"Что нового несет Закон "О Правительстве Санкт-Петербурга"? - интервью спикера Законодательного собрания Вадима Тюльпанова ИА REGNUM
Спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов дал интервью корреспонденту ИА REGNUM-NEWSpb.
- Вадим Альбертович, расскажите, что принципиально нового в принятом вчера законе "О Правительстве"?
- Предыдущий закон соответствовал старой редакции Устава Санкт-Петербурга. Принятый вчера документ согласован с недавно внесенными в Устав поправками. Принципиальное его отличие от старого закона - в количестве вице-губернаторов и их статусе. Ранее в правительство входили 14 вице-губернаторов, которые одновременно являлись главами комитетов, только двое вице-губернаторов - Владимир Шитарев и Александр Смирнов - не были председателями комитетов. Сейчас, согласно закону, количество вице-губернаторов - не менее семи. Каждый из них отвечает за 2-3, а то и 4 комитета, не являясь их прямыми руководителями.
- И чем такая схема лучше, чем предыдущая?
- Раньше картина выглядела так: был вице-губернатор, ответственный, скажем, за Комитет по труду и социальному развитию, у которого были и другие подведомственные подразделения Администрации. Большую часть своего времени он, естественно, отдавал "своему" комитету, а остальные руководились им по остаточному принципу. Теперь вице-губернатор будет уделять время всем подведомственным ему комитетам в равной степени. К тому же он не будет обладать статусом юридического лица, то есть не сможет подписывать финансовые документы: их будет подписывать непосредственно руководитель того или иного комитета, который, согласно Бюджетному кодексу, является главным распорядителем бюджетных средств. Таким образом, удастся избежать многих проявлений коррупции.
- Расскажите, как проходили заседания рабочей группы, которая занималась разработкой поправок к закону?
-- На поправки нам было дано 10 дней. За это время мы собирались три раза, каждый раз дискутировали по 2,5-3 часа. Мы подробно рассматривали каждую статью закона в редакции Александра Беглова, каждый его пункт, и сформировали 18 поправок к первому чтению, еще три - ко второму и три - к третьему чтению. Нам удалось достичь существенных изменений закона.
- Какой вопрос вызвал больше всего сложностей у рабочей группы?
- Больше всего реформировали статью 5, которая определяет состав правительства, полномочия его членов. В редакции A. Беглова это было прописано слишком общо, мы конкретизировали положения пятой статьи. Мы также приняли очень важный пункт, согласно которому в состав правительства входит представитель правительства в Законодательном собрании. Это хорошо по двум причинам: во-первых, депутаты будут общаться на заседании не с каким-то чиновником из Смольного, а с членом правительства. Во-вторых, этот представитель будет участвовать во всех заседаниях правительства, таким образом, он будет максимально информирован.
- Какие теперь полномочия имеют губернатор и вице-губернаторы?
- Самое главное - это то, что губернатор теперь не обладает единоличным правом вето. Он входит в состав правительства, возглавляет его, и при этом обладает таким же голосом, как и все остальные члены правительства. Полномочия вице-губернаторов распределились следующим образом: вице-губернатор, отвечающий за экономическое развитие Петербурга, будет ответственным за налоговую, финансовую, промышленную и научно-техническую политику города, развитие потребительского рынка, разработку и исполнение бюджета, увеличение доходов и оптимизацию расходов бюджета, управление государственным имуществом. Вице-губернатор, отвечающий за социальную и демографическую политику города, будет вести социальную защиту, здравоохранение, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, охрану окружающей среды. Вице-губернатор, отвечающий за городское хозяйство, станет курировать жилищную политику, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство, транспорт, связь, энергетику, природопользование. В компетенции вице-губернатора, отвечающего за капитальное строительство, будет и реконструкция объектов недвижимости, и дорожное строительство, архитектура и градостроительство, земельная политика Санкт-Петербурга. Вице-губернатор, отвечающий за решение вопросов правопорядка и законности, будет также заниматься внешними связями города, развитием туризма. Наконец, еще один вице-губернатор будет отвечать за вопросы научной политики Петербурга, образования всех уровней, культуры, средств массовой информации, молодежной политики, физкультуры и спорта, взаимодействия с общественными организациями.
- Вадим Альбертович, и в среду, и в четверг на заседаниях Законодательного собрания некоторые депутаты пытались внести некоторую неразбериху в процесс обсуждения поправок. Однако проголосовали вчера в третьем чтении почти единогласно. Чем, вам кажется, это вызвано?
- Эти депутаты хотели видеть в законе свои поправки. Но поняв, что нужные им поправки не прошли и сделать ничего нельзя, они решили, что закон нужно принимать как можно скорее, поэтому проголосовали. Я бы хотел даже выразить им благодарность - и я еще сделаю это - за то, что они не стали вносить множество поправок к третьему чтению, что затормозило бы обсуждение, но приняли закон как есть.
- Что сулит новый закон городу?
- Главное - это то, что губернатор может, наконец, сформировать правительство. Иначе ситуация вызывает недоумение граждан: губернатор две недели как избран, а правительства до сих пор нет. Почему? Потому, что закона не было. Теперь он есть. Губернатор может представить кандидатуры вице-губернаторов в течение 10 дней после опубликования закона, но думаю, уже в понедельник она внесет предложения в Законодательное собрание с тем, чтобы депутаты могли пообщаться с кандидатами в члены правительства до их официального представления.
- Что с законом "О структуре исполнительной власти"? Будет ли он отозван?
- На сегодняшний день он еще не отозван, но его обещали в скором времени отозвать и создать рабочую группу из представителей Смольного, депутатов и юристов, людей, профессионально занимающихся законами. Может быть, это будут люди из Университета. Думаю, на принятие "Закона о структуре органов исполнительной власти" потребуется 1-2 месяца.
- Не помешает ли отсутствие этого закона работе исполнительной власти?
- Комитеты будут пока существовать в соответствии со старой схемой. Их реформирование в любом случае займет много времени, и пара месяцев здесь все равно погоды не сделает.