3 октября 2013 года в столице Литвы Вильнюсе по случаю "европейского дня конкуренции" выступивший на одной конференции европейский комиссар Хоакин Альмуниа подтвердил, что Европейская комиссия начала подготовку постановления обвинения российского концерна "Газпром" в нарушении антимонопольных правил ЕС. "Сейчас мы находимся в стадии подготовки уведомления о претензиях", - сказал он. Однако Альмуниа отказался обсуждать эту меру, как возможный европейский ответ России на ее политику по отношению к Литве и на препятствия, чинимые Россией, "интеграции" бывших советских республик в европейское экономическое пространство. Весьма знаменательно в этой связи, что заявление было сделано именно в Вильнюсе, где в ноябре 2013 года пройдет саммит по Восточному партнерству с возможным подписанием ассоциативного соглашения между Украиной и ЕС.
В заявлении литовского правительства, опубликованном в тот же день, утверждалось, что Европейская комиссия завершит работу над обвинением в адрес "Газпрома" к весне 2014 года. Альмуния подтвердил, что расследование касается положения дел в сфере энергетики в государствах-членах ЕС, зависящих от "Газпрома": Болгарии, Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литве и Польше.
Заявление Альмуниа рассматривается в Вильнюсе, как свидетельство победы Литвы, которая запустила своей жалобой в 2011 году процесс рассмотрения Европейской комиссией деятельности "Газпрома" в регионе Восточной и Центральной Европы. Именно энергетическую политику Литва сделала приоритетом своего полугодового председательства в ЕС.
Премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичус оценил заявление Альмуниа, как имеющее "решающее значение" для его страны. Буткявичус в очередной раз повторил стандартное обвинение в адрес "Газпрома", который будто бы "злоупотребляет доминирующим положением" через навязывание странам потребителям завышенных цен и препятствует возможности диверсификации энергоснабжения". Литва, по его словам, платит по долгосрочным контрактам за газ "Газпрому" на 35% больше, чем Германия. "С 2006 года по 2012 годы цены на газ для Литвы выросли на 600%. Такая величина цены сильно влияет на конкурентоспособность", - сказал Буткявичюс журналистам на пресс-конференции. Вспомним, что год назад Литва проиграла иск к "Газпрому" в Стокгольмском арбитражном суде, однако выполнять его решения отказалась. В следующем году Литва должна перезаключить контракт с "Газпромом". Сейчас литовцы пытаются воздействовать на его условия в свою пользу возможной диверсификацией поставок через строительство терминала по приему сжиженного газа. Литву не устраивает заложенный в контракт принцип take-or-pay - бери или плати. В пропагандистских целях в Вильнюсе использовали и рассматриваемое заявление Альмуниа.
В июле 2011 года Литва приняла закон о природном газе, по одному из пунктов которого она намерена в явочном порядке национализировать трубопроводы "Газпрома" в этой стране. Закон предусматривает, что до 31 октября 2014 года должно произойти разделение транспортировки и распределения газа в Литве, которыми до сих пор занималась компания Lietuvos dujos, принадлежащая германскому E. On Ruhrgas (38,9% акций) и российскому "Газпрому" (37,1%).
"Газпром" и российское правительство, в свою очередь, сейчас требуют, чтобы доля "Газпрома" в национальной компании Lietuvos dujos осталась в неприкосновенности. Поэтому прозвучавшее в Вильнюсе заявление Альмуниа явно вплетено в непрерывную череду конфликтов Литвы с РФ по транзиту и энергетике. В ответ на заявление в Вильнюсе "Газпром" заявил, что он все еще не получил каких-либо официальных уведомлений от органов Евросоюза.
Сейчас европейские средства массовой информации с видимым удовольствием обсуждают возможный размер штрафа "Газпрому", указывая на максимальные 10% от его годового оборота в 2012 году в размере 4,76 триллионов рублей (€109 миллиардов). В СМИ уже подсчитали, что возможный штраф "Газпрому" составит €10,9 млрд. Однако, если Еврокомиссия все-таки решит назначить "Газпрому" штраф, то он будет рассчитываться по сложной системе начисления издержек и пеней и составит, теоретически, 10% от европейских продаж компании в годовой финансовый период, предшествующий началу расследования. При этих условиях, на самом деле, выручка "Газпрома" от продажи газа европейцам в 2011 году составила $56 млрд. На эту сумму и следует ориентироваться при определении возможного штрафа. Впрочем, имеющийся опыт показывает, что возможный судебный процесс Европейской комиссии против "Газпрома" может затянуться на несколько лет.
В случае с "Газпромом" комментаторы указывают на прецедент с американскими корпорациями Microsoft и Intel, оштрафованными органами ЕС за монопольную практику. В марте 2004 года Европейский Союз оштрафовал софтверную корпорацию Microsoft на €497 млн. В июле 2006 года Microsoft была дополнительно оштрафована на €280,5 млн. 17 сентября 2007 года апелляция Microsoft против Европейской комиссии была отклонена. Сумма штрафа €497 млн. была подтверждена. 27 февраля 2008 года ЕС оштрафовал Microsoft дополнительно на €899 млн. за отказ подчиниться антимонопольному решению от марта 2004 года. Этот штраф стал самым большим за все 50 лет антимонопольной политики ЕС и оставался рекордным до 2009 года, когда Европейская комиссия оштрафовала компанию Intel за анти конкурентные действия на европейском рынке.
В 2009 году производителю компьютерных чипов американской корпорации Intel после долгого судебного разбирательства был присужден штраф в размере €1,06 млрд. До настоящего момента это самый высокий штраф от Евросоюза за монопольную практику. Кроме того, Intel было запрещено проводить в Европе свою традиционную маркетинговую политику, которая, по мнению антимонопольных органов ЕС, нарушает законы о конкуренции. Очевидно, что в случае с Intel европейская комиссия защищала интересы европейского производителя процессоров - компанию AMD.
Нынешнее заявление Альмуниа имеет политическую подоплеку. Оно последовало вскоре после того, как комиссия по иностранным делам Европейского парламента обратилась к Европейской комиссии с запросом о возможных мерах, которые следует предпринять Европе в ответ на давление Москвы на страны, стремящиеся к интеграции с ЕС.
Европейская комиссия начала расследование в отношении "Газпрома" в сентябре 2012 года. Начало антимонопольного расследования сопровождалось обысками в офисах европейских "дочек" "Газпрома" - Gazprom Germania и чешская Vemex s.r.o. Проверки также прошли в офисах компаний E.ON Ruhrgas, RWE, OMV, PGNiG на территории Австрии, Польши и Германии. Уклоняясь от обвинений в политизированности вопроса, Европейская комиссия заявила сразу же, что в случае с "Газпромом" речь идет "об обычной проверке соответствия действий иностранной компании на европейском рынке европейским нормам по конкуренции". Однако дело сразу получило политическую оценку в России. Президент РФ Владимир Путин сразу же предупредил ЕС, что если разногласия не будут улажены, то потери понесут обе стороны. Президент обвинил Евросоюз в попытке заставить "Газпром" снизить цены и тем самым частично перенести на Россию обязанности по субсидированию экономик стран Центральной и Восточной Европы. 11 сентября 2012 года "Газпром" в России был включен в перечень стратегических предприятий, действия которых будут регулироваться федеральными властями. По указу президента РФ Владимира Путина "О мерах по защите интересов России при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности", стратегические предприятия могут предоставлять информацию по требованию органов иностранных государств лишь с разрешения Москвы. Фактически, российское государство тогда взяло под свою защиту "Газпром".
Спустя год, 14 августа 2013 года, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров предупредил Европейский Союз, что введение антимонопольных санкций против "Газпрома" существенно затруднит его деятельность в ЕС. В частности, министр иностранных дел РФ отметил, что "среди выдвинутых обвинений есть навязывание покупателям цены на газ, основанной на нефтяной привязке. Но данная формула, разработанная, к слову, голландцами, до сих пор никем не оспаривалась и применяется другими поставщиками газа в Европу. Если же в отношении "Газпрома" будут приняты санкции, то компании будет сложно работать на рынках, где ее откровенно дискриминируют". В 2012 году "Газпром" под давлением европейских потребителей вынужден был снизить им цены на поставляемый газ в среднем на 10%.
Ключевыми проблемами отношений России и Евросоюза в области энергетики являются отсутствие общего принципа организации энергетического сектора, правовой базы признанной обеими сторонами, и политизация проблемы. Энергетика в современном мире представляет собой тесную связь экономики и политики. Очевидна связь энергетики и с проблемами безопасности. В области энергетики Россия и ЕС являются взаимозависимыми партнерами. Однако политизация отношений ведет к асимметричной уязвимости сторон.
"Газпром" обладает монополией на экспорт газа из России. Поэтому в ответ на требования Европейской комиссии Москва, возможно, введет в газовый экспорт в ближайшее время новых своих игроков, например, компанию "Роснефть". "Газпром", в свою очередь, мог бы передать свои газораспределительные активы в Европе другой российской государственной компании. И европейские, и российские эксперты указывают на возможность диверсификации поставок "Газпрома" в направление стран Тихоокеанского бассейна. Однако о самом болезненном для европейцев - об использовании газовой энергетики и избыточных объемов газа под нужды новой индустриализации в России для импортозамещения, речи не идет, что делает уязвимой позицию "Газпрома" в нынешнем конфликте с Брюсселем.