Владимир Казимиров: Резолюции Совета Безопасности ООН и перемирие в Карабахе
20 лет назад, 12 ноября 1993 г.
Это же высший мировой орган, ответственный за поддержание мира и международной безопасности. Сквозным стержнем его решений было требование немедленно прекратить военные действия вокруг Карабаха. Без выполнения этого ключевого пункта резолюций СБ ООН практически неосуществимы все остальные пункты. Так и получилось. Комплекс неудач Азербайджана и его упорные попытки решить конфликт силой парализовали реализацию всех четырех резолюций. Баку не хотел прекращать военные действия. Армяне не собирались уходить с занятых ими новых позиций.
Правда, так было и до первой резолюции 822. Азербайджан (инициатор ее принятия) не ожидал от нее требования прекратить военные действия. Он готов был приостановить их ради возвращения Кельбаджарского района, но не покончить с войной совсем. Когда Россия, США, Турция и Италия запросили все три стороны конфликта, готовы ли они выполнить эту резолюцию, Степанакерт и Ереван согласились, а Баку даже не стал отвечать. И потом не раз уходил от выполнения резолюций и мирных инициатив (весь календарь инициатив и реакции сторон на них стоило бы и опубликовать).
Осудив нарушения прекращения огня и отметив чрезмерное применение силы в ответ на них, резолюция 884 приоткрыла, кто срывал приостановки военных действий, возобновлял бои, приводившие к новым захватам и оккупации территорий. Прежние резолюции СБ осуждали захваты, но не вскрывали их первопричины и меру виновности сторон конфликта в них.
В резолюции 853 даже было требование безоговорочного вывода армянских сил с занятых территорий, что вряд ли реалистично без надежного, окончательного прекращения всех военных действий. Баку то и дело лукавит, будто это требование всех резолюций. Фальшь! СБ ООН в резолюциях 874 и 884 уже учел этот перегиб, убрал слово "безоговорочного", сделав вывод войск предметом идущих поныне переговоров между сторонами конфликта.
К концу 1993 г. обстановка в конфликте еще больше обострилась из-за провала контрнаступлений Азербайджана, предпринятых вопреки всем 4 резолюциям и несмотря на резкий рост его потерь. СБ ООН впредь уже не хотел принимать резолюций по Карабаху, ибо их невыполнение, особенно главного требования прекратить войну, дискредитировало высший международный орган. Мирное урегулирование конфликта заходило в тупик.
Россия, как член СБ ООН и Минской группы СБСЕ и наиболее активный посредник в карабахском конфликте, изначально стремилась увязать усилия этих мирных структур. На встрече Минской группы (Рим, 3-4 июня 1993 г.) ее представители настояли на том, чтобы все графики группы были подчинены выполнению резолюции 822, а позднее - других резолюций СБ.
В начале 1994 г. уже практически нельзя было опереться на эти резолюции из-за утраты ими действенности. Россия была вынуждена расширить поиск точек опоры в посреднических усилиях. Вступление Азербайджана в
Резолюции СБ ООН охватывали немало требований и призывов, а Россия сосредоточила все усилия на главном - прекращении огня и военных действий. Политико-дипломатической основой выхода на перемирие стало заявление СГГ СНГ от 15 апреля 1994 г., принятое при личном участии президентов Армении и Азербайджана
В Бишкекском протоколе руководители парламентских структур всех сторон конфликта поддержали это заявление глав государств СНГ и призвали прекратить огонь к 9 мая. Именно на основе заявления СГГ СНГ и Бишкекского протокола и было подписано соглашение о прекращении огня и бессрочном перемирии с 12 мая 1994 г. Россия всегда учитывала особую ответственность СБ ООН и его резолюции, но в той ситуации в этих решающих документах о перемирии уже почти не было ссылок на них.
Почему важно сейчас рассказать о подлинных документальных основах прекращения огня в Карабахе? Дело в том, что в последнее время Баку, как ни парадоксально, широко раскручивает ложную пропагандистскую кампанию вокруг 4 резолюций СБ ООН, всячески изображая мнимую приверженность им. Хотя и сейчас его подход к ним весьма выборочен - ему нужен лишь уход армян с оккупированных территорий, причем без гарантий исключения военных действий.
Нынешнее руководство Азербайджана не может не знать о всяческих уходах своих предшественников от выполнения главного требования резолюций СБ ООН и об их роли в срыве его решений в целом. Пропаганда Баку рассчитана больше на незнающих, особенно на внешних партнеров, сочувствующих пострадавшей стороне, не ведая реальных первопричин ее бедствий.
Есть и те, кто недопонимает: как это не выполнено ни одно требование резолюций СБ ООН, когда давно, почти 20 лет назад подписано прекращение огня? Но, увы, резолюции требовали незамедлительно прекратить огонь, а Азербайджан пошел на это лишь через год (разве это немедленно?). Что такое год такой ожесточенной войны, надеюсь, все понимают. Кроме того, были прекращены не военные действия, а лишь боевые (да и они нередко имеют место в виде инцидентов на линии соприкосновения).
Но главное сейчас совсем в другом. Принятая Гейдаром Алиевым в заявлении СГГ СНГ идея ликвидации последствий конфликта лишь после надежного исключения военных действий явно неприемлема для его наследника. Весь курс нынешнего Баку нацелен на то, чтобы убрать эту жесткую увязку. Там хотят, чтобы все забыли главный документ, открывший путь к перемирию. Отсюда стремление переключить теперь внимание на резолюции СБ ООН, которые в первую очередь как раз Азербайджан тогда игнорировал. Экая показушная любовь к этим документам! Спустя 20 лет после того, как надо было просто выполнить их! Баку сейчас делает вид, будто в них не выполнен лишь пункт о выводе армянских войск.
Сам за себя говорит его отказ заключить соглашение о неприменении силы при разрешении этого конфликта. Широко известны и иные его средства поддержания напряженности (бесконечные угрозы применить силу, гонка вооружений, инциденты, отказ расследовать их и отвести снайперов, "сафаровщина" и т.д.). Руководство Азербайджана и не желает надежно закреплять прекращение военных действий, наоборот - то и дело грозит их возобновлением, будто это благо и что-то дает ему. Не говоря уж о новой войне, очевидны ущербность и явный вред этого курса Баку - он сам мешает устранению последствий тяжкого конфликта, в том числе возвращению оккупированных земель, о чем ежечасно талдычит, но всуе, а не всерьез.
Как раз через полгода исполнится 20 лет заключению перемирия, которое вряд ли будут там отмечать. Руководство Азербайджана не видит, чего тут праздновать. Для него не так важно, что страна столько лет не подвергается массовому кровопролитию, что выросло целое поколение азербайджанцев пока без прямой угрозы обращения в пушечное мясо. К тому же официальному Баку надо скрыть, что его предшественники в апреле-мае 1994 г., опасаясь полного коллапса, уже сами начали торопить с прекращением огня, перестали выдвигать предварительные условия, легко принимали поправки армян к тексту и даже уже подписали бессрочное перемирие со Степанакертом, к которому лишь через несколько часов примкнул и Ереван.
Как теперь руководство Азербайджана объяснит своему народу, чего оно добилось за этот немалый срок в урегулировании конфликта? Практически ничего! Конфликт в Карабахе, отличавшийся особой ожесточенностью, уже давно снискал себе известность и постоянной пробуксовкой переговоров по его урегулированию.
Есть основания полагать, что логическая несовместимость подходов сторон к коренной проблеме надежного закрепления прекращения военных действий не даст существенно продвинуться в переговорах. Пока официальный Баку не изберет безоговорочно мирное решение конфликта. Тогда гораздо реалистичнее встанет и вопрос о контроле над потерянными в боях землями. Но превыше всего должен остаться выбор мирного завтра для своего народа.
Бакинская пропаганда, которой вдруг спустя десятилетия будто бы стали так дОроги резолюции СБ ООН, даже не замечает, а тем более не отмечает, что они ни одной строкой, ни единым словом не только не благословляют, но - в контрастном отличии от нынешнего руководства Азербайджана - категорически отвергают решение конфликта силой. Ложная пропаганда нередко невпопад!
Казимиров Владимир Николаевич, посол России, председатель Совета ветеранов МИД РФ, первый заместитель председателя Ассоциации российских дипломатов. В 1992-96 гг. глава посреднической миссии России, полномочный представитель Президента РФ по Нагорному Карабаху, участник и сопредседатель Минской группы