Молдавия - Приднестровье - Украина: "Молдавию подталкивают к решению приднестровского конфликта по типу Кипра и Косово". "Евроинтеграция": "То, что мы сейчас идем одним блоком с Украиной, является для нас большим преимуществом". Эмбарго: "Даже месячный перерыв в торговле привел многие виноградарские и винодельческие отрасли страны к патовой ситуации". Политика: "Коммунисты могут вернуться к власти, если заручатся всемерной поддержкой России".

Молдавия - Приднестровье - Украина: "Молдавию подталкивают к решению приднестровского конфликта по типу Кипра и Косово"

Практически все без исключения законы, за которые голосует правящее большинство, принимаются в интересах кого угодно - олигархов, партий, отдельных депутатов - но только не в интересах молдавского государства и его граждан, пишет "Пульс". Закон, в соответствии с которым размещены миграционные пункты на Днестре, принят в интересах Европейского союза. Вице-премьер Евгений Карпов заверил, что "регистрация будет бесплатной и добровольной", миграционный учет "не будет распространяться на жителей Приднестровья, являющихся гражданами России, Украины и других стран". Карпов выразил уверенность, что "в перспективе никаких ухудшений в передвижении для жителей Приднестровья не будет" и, само собой разумеется, заявил, "что ни о какой границе с Приднестровьем речь идти не может".

Замечательные слова и уверения, продолжает "Пульс". Если бы не факты, указывающие на прямо противоположное. Во-первых, может ли кто-нибудь припомнить, чтобы правящая коалиция выполнила какое-либо из своих многочисленных обещаний? Во-вторых, опыт показывает, что все, что правящая коалиция делает, как они заявляют, из самых благих побуждений, затем трансформируется в нечто невообразимое. Все, что сегодня обещано, завтра будет благополучно забыто, как уже было не раз. В-третьих, в Приднестровье воспринимают выставленные посты не иначе как обустройство полноценной границы. Об этом уже заявила глава внешнеполитического ведомства непризнанной ПМР Нина Штански.

Официальный Кишинев собственными руками сдал несколько важнейших позиций в процессе урегулирования и предоставил отличную возможность приднестровской стороне усилить юридическое обоснование своих притязаний на независимость, пишет "Пульс". Между тем пункт 1, статьи 3 конституции РМ гласит: "Территория Республики Молдова неотчуждаема". На наших глазах власти совершают очередное преступление. Причем по принуждению Евросоюза. Но если Брюсселю наплевать на Молдавию, ее граждан и будущее страны, то это вовсе не значит, что также наплевательски к этому должна относиться правящая коалиция.

В мире немало стран с территориальными проблемами, продолжает "Пульс". Если бы Китай следовал примеру молдавской правящей коалиции, не видать бы ему Гонконга, как своих ушей. Если бы Россия безропотно выслушивала советы Запада в отношении Чечни, этот очаг сепаратизма не был бы подавлен, и Северный Кавказ полыхал бы до сих пор. Молдавию подталкивают к "решению" конфликта по типу Кипра и Косово, то есть в варианте раздела страны с перспективой ее исчезновения с карты мира. Ведь в то время как Кишинев по указанию ЕС сделал шаг к созданию полноценной границы по Днестру, граница с Румынией так до сих пор и не оформлена должным образом. Бухарест отказывается подписывать договор о границе (слишком вольно трактуя события прошлого), в надежде присоединить то, что останется от Молдавии после ее окончательного раздела по Днестру, подводит итог издание.

Президент непризнанной ПМР Евгений Шевчук поставил перед приднестровскими чиновниками задачу - "разработать детальный план действий по минимизации возможных внешних негативных факторов", пишет Noi. Под "негативными факторами" в первую очередь имеется в виду парафирование Молдавией и подписание Украиной соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Евросоюзом на ноябрьском саммите "Восточного партнёрства" в Вильнюсе.

Детальный разбор возможных рисков для приднестровской экономики руководство непризнанной ПМР на прошлой неделе провело дважды, продолжает Noi. В среду Евгений Шевчук принял участие в заседании сессии Верховного совета ПМР, где рассматривались разработанные правительством Прогноз социально-экономического развития Приднестровья на 2014-2016 гг., Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и проект местного бюджета, впервые по примеру России разработанный сразу на три года (2014-2016). А через пару часов Шевчук провел заседание Совета безопасности, где и поставил сверхзадачу по разработке плана минимизации возможных последствий Вильнюса.

В принципе, как и с чем бороться, и на что именно реагировать, в Приднестровье пока не знают, пишет Noi. Потому что текст соглашения о создании ЗСТ с Евросоюзом "в некоторой степени засекречен" не только от молдавских депутатов, но и от руководства непризнанной республики. В последние месяцы Евгений Шевчук с различных трибун не раз жаловался на то, что официальный Кишинев никак не отреагировал на просьбу Тирасполя предоставить текст соглашения об ассоциации с ЕС.

В Кишиневе утверждают, что Приднестровье само виновато в своей неосведомленности, решив не форсировать участие в переговорном процессе по зоне свободной торговли с Евросоюзом, продолжает Noi. Например, когда встал вопрос о необходимости доведения стандартов качества, контроля и прочих параметров до стандартов ЕС и были созданы специальные рабочие группы, непризнанная республика делегировала в них только одного представителя министерства иностранных дел.

Экономист Елена Горелова считает, что и Кишиневу не стоило проявлять излишнюю принципиальность во время переговоров, пишет Noi. "Приднестровье отказывается во всем этом участвовать, потому что их к переговорам с Евросоюзом о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли как полноправную сторону не привлекли. Только как наблюдателей. А ведь приднестровские группы товаров, экспортируемые на европейский рынок, значительно отличаются от молдавских", - заявила эксперт.

Поэтому когда на заседании Верховного совета приднестровские депутаты спросили главу Минэкономразвития Майю Парнас, почему в прогноз социально-экономического развития Приднестровья до 2016 года не заложены меры реагирования на возможные последствия Вильнюса, министр ответила, что пока трудно сказать, какие условия будут поставлены в отношении Приднестровья со стороны Республики Молдова, продолжает Noi А Евгений Шевчук сообщил Верховному совету, что у Тирасполя нет текста проекта соглашения РМ-ЕС, поэтому спрогнозировать объем влияния негативных факторов на приднестровскую экономику не представляется возможным. Пока в непризнанной ПМР подсчитан приблизительно-вероятный ущерб от возможных последствий Вильнюса. Неделю назад на встрече в Москве с вице-премьером правительства РФ Дмитрием Рогозиным, Евгений Шевчук заявил, что "в случае одностороннего подписания этого соглашения Приднестровье потеряет до 30% внешнеторгового оборота, то есть примерно 28% поступлений в наш бюджет".

В принципе, в течение ближайшего года непризнанной республике нечего опасаться, пишет Noi. Во-первых, на саммите в Вильнюсе соглашения о зоне свободной торговли и либерализации визового режима Молдавией будут только парафированы (хотя, по некоторым слухам, в Вильнюсе даже до этого дело не дойдет: якобы Брюссель передумал и предложит Кишиневу новый партнерский проект типа "Восточного партнерства"-2). Но, допустим, соглашения об ассоциации и ЗСТ между РМ и ЕС будут парафированы. Парафирование - это всего лишь договоренность о намерениях. После этого, в лучшем случае только через год, эти документы будут подписаны. Потом понадобится определенный период, чтобы все 28 стран-членов ЕС подписанные соглашения ратифицировали.

Во-вторых, до конца 2015 года в отношении Молдавии и Приднестровья будет действовать режим автономных торговых преференций, предоставленных Евросоюзом в марте 2008 года, продолжает Noi. А вот с 2016 года Приднестровье действительно может оказаться в торгово-экономической изоляции. Или, как образно выразился заместитель министра иностранных дел ПМР Игорь Шорников, "превратиться в евразийский остров в европейском море".

Сейчас в структуре экспорта Приднестровья страны Евросоюза занимают около 30%, пишет Noi. В ЕС непризнанная республика везет товары легкой промышленности (ткани, обувь, швейные изделия - в основном как продукцию, изготовленную из давальческого сырья), часть металлургической продукции, зерновые, технические культуры. А также экспортирует электроэнергию в Румынию. Еще порядка 36% приднестровского экспорта идет в правобережную Молдавию. Итого - 65-70%.

В ПМР рассматривают два варианта дальнейшего развития событий в поствильнюсский период, пишет Noi. Первый: стремясь наказать несговорчивое Левобережье, Таможенная служба РМ после того, как вступит в силу соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, откажется оформлять приднестровские товары. Тогда приднестровский экспорт в Евросоюз будет полностью заблокирован. Вариант второй: если Приднестровье не войдет в ЗСТ с ЕС, к его товарам будут применяться ввозные пошлины. Для легкой промышленности, металлургии и машиностроения их размер может составить от 10 до 15%. В таких условиях европейский рынок будет частично сохранен, но значительная часть приднестровской продукции окажется неконкурентоспособной. Поэтому за оставшийся до истечения режима автономных торговых преференций год непризнанной республике нужно хорошо подумать, как ей быть дальше.

Отдельные предложения и целые стратегии дальнейших действий в случае присоединения РМ и Украины к зоне свободной торговли с Евросоюзом стали озвучиваться в непризнанной республике задолго до того, как Евгений Шевчук поставил перед правительством задачу "разработать детальный план действий по минимизации возможных внешних негативных факторов", продолжает Noi. В подавляющем большинстве этих планов так или иначе присутствует Россия и задача экстренной переориентации товарных потоков с рынков Евросоюза на рынок государств Таможенного союза. Один из таких планов был разработан Общественно-экспертным советом при МИД ПМР, куда вошли представители научно-экспертного сообщества. Он заключается в создании т.н. "Евразийского региона "Приднестровье". Фактически это план по экономической интеграции в Таможенный союз в условиях непризнанности.

Другое предложение - создается российская государственная корпорация, главной задачей которой является продвижение идеи экономической интеграции на пространстве СНГ, пишет Noi. Госкорпорация получает право на проведение конкурсов и аукционов по закупке товаров в режиме наибольшего благоприятствования, что стало бы для приднестровских предприятий "своеобразным спасательным кругом" в условиях возможной "экономической блокады".

Бывший министр иностранных дел непризнанной ПМР Владимир Ястребчак тоже считает, что помощь России в условиях возможной экономической изоляции Приднестровья, могла бы выражаться в заказах российских госмонополий на приднестровскую продукцию, продолжает Noi. Например, на текстильную, "которая по качеству соответствует лучшим мировым стандартам". Еще один предлагаемый вариант: приднестровские предприятия получают возможность работы на рынке Таможенного союза на тех же основаниях, на которых работают российские, белорусские и казахстанские предприятия. А в Тирасполе можно было бы организовать сертификационные центры, лаборатории, филиалы "Роспотребнадзора", куда могли бы обращаться и компании из правобережной Молдавии, поставляющие свою продукцию на российский рынок.

И все-таки переориентировать на Восток порядка $500 млн экспорта в сжатые сроки практически нереально, к тому же в РФ действует НДС в 18% при ввозе товаров, пишет Noi. Вице-президент Торгово-промышленной палаты Приднестровья Юрий Ганин считает, что в этих условиях ПМР могла бы частично согласиться с условиями ЗСТ Евросоюза и, тем самым, сохранить европейские рынки, выполнив экономические и технические требования соглашения и отставив в сторону политические. "Это был бы наиболее приемлемый для нас вариант. Но вопрос в том, согласится ли Европа на такой специальный режим и как в этом случае поведёт себя Молдавия", - отметил он. В противном случае, по словам Юрия Ганина, Приднестровью придется вырабатывать некие компенсационные механизмы: "То есть, надо будет дать возможность предприятиям снизить цены настолько, чтобы даже после оплаты ввозных пошлин их продукция оставалась конкурентоспособной. Для этого потребуется государственная поддержка, существенные налоговые льготы. Часть компенсационных расходов предприятиям придется взять на себя".

На этой неделе начинают свою работу узаконенные парламентом пункты миграционного учета иностранцев вдоль административной границы с Приднестровьем, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Однако для полноценного контроля над миграционными потоками через приднестровский участок молдавско-украинской границы (имеется в виду приднестровско-украинская граница - прим. ИА REGNUM) данного механизма недостаточно. Хотя бы потому, что регистрация иностранцев на этих постах, как заверяет официальный Кишинев, будет сугубо добровольной. Полные данные о въезжающих на территорию РМ через Приднестровье иностранцах, таким образом, по-прежнему остаются лишь в распоряжении Украины, которая, в отличие от Молдавии, полностью контролирует этот участок границы со своей стороны. Делиться этими данными Украина желанием не горит.

К настоящему моменту между пограничной службой Украины и пограничной полицией Молдавии подписан протокол об обмене информацией, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Но украинская сторона готова предоставлять Кишиневу данные не в режиме реального времени, а лишь раз в квартал. Киев аргументирует это положениями украинского законодательства, в соответствии с которыми персональные данные граждан Украины не могут быть переданы третьей стороне без согласия самих граждан. По данным источников, знакомых с содержанием молдавско-украинских переговоров на эту тему, Киев дал понять, что решение вопроса о постоянном обмене данными возможно при определенных условиях. Во-первых, обмен данными должен быть взаимным - и в этой части никаких противоречий нет. А во-вторых - и именно это стало камнем преткновения - Украина хотела бы получить от Кишинева согласие на открытие своего консульства в Тирасполе. В 2015 году на Украине состоятся президентские выборы, и Киев заинтересован в организации голосования на территории Приднестровья, где проживают от 90 тыс. до 100 тыс. украинских граждан.

В Кишиневе выдвинутые Киевом требования считают чрезмерными, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В молдавском правительстве напоминают, что открытия консульства в Тирасполе на протяжении многих лет безуспешно добивается Россия. В диалоге с Москвой Кишинев занял жесткую позицию по данному вопросу, ссылаясь на Венскую конвенцию о консульских сношениях (согласно этому документу, принимающая сторона должна гарантировать безопасность сотрудников диппредставительства), и теперь не может поступиться принципами и пойти на сделку с украинцами. В качестве альтернативы молдавская сторона предлагает Украине открыть консульство в любом населенном пункте вдоль Днестра, находящемся под контролем Кишинева. Речь может идти о Варнице, Резине и других населенных пунктах. В случае поступления из Киева соответствующего запроса, как уверяют в Кишиневе, просьба будет удовлетворена в кратчайшие сроки.

Киев, однако, не снижает запросных позиций, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Украинский посол в Кишиневе Сергей Пирожков отметил, что Украина обязана обеспечить своим гражданам, проживающим в Приднестровье, все права, включая консульское обслуживание. При этом дипломат уверяет, что открытие украинского консульства в Приднестровье никоим образом не будет нарушать суверенитет молдавского государства. Увязывание вопроса обмена данных с открытием консульства в Тирасполе дипломат комментировать не стал, напомнив лишь, что тема консульства обсуждалась на уровне глав внешнеполитических ведомств Молдавии и Украины Натальи Герман и Леонида Кожары, которые в июне встречались в Одессе. Касались этой темы в ходе июльской встречи в Киеве и президенты Молдавии и Украины Николай Тимофти и Виктор Янукович. Однако, сетует посол Пирожков, до сих пор Киев так и не получил со стороны Кишинева внятного ответа на свой запрос.

По данным "Коммерсантъ-Молдова", в ближайшее время украинская сторона направит молдавской ноту с просьбой об открытии консульства в Тирасполе. Во всяком случае в молдавском правительстве ее ждут и даже готовят вежливый отказ с контрпредложением - выбрать любые другие места на территории, контролируемой Кишиневом. Дипломатические источники связывают украинское упрямство в вопросе обмена миграционными данными с негласной конкуренцией между двумя странами за безвизовый режим с ЕС. По их словам, Киев не слишком доволен тем, что Молдавия может получить визовые преференции раньше Украины, подводит итог издание.

"Евроинтеграция": "То, что мы сейчас идем одним блоком с Украиной, является для нас большим преимуществом"

Europa Libera публикует интервью политического аналитика Игоря Боцана, посвященное соглашению об ассоциации с ЕС, которое Молдавия планирует парафировать на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе в конце ноября.

E.L.: Что включает в себя это соглашение?

Игорь Боцан: История Европейского союза насчитывает 50 лет, за которые с разными странами были заключены договоры об ассоциации. Последние соглашения такого рода, подписанные Европейским союзом, относятся к Западным Балканам, которые на тот момент находились в процессе стабилизации после войны в бывшей Югославии. Другое поколение соглашений об ассоциации - это соглашения в рамках "Восточного партнерства". В настоящее время нам не известен ни один случай, когда страна, подписавшая соглашение об ассоциации с ЕС, опротестовала бы договор или отказалась от него. То есть существует некая позитивная предыстория, которую, по моему мнению, можно применить и по отношению к Республике Молдова.

E.L.: То есть, все желающие узнать детали переговоров Молдавии и ЕС могут просто изучить прецедентные случаи.

Игорь Боцан: Конечно. Все они, по большей части, стандартизированы, но есть, конечно, и особые моменты. И здесь стоит отметить визит в Кишинев комиссара по сельскому хозяйству и развитию сельской местности Дачиана Чолоша, который вместе с премьер-министром Юрием Лянкэ на пресс-конференции объяснил принципы, на которых основывались переговоры с Республикой Молдова. То есть все более чем ясно. Еврокомиссар особо подчеркнул, что Европейский союз не видит никакого смысла использовать агрессивную политику переговоров в отношении Республики Молдова, экономика которой составляет 0,3% экономики ЕС. Было бы смешно предполагать, что Евросоюз может тратить энергию на то, чтобы вести агрессивную политику по отношению к стране, экономика которой составляет 0,3% экономики ЕС.

E.L.: Хорошо, но то, что нет публичного обсуждения проекта этого соглашения или его отдельных положений, все же, вызывает некоторые подозрения.

Игорь Боцан: Конечно же, вызывает. Но это надуманные подозрения. В первую очередь, если бы детали этого соглашения были опубликованы, переговоры бы не закончились никогда. Во-вторых, необходимо учитывать, что это норма, используемая практически повсеместно при заключении международных соглашений и ведении переговоров. Например, скоро исполнится 10 лет с тех пор, как Владимир Воронин парафировал Меморандум Козака. И до сих пор этот меморандум не был представлен общественности официальным Кишиневом. Мы узнали о нем после того, как он был опубликован Тирасполем. Так что те, кто сегодня обвиняет власти в отсутствии траспарентности, должны присмотреться к собственным действиям, каковы были их аргументы против публикации и информирования общества о ведении подобных переговоров.

E.L.: Одно дело скакать верхом на белом коне, и другое - на осле, как говорил Сервантес...

Игорь Боцан: Да, это так. Нельзя использовать двойные стандарты, когда говоришь о вещах, имеющих практически одинаковое значение.

E.L.: И все же, о чем переговоры? Из закулисья нам известно, что переговоры ведутся, например, по поводу купли-продажи земель. Эти технические детали обсуждаются или Кишинев принимает то, что ему предлагает Брюссель?

Игорь Боцан: Думаю, что до тех пор, пока мы не увидим текст, мы не можем серьезно говорить о деталях. Необходимо отталкиваться от четких принципов, которые являются общими. То есть не стоит забывать, что это соглашение об ассоциации обладает более обширной формулой, которая объясняет его сущность. Это соглашение о политической ассоциации и экономической интеграции. Это означает, что, с экономической точки зрения, у Республики Молдова, также как и у Украины, Грузии, возможно, появятся обязательства следовать консолидированному курсу ЕС в плане вопросов международной политики тогда, когда он будет принят союзом.

E.L.: В двух словах, о чем эти переговоры? Чтобы нас поняли наши читатели.

Игорь Боцан: Суть соглашения заключается в том, что ЕС широко открывает двери для молдавской продукции, к которой будет только одно требование - соответствовать требованиям ЕС к качеству. ЕС же оказывает ряд одолжений Республике Молдова.

E.L.: Это доказывает история с вином...

Игорь Боцан: Да, доказывает (речь, очевидно, о не реализованной до сих пор инициативе Еврокомиссии о полном открытии рынка ЕС для молдавской винодельческой продукции, после того, как она попала под эмбарго в России - прим. ИА REGNUM). Есть и другие доказательства. Главная забота ЕС - сделать Молдавию, ее экономику, конкурентоспособной. Этого хочет Евросоюз и те 300 директив, часть которых уже принята, касаются только стандартизации качества и происхождения продукции, которые, возможно, Молдавия будет поставлять на европейский рынок. Так что это серьезный импульс для развития и модернизации Республики Молдова.

E.L.: Почему противники ЕС не хотят того же?

Игорь Боцан: Не думаю, что здесь имеют место быть аргументы экономического характера. Скорее это политика. Те, кто в настоящий момент находятся в оппозиции и выступают за евразийскую интеграцию, стремятся лишь сменить у власти тех, кто в настоящий момент там находится и, к сожалению, управляет государством не так, как нам бы этого хотелось, в этом процессе европейской интеграции.

E.L.: То есть борьба идет за рычаг, а не за эффект.

Игорь Боцан: Конечно. Не стоит забывать, что те, кто сегодня критикует процесс европейской интеграции, несколько лет назад хвастались своим участием в закладке базы этого процесса, основанного на подписанных документах и четкой перспективе. Не стоит забывать и о декларации от 24 марта 2005 года о необратимой европейской интеграции, за которую единогласно проголосовали все фракции парламента, в том числе и ПКРМ.

E.L.: Я помню, как президент Воронин, летя в Бухарест, заявлял журналистам: "Вот увидите, я буду тем, кто установит лучшие отношения с Румынией, гораздо лучше, чем те, что обещали предшественники-унионисты".

Игорь Боцан: За время правления Владимира Воронина в отношениях Молдавии и Румынии было три этапа. Первый - очень плохой, с нападками в адрес Румынии с целью помешать ей вступить в НАТО в 2004 и в ЕС в 2007 году. Второй период был периодом затишья, когда отношения с Румынией вошли в норму, если вспомнить визит президента Бэсеску в Кишинев и то, что за этим последовало (На парламентские выборы 2005 года Компартия Молдавии Владимира Воронина шла при поддержке Траяна Бэсеску, который в разгар предвыборной кампании наряду с Виктором Ющенко и Михаилом Саакашвили прибыл в Кишинев, чтобы поддержать Воронина. После парламентских выборов именно с помощью Бэсеску Воронину удалось заключить в парламенте политический союз с русофобской прорумынской Христианско-демократической народной партией Юрия Рошки и быть избранным на второй президентский срок - прим. ИА REGNUM). Этот период длился примерно год. После этого отношения Молдавии и Румынии испортились потому, что господин Воронин в какой-то момент понял, что процесс европейской интеграции в некоторой мере подрывает контроль его партии над русскоговорящим населением Республики Молдова. Это правда, от которой мы не можем отмахнуться. И при всем этом в феврале 2009 года, за месяц-два до парламентских выборов господин Воронин говорил, что потребует ясного ответа от Европейского союза - рассматривается ли Молдавия вместе с Западно-Балканскими странами и каковы ее перспективы вступления в ЕС.

E.L.: Вы подвели к важному вопросу. Многие говорят, что Владимир Воронин отказался от европейского пути именно потому, что не видел мгновенной политической выгоды и не стал менять синицу в руках на журавля в небе. Но и синицу в руках держал он некрепко, это видно по его отношениям с Путиным, если считать последнего олицетворением Востока.

Игорь Боцан: Владимир Воронин должен был сделать четкий выбор, который исходил из определенного контекста. И этим контекстом было предложение ЕС создать "Восточное партнерство", которое в некотором роде стало методом борьбы с претензиями России сделать страны Восточной Европы территорией своего безраздельного влияния. Так Европейский союз и аргументировал стратегию "Восточного партнерства" - создать пояс друзей вокруг европейского сообщества. То есть все было ясно с самого начала. Желание Владимира Воронина, чтобы Молдавия рассматривалась Евросоюзом вместе со странами Западных Балкан неосуществимо, так как мы не принадлежим Западным Балканам географически. И то, что мы сейчас идем одним блоком с Украиной, является для нас большим преимуществом.

E.L.: И все же, будут ли сюрпризы после Вильнюса или нет?

Игорь Боцан: Если говорить о сюрпризах, то очень хотелось бы, чтобы они были не со стороны оппозиции, а со стороны ЕС, чтобы европеизация нашей страны соответствовала критериям этого сообщества. (Europa Libera)

Эмбарго: "Даже месячный перерыв в торговле привел многие виноградарские и винодельческие отрасли страны к патовой ситуации"

После предварительного доклада экспертов Роспотребнадзора, посетивших на прошлой неделе Молдавию, глава этой российской службы Геннадий Онищенко отметил "позитивное движение в решении вопроса о возвращении молдавских вин в Россию", пишет "Панорама". Но надолго ли отечественный алкоголь вернется на российский рынок? Специалисты из РФ тщательно проверили деятельность Национального центра по контролю алкогольной продукции, а также посетили несколько винзаводов страны. И, как неоднократно заявлял Геннадий Онищенко, в зависимости от результатов этой инспекции будут определены сроки и очередность возвращения молдавской винодельческой продукции на российский рынок. "После возвращения из Молдавии нашей экспертной группы я принял их предварительный доклад. Единственное, что пока могу сказать: есть все основания для некоторого продвижения в этом вопросе", ― сообщил российским СМИ Онищенко.

Но окончательное решение глава Роспотребнадзора обещает принять после детального рассмотрения отчета экспертов, продолжает "Панорама". При этом он вновь подчеркнул приоритетное положение приднестровского региона в экспорте винодельческой продукции в РФ. Специалисты недоумевают по поводу довольно странной логики, когда вина с одного берега Днестра ценятся, а с другого постоянно вызывают недовольство у главы Роспотребнадзора.

"Уже по первым комментариям главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, сделанным сразу же после доклада российских экспертов, есть надежда, что до конца октября молдавские вина могут вновь поступить на российский рынок, ― сказал "Панораме" министр сельского хозяйства и пищевой промышленности РМ Василий Бумаков. - Я отправил главе Роспотребнадзора письмо, в котором заверил, что готов выехать в Москву и представить детальный план реформирования отечественной винодельческой отрасли, а также системы контроля над качеством всей алкогольной продукции. Мы намерены доказать, что молдавские вина соответствуют европейским стандартам качества".

Даже месячный перерыв в торговле привел многие виноградарские и винодельческие отрасли страны к патовой ситуации, пишет "Панорама". По предварительным расчетам, в молдавских винодельческих предприятиях осталось в запасе от прошлогоднего урожая не менее 6 млн. декалитров вина. "С учетом того, что Молдавия ежегодно производит 13-15 млн. декалитров, снижение темпов экспорта негативно скажется на деятельности многих винодельческих предприятий, уже сейчас сталкивающихся с проблемой нехватки емкостей из-за больших запасов вин и виноматериалов", ― отметил на условиях конфиденциальности один информированный источник из числа виноделов.

Руководитель российского Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз заявил, что "запрет на импорт молдавских вин в Россию может быть отменен, но не полностью и ненадолго", продолжает "Панорама". По словам Дробиза, в ближайшее время запрет может быть снят только в отношении нескольких молдавских компаний. "Даже если Россия откроет свои двери для некоторых молдавских компаний в начале ноября, потом она вновь прибегнет к запрету. У меня продолжает сохраняться уверенность в том, что страны, стремящиеся в ЕС, будут наказаны за строптивость. Это случится в любом случае и очень скоро ― до Нового, 2014 года", ― предсказывает Дробиз.

Между тем, еврокомиссар по сельскому хозяйству и развитию сельских районов ЕС Дачиан Чолош, который приехал в Молдавию одновременно с российскими экспертами, заявил, что окончательное решение о либерализации рынка Евросоюза для молдавских вин может быть принято не ранее начала 2014 года, пишет "Панорама". По его словам, рассмотрение подобных инициатив, в зависимости от их сложности, занимает обычно от 8 до 24 месяцев. Кажется, что в сложившихся условиях выиграет только молдавское вино, у которого есть немало времени, чтобы набираться еще большего качества, подводит итог издание.

Политика: "Коммунисты могут вернуться к власти, если заручатся всемерной поддержкой России"

В последнее время достаточно настойчиво говорят о возможном возвращении коммунистов к власти - будь то в результате досрочных парламентских выборов, будь то в результате очередных парламентских выборов, которые могут состояться в конце 2014 года - начале 2015 года, пишет Tribuna. И это, действительно, возможно, однако для этого в соответствующий момент должна сложиться определенная ситуация. Ниже мы попытаемся смоделировать несколько возможных сценариев на этот счет.

Первый: коммунисты могут вернуться к власти, если нынешняя правящая коалиция окажется не в силах выйти из тени в том, что касается имиджа, продолжает Tribuna. А для этого руководству страны следует сильно продвинуться в осуществлении реформ, главным образом, в реформировании полиции, местного публичного управления, правосудия, регуляторных рамок и т. д. Эти реформы имеют особое значение для людей, а их положительное воздействие способно автоматически повысить рейтинг нынешней власти. Не менее важным в этом отношении является вильнюсский саммит "Восточного партнерства". Если Республика Молдова сумеет в его ходе парафировать Соглашение об ассоциации с Европейским союзом и Соглашение о либерализации визового режима (либерализация визового режима в ЕС для Молдавии не предусматривает парафирования или подписания соглашения; ожидается, что на саммите в Вильнюсе Еврокомиссия озвучит призыв к Европарламенту и Европейскому совету относительно либерализации визового режима для молдавских граждан - прим. ИА REGNUM), с тем, чтобы они были подписаны и вступили в силу до следующих парламентских выборов, то у нынешней власти будет веский электоральный довод.

Второй сценарий: коммунисты могут вернуться к власти, если сумеют добиться своей цели - досрочно отправить нынешнюю коалицию в отставку, пишет Tribuna. Для этого достаточно, чтобы в коалиции возникли трещины (как это произошло в начале нынешнего года), а коммунисты уже доказали, что умеют играть на перепалках и разногласиях в альянсе и добиваться поставленной цели. В случае позорной отставки правительства и столь же позорного распада нынешней правящей коалиции, коммунистам практически будет обеспечен успех на выборах, ведь в электоральную гонку по досрочным выборам они вступят в качестве победителей, лишив тем самым правящие партии какой-либо возможности восстановить свой имидж.

В-третьих, коммунисты могут вернуться к власти в результате возможного политического абсентеизма в лагере электората правого и правоцентристского толка, продолжает Tribuna. Подобное уже случалось в 2001 и в 2005 годах. Не секрет, что у ПКРМ есть относительно стабильное число избирателей, а чаша весов на выборах все время склоняется в сторону демократического электората, но если он разочарован, уставший или не участвует массово в выборах по иным причинам, тогда традиционный костяк электората обеспечивает коммунистам победу. Однако если демократический электорат активно участвует в выборах, в таком случае ПКРМ остается в оппозиции, хотя и занимает первое место по количеству голосов. На досрочных парламентских выборах в июле 2009 года, а также на досрочных парламентских выборах в ноябре 2010 года демократический электорат доказал, что он - решающая сила, устанавливающая, кому быть во власти, а кому - в оппозиции. На данный момент, если рассматривать положение демократических партий с этой точки зрения, то оно не самое хорошее, так как в рядах их электората ощущается определенная апатия.

В-четвертых, коммунисты могут вернуться к власти, если на левоцентристском сегменте политического поля не появится другая политическая сила, которая отберет существенную часть голосов избирателей, разделяющих подобные взгляды, пишет Tribuna. В последнее время стали все чаще поговаривать о возможном едином блоке остальных левоцентристских партий, за исключением ПКРМ. Если такой блок появится, тогда шансы ПКРМ вернуться во власть значительно сократятся.

В-пятых, коммунисты могут вернуться к власти, если продолжат проявлять себя столь же горячо и отчаянно, как в настоящее время, продолжает Tribuna. Если коммунисты сбавят обороты, то тем самым они окажут демобилизующее воздействие не только на электорат, но и на собственных активистов, и подтвердят, что они безжизненное формирование, а это может не понравиться их сторонникам.

В-шестых, коммунисты могут вернуться к власти, если заручатся всемерной поддержкой Российской Федерации, пишет Tribuna. Для многих левоцентристских избирателей в Республике Молдова голос России определяющий, когда они голосуют. Если Москва выступит с четким сигналом о том, что в Республике Молдова она рассчитывает только на ПКРМ в качестве обязательного условия для нормализации двусторонних отношений между двумя странами, то шансы ПКРМ существенно возрастут.

В-седьмых, коммунисты могут вернуться к власти, если их лидер Владимир Воронин, который уже в достаточно преклонном возрасте, найдет в себе силы, чтобы возглавить их хотя бы еще в одной избирательной кампании, продолжает Tribuna. Не секрет, что основная часть тех, кто голосует за ПКРМ, ориентируется, прежде всего, на фигуру лидера коммунистов. Кроме того, Владимир Воронин - тот, кому удается сохранять в лоне партии определенное равновесие и умерять рост влияния той или иной группировки. Если Владимир Воронин уйдет в отставку или же его влияние внутри партии, а также в целом на отечественной политической сцене упадет, то шансы ПКРМ вернуться к управлению страной будут равны нулю.

Разумеется, в своих расчетах коммунисты учитывают все эти аспекты или большинство их них, ведь совершенно очевидно, что ПКРМ не приемлет мысли о том, чтобы еще раз остаться в оппозиции, что было бы равносильно катастрофе для этого политформирования, пишет Tribuna. Однако чтобы вернуться во власть, коммунистам необходимо не только постоянно прилагать усилия, но еще и рассчитывать на помощь извне, а также на конкретные политические ситуации, подобные описанным выше, подводит итог издание.