Вхождение Южной Осетии в состав России не может произойти в ближайшее время, особенно в свете попыток нормализации отношений между Москвой и Тбилиси, о которых недавно вновь напомнил, например, постоянный представитель России при ОБСЕ Андрей Келин. Об этом ИА REGNUM заявил руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков, комментируя заявление президента Южной Осетии Леонида Тибилова о том, что для РЮО одним из приоритетов работы является вступление в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

Примеры вхождения ограниченно признанных государств в состав нашей страны в новейшей истории имелись (вспомним, как 11 октября 1944 года к территории СССР была присоединена Тува), но они происходили в немного других геополитических условиях, напомнил Нейжмакков.

Однако, сказал эксперт, нельзя согласиться с теми, кто считает, что заявления Леонида Тибилова о возможности присоединения возглавляемой им республики к России, создавали проблемы для Кремля. "Напротив, Москве они давали пространство для маневра, - считает он. - В Южной Осетии молчание России по данной проблеме воспринималось, в целом, спокойно. А для Грузии готовность российской стороны не рассматривать этот вопрос, по крайней мере, сейчас, улучшало фон для ведения переговоров по другим, не относящимся к статусу Южной Осетии, темам".

Как считает Нейжмаков, "вхождение Южной Осетии в Таможенный союз выглядит, как путь чуть более реалистичный, но не менее сложный". Он создает меньше поводов у грузинских и западных СМИ обвинить Россию в якобы имеющей место "аннексии" Южной Осетии, пояснил эксперт. В то же время, волну критики со стороны европейских и грузинских политиков и такой шаг все равно вызовет.

Другой проблемный момент - процедура вступления официального Цхинвала в Таможенный союз. "В отличие от России, ее коллеги по этой международной структуре, Казахстан и Белоруссия не признали независимости Южной Осетии, а ведь для вступления этого государства в ТС понадобится и их одобрение. У Армении есть все шансы оказаться в ТС раньше Южной Осетии, значит, от нее тоже может потребоваться одобрение такого шага, а это также создает дополнительные коллизии. С одной стороны, появление в ТС признанной ограниченным кругом стран Южной Осетии может создать в Ереване надежду, что в границах Союза может рано или поздно оказаться и Нагорный Карабах. С другой, Армения не захочет портить отношения с Грузией, то есть будет открыта для давления с ее стороны по этому вопросу. Поэтому стоит повториться - на пути вступления официального Цхинвала в ТС лежат хотя и не непреодолимые, но все же серьезные препятствия", - сказал Нейжмаков.

Политику официального Минска, так и не признавшего независимость Абхазии и Южной Осетии, эксперт объясняет вовсе не опасениями перед давлением Запада, несмотря на соответствующие слова Александра Лукашенко. "Все возможные рычаги для давления на Белоруссию ЕС и США уже использовали, поэтому доставить ее руководству какие-то особенные новые неприятности из-за признания Сухума и Цхинвала вряд ли смогли бы. Как показывает опыт, признание новых государств в том случае, если их независимость не признала прежняя метрополия - дело достаточно сложное. Этот шаг никто не будет делать просто так, исключительно во имя хороших отношений с такими ограниченно признанными государствами или их партнерами", - отметил он.

"Международное признание - хороший предмет для торга и никто не будет лишать себя внешнеполитических бонусов, которые можно получить за такой шаг. Официальное признание Южной Осетии и Абхазии лишит Минск хорошего инструмента для переговоров с Москвой - что стоит услуга, которая уже оказана? К тому же, Цхинвал и Сухум с практической точки зрения не нуждаются сейчас в широком международном признании настолько, чтобы оказывающая им поддержку Москва готова была на действительно большие преференции за такой шаг. Возможно, в Минске ждут того момента, когда необходимость такого признания серьезно вырастет. Например, если начнется обсуждение вступления Абхазии и Южной Осетии в тот же Таможенный союз. Тогда и вероятность получить за такой шаг новые бонусы на переговорах с Москвой заметно возрастет, и у белорусских властей появится для участия в таких переговорах дополнительный интерес", - заключил Нейжмаков.

Как уже сообщало ИА REGNUM, 15 октября в Цхинвале на рабочем совещании с участием помощника президента РФ Владислава Суркова президент РЮО Леонид Тибилов заявил, что одним из приоритетных направлений Южная Осетия считает вступление в Таможенный союз и дальнейшую интеграцию в единое экономическое пространство, что, по его словам, может быть выгодно как для России, так и для Южной Осетии.

16 октября заявление президента РЮО прокомментировал уполномоченный по международным связям фракции ЛДПР в Государственной думе РФ Роман Худяков: "Считаю такую инициативу безусловно правильной. Республика Южная Осетия сильно пострадала от грузинской агрессии. Вступление республики в ТС могло бы помочь ей восстановить разрушенное хозяйство, привлечь инвестиции в страну". Как полагает депутат, "различным политическим силам Южной Осетии стоит вместе поработать, оформить заявку, подтянуть законодательство в соответствие с правилами Таможенного союза".