкару 27-28 января проходил на фоне скандала в связи с супружеской изменой президента и объявления о намерении развода с Валери Триервейлер. Даже искушенное французское общество посчитало подобные отношения чрезмерными, тем более, что бывшая первая леди слегла в больницу с «нервным срывом». Но советникам Олланда не удалось его отговорить от визита.

Не самым, мягко говоря, лучшим образом обстоят и позиции властей Турции на фоне все разрастающегося коррупционного скандала. Оппозиция выдвигает властям прямые обвинения и доказательства в причастности к коррупционным схемам. Так, лидер основной оппозиционной партии Кемаль Кылычдароглу заявил об участии премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана и его сына в теневых сделках и давлении на местные власти с целью принятия незаконных решений. Команда премьера, в свою очередь, перетряхивает правоохранительную систему страны, утверждая о существовании теневого правительства и заговора со стороны организации «Хизмет» и его основателя Фетуллаха Гюлена. Последний уже открестился от этих обвинений. Однако оппозиционных политиков в Турции продолжают отстреливать.

С учетом этой напряженности для властей двух стран во внутренних делах, «эпохальный», как окрестила его западная пресса, визит Олланда в Турцию обусловлен активизацией Парижа на ближневосточном направлении. По всей видимости, продолжая активную внешнюю политику Саркози, Олланд намерен вписать в треугольник формирующегося тандема Париж — Эр-Рияд и Анкару. И последнее является фактором, безусловно нивелирующим все внутриполитические и общественные шероховатости в двух странах.

Повестка визита президента Франции в Турцию соответствовала уровню государственного. Помимо встреч с высшим руководством страны он посетил Стамбул и провел встречу с бизнесменами, официальные ужины и завтраки: тема Сирии, тема Геноцида армян и посещение семьи убитого журналиста армянского происхождения Гранта Динка (реверанс в сторону влиятельной армянской общины во Франции), двусторонние политические и экономические отношения, тема Кипра, убийство курдских активисток в Париже, встреча с главным оппозиционером Турции и курдская проблема. На фоне этой протокольной суматохи не сложно и размазать основную причину визита — Франция выстраивает рынки для своих энергетических и оружейных корпораций на Ближнем Востоке.

Хотя никакой конкретики в деле развития военного сотрудничества в ходе визита не было, но политические договоренности в ближайшем будущем выльются в конкретные сделки на уровне министров или частных корпораций. Основа для развития такого сотрудничества есть — несмотря на прохладные французско-турецкие отношения за последние десятилетия, Париж и Анкара только наращивали экономическое сотрудничество. Двустороннее экономическое сотрудничество доходит до 13 млрд евро в год. В том числе и в сфере атомной энергетики (не за горами подписание соглашения о строительстве французско-японским консорциумом АЭС в турецком Синопе).

Таким образом, если Ливан, Саудовскую Аравию и другие монархии залива Франция рассматривает в качестве потенциального рынка вооружений, то в лице Турции (с довольно развитым собственным ВПК) Париж склонен видеть потенциального потребителя технологий и промышленной продукции. Хотя на фоне заметного охлаждения отношений Турции с США из-за сирийской тематики и внутренней ситуации в Турции, не исключена некая диверсификация и по сотрудничеству в сфере вооружений. К примеру, в рамках наделавшего немало шума, так называемого, «противоракетного тендера» в Турции предпочтение Анкары может получить итало-французский консорциум Eurosam, а не американский или китайский производитель. 27 января французский министр обороны Жан-Ив Ле Дриан встретился с главой Агентства оборонной промышленности (SSM) Турции Мурадом Баяром для обсуждения этого вопроса. Многомиллиардный тендер продлен до 30 апреля с.г.

Для активного развития экономического сотрудничества с Парижем у Турции немало резонов: отступление Франции от жесткой критики Турции в деле демократических преобразований на пути в Евросоюз, смягчение позиции Парижа по вопросам Геноцида армян и проблеме Кипра, и, возможно даже, лоббирование Парижем интересов Анкары в Брюсселе. Или сокращение военно-технического сотрудничества с Вашингтоном за счет активизации этого сотрудничества с Францией.

В целом, козырей в игре с Турцией, в отличие от амурных дел, у Олланда немало.

P.S. Следующей остановкой на потенциально платежеспособном рынке вооружений для Олланда станет, скорее всего, Азербайджан. Согласно муссируемой информации, в долгий ящик визит в Баку Олланд не отложит, он состоится в мае этого года.

Рубен Грдзелян