Евросоюз-Хорватия: европейские нормы быстро столкнулись с упрямым балканским национализмом
На днях Зоран Миланович смело и дерзко сказал Брюсселю: "Я никому не позволю вытирать о нас ноги"...
"Черногорцы? что такое? -
Бонапарте вопросил: -
Правда ль: это племя злое,
Не боится наших сил?
Так раскаятся ж нахалы..."
Кто такой этот Миланович? - спрашивают сейчас в европейских столицах. Отвечают: премьер-министр Хорватии. Не прошло и трех месяцев, как Хорватия вступила в
Поводом к конфликту стал "Lex Perkovič". 18 сентября 2013 года
Хорватия, вопреки обязательствам, данным до вступления в ЕС, отказывается в полной мере выполнять их при выдаче предполагаемых преступников другому государству-члену на основании т. н. "европейского ордера на арест". Европейский ордер на арест гражданина Хорватии Йосипа Перковича выписан в Германии еще в 2009 году. Немцы ждали вступления Хорватии в ЕС, чтобы норма европейского ордера сработала, и Перкович был выдан властям Германии. Хорваты при подготовке вступления в ЕС приняли необходимые обязательства по европейскому ордеру. Однако в последний момент они решили элементарно сплутовать. За три дня до вступления Хорватии в ЕС, в Загребе в одностороннем порядке изменили правила игры. Хорваты ограничили срок давности для выдачи предполагаемых преступников по европейским ордерам августом 2002 года. Означенный закон - "Lex Perkovič" и означал, что Перкович, якобы совершивший свое преступление в ФРГ в 1983 году, Германии выдан не будет. По большому счету закон означает, что от выдачи иностранному правосудию защищены хорваты - участники кровавых югославских войн 1991-1995 годов. Однако конкретный случай сейчас касается именно Йосипа Перковича.
29 июля 2013 года еврокомиссар по юстиции
Премьер-министр Хорватии Миланович заявил, что его правительство внесет изменения в европейский ордер на арест, как требует этого еврокомиссар Вивьен Рединг, но сделает это только в следующем июле. Рединг предупредила, что этого недостаточно. Еврокомиссар потребовала осуществить это немедленно, в течение нескольких дней. Если закон был изменен хорватами в июне за три дня, то обратная процедура может быть проделана с подобной же скоростью, - полагают в Брюсселе. Поэтому Рединг обвинила правительство Хорватии в злоупотреблении доверием.
Теперь страны Евросоюза должны в течение 10 рабочих дней высказаться по данной проблеме, прежде чем Брюссель введет санкции против Хорватии. Санкции ЕС невероятно редки и требуют согласия всех государств-членов. Однако в данном случае Рединг не сомневается, что решение государств-членов о введении санкций против Хорватии будет принято. Для начала Еврокомиссия может лишить Хорватию 80 млн. евро, выделенных для обеспечения присоединение к Шенгенской зоне. Более чем вероятно, что под вопрос будет поставлено и само присоединение Хорватии к
Сейчас Хорватия демонстрирует полную неадекватность происходящему. В Хорватии случившееся попытались объяснить в полном соответствии с провинциальный уровнем местной политики - мотивом мести. Рединг якобы нападает на Хорватию из-за своих партийных симпатий. У власти в Хорватии стоят левоцентристы, а Рединг принадлежит к правоцентристам. Сама еврокомиссар назвала это глупостью, гордо добавив: "Леди Юстиция - слепа". А премьер-министр Хорватии тем временем не позволяет этой самой Леди вытирать о себя ноги! Миланович верит, что Хорватия не потеряет ни одного евроцента. Ну, что же, как говорится, поживем-увидим. Оппозиционная правоцентристская партия Хорватское демократическое содружество, правившая в коалиции с 2003 по 2011 годы, требует теперь принять даже специальный закон для индивидуальной защиты Перковича.
Итак, в центре нового конфликта в ЕС стоит хорват Йосип Перкович - сотрудник госбезопасности коммунистической Югославии - Управы државне безбедности армие (УДБА). Перкович, который курировал хорватский сегмент эмиграции, подозревается в организации в 1983 году политического убийства на территории ФРГ в Баварии югославского эмигранта Степана Дьюрековича. Хорват Дьюрекович занимался антикоммунистической и антиюгославской пропагандой. Германские власти считают, что, по крайней мере, 22 хорватских диссидента были убиты коммунистическими спецслужбами Югославии на немецкой земле в период между 1970 и 1989 годами. Сейчас Перкович является - одним из самых разыскиваемых лиц германского Федерального криминального ведомства (Bundeskriminalamt). За его поимку назначена награда в размере €12 тыс. Если бы дело ограничивалось "подвигами" Перковича в эпоху правления коммунистов, то хорваты его, возможно, и выдали бы Германии без каких-либо проблем. Но Перкович имеет заслуги перед независимой Хорватией. Он руководил ее разведкой в трудный период югославской войны. Перковичу сейчас 68 лет, и он полон сил. Его сын - Саша Перкович был советником бывшего президента Хорватии Стипе Месича и консультантом нынешнего президента Иво Йосиповича. Т. е. главная проблема дела Перковича в том, что он принадлежит к нынешней элите Хорватии, создавшей эту страну, к тем, кто сражался за ее независимость.
Дело Перковича внесло внешний разлад в дружественные отношения Германии и Хорватии. Канцлер Германии