Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 21 октября 2003 (часть 1)
"Александр Хлопонин, губернатор Красноярского края: "Я не обещал Красноярскому краю рывок за год".
(Ведомости, 21.10.03. О.Проскурина)
В октябре прошлого года Александр Хлопонин стал губернатором Красноярского края. С тех пор ему пришлось расстаться с иллюзией, будто с работающими в регионе корпорациями - а это "ЮКОС", "Русский алюминий", "Базовый элемент", СУЭК и пр. - можно договориться об уровне налоговых платежей в краевой бюджет, устраивающем администрацию края. Хлопонин теперь понимает, что пора "систему менять", и собирается лоббировать поправки в налоговое законодательство с целью закрыть все внутренние офшоры.
- Когда вы баллотировались в губернаторы, то обещали Красноярскому краю экономический рывок. За прошедший год это удалось?
- Я не обещал Красноярскому краю рывок за год. Я обещал, что край сделает экономический рывок быстрее, чем любая другая территория. Когда были выборы, я говорил: нам нужно как минимум полтора года, чтобы стабилизировать ситуацию, и как минимум пять лет, чтобы край стал третьим регионом в России - каким он был в период массового промышленного строительства. Первые полгода идет ревизия, вторые полгода - расстановка приоритетов в развитии. Потом два года тяжелейшей работы, и только тогда появляется эффект.
- У вас есть уже какие-то количественные характеристики этого процесса?
- Например, рост в машиностроении в Красноярском крае составил 20% - такого нет нигде в стране. Рост в жилищном строительстве за счет частных вкладов - 51% к прошлому году. И таких показателей, поверьте, я могу привести много. Пройдена предынвестиционная стадия, проделана работа по разгребанию завалов. Привлекать инвестиции и осуществлять экономический рывок, если ты банкрот и расходы твоего бюджета более чем на треть превышают доходы, как это было в прошлом году, невозможно. Работникам бюджетной сферы зарплата увеличена на 33%, сделаны компенсационные выплаты в связи с введением 90% -ной оплаты ЖКХ, реструктурирована кредиторская задолженность края на 14 млрд руб. Сформировалась команда управленцев. Сегодня я могу сказать, что понимаю абсолютно все, что нужно делать в любой отдельно взятой отрасли. Для меня ситуация в Красноярском крае абсолютно прозрачна.
- А что с краевым бюджетом?
- Бюджет, который мы планировали, будет выполнен до копейки. Если раньше принимались безумные бюджеты с огромным количеством социальных программ, которые реализовывались процентов на 30 - 40, то сегодня все социальные программы, заложенные в бюджет, реализованы. При том, что мы потеряли 1,8 млрд руб. акцизов, что в связи с повышением зарплаты бюджетникам мы должны были дополнительно собрать доходов на 1 млрд руб., и при том, что были приняты дополнительные социальные программы на 400 млн руб. Если бы мы зафиксировали бюджет на том уровне, как он был принят в прошлом году, и просто исполняли его, у нас был бы профицит на эту сумму.
- Брешь в 1,8 млрд руб. возникла из-за неуплаты акцизов на нефтепродукты?
- Она возникла из-за несовершенства федерального налогового законодательства. По всей России этих акцизов собрали столько, сколько планировали. Но если копнуть поглубже, то непонятно, почему, например, в Мордовии собрано 360% плана по акцизам, а Красноярский край 1,8 млрд руб. недобрал. Значит, в законодательстве есть изъяны, которые нуждаются в срочном исправлении.
- Поскольку вы входите в "Единую Россию", может быть, она инициирует какие-то изменения?
- Вот как раз мы в "Единой России" и предлагаем пакет законопроектов, касающихся проблемы акцизов, трансфертных цен, толинга, проблемы так называемых инвестиционных соглашений холдингов с депрессивными территориями. Законопроекты готовы, будем их продвигать.
- В чем их основной смысл?
- Если порядок взимания акцизов, установленный на федеральном уровне, не работает, есть две модели: либо пересмотреть порядок, либо перераспределить акциз в пользу федерального бюджета, а потом уже передавать его территориям по определенному принципу. Мы это и предложили: соберите весь акциз на федеральном уровне, а дальше перераспределяйте по регионам в зависимости от количества автомобилей, состояния автомобильных дорог и т. д.
- Это позволит компенсировать вам недобор доходов?
- И не только компенсировать - ситуация будет для меня полностью понятна. Я не понимаю, почему депрессивная территория, практически не имеющая собственных налоговых доходов, получает полностью трансферты из федерального бюджета, имеет дополнительные доходы от акцизов плюс предоставляет льготы по налогу на прибыль - и еще имеет свой бюджет развития. Это равносильно печально известному Национальному фонду спорта.
До тех пор пока государство не уйдет от льгот депрессивным территориям, мы никогда их проблемы не решим. Если говорят, что эта территория депрессивная, заложите в бюджет строчку, но не давайте ей льготы. Потому что это подрывает бюджетное устройство государства.
- Проблемы с налогами вы собираетесь решить на системном уровне, а не с помощью договоренностей с крупными корпорациями?
- Когда есть брешь в законе, приходится индивидуально договариваться с корпорациями, как эту брешь закрывать. А договоренности по типу "давайте я вас не буду трогать, а вы мне за это заплатите побольше налогов" абстрактны. Это, если хотите, модель некоего рэкета со стороны чиновничества.
- Но вы тем не менее заключаете подобные соглашения с крупными корпорациями.
- Мы вынуждены таким образом покрывать пробелы в федеральном законодательстве.
- О чем вы договорились с "ЮКОСом"?
- "С ЮКОСом" в меньшей степени удалось договориться, чем с остальными. Я не понимаю, почему Ачинский НПЗ отпускает нефтепродукты в Хакасию дешевле, чем в Красноярский край, хотя завод находится в Красноярском крае. Почему они платят акцизы на нефтепродукты в Мордовии? Объяснения, которые я от них получил, невнятные. Их предложения - в духе "а сколько бы вы хотели налогов получить? " - для меня неприемлемы. Я говорю: "Сколько должны, столько и платите".
- Сколько же они должны?
- Я не могу рассказывать вам о налогах частной компании. Для меня "ЮКОС" - точно такая же компания, как "Норильский никель", "Русский алюминий" или любая другая. Наверное, для многих из них было бы проще дать денег мне лично, в какой-нибудь хитрый фонд. Но я считаю, что не нужно создавать специализированный "фонд Хлопонина".
- А что у вас с "Русалом"?
- С "Русалом" конструктивно идет диалог. Они помогают с реорганизацией тарифов на электроэнергию. Я заинтересован в снижении тарифа, они тоже. Мы договорились об увеличении налоговых поступлений. Практически в два раза по сравнению с прошлым годом.
- А сколько они платили в прошлом году?
- Мы договорились о двукратном росте по налогу на прибыль. Остальные налоги они платят. Мы договорились об уходе от финансовых схем, которые ведут к выводу денежных средств с территории края. Дальше пошла экономика. Я считаю, что они должны заплатить 100, они говорят, что 50. И мы на профессиональном уровне обсуждаем, сколько должно быть на самом деле.
Они заинтересованы двигаться в лесную отрасль, а я заинтересован в том, чтобы предприятия отрасли платили налоги на территории края, чтобы весь лес вывозился легально, чтобы была забота инвестора о лесе. Они говорят, что заинтересованы в аренде леса на 49 лет, я тоже. Компания, которая приходит на 49 лет, - это не компания, которая пришла, вырубила за год лучшие кусочки и сбежала.
Я прописываю в соглашении то, что от них хочу. А хочу я, чтобы в Красноярском крае был свой ЦБК. Новый или полностью реконструированный старый. Они говорят: для этого нужен качественный тариф на электроэнергию. Вот это и есть процесс договоренностей, в котором увязаны все наши взаимные интересы. И так с каждым холдингом. Мы договариваемся о том, чтобы они не сокращали рабочую силу, чтобы повышали заработную плату.
- А о чем договорились с СУЭК?
- У них до сих пор действовали трансфертные цены. Был перепродавец в Москве, и все налоги уплачивались в Калмыкии. Мы договорились, что со следующего года все налоги с того угля, который они добывают в Красноярском крае, в полном объеме будут уплачиваться в краевой бюджет.
- Сколько получит краевой бюджет от ваших договоренностей с финансово-промышленными группами?
- Около 2 млрд руб.
- И дыра в бюджете, которая образуется от недобора акцизов на нефтепродукты, будет закрыта?
- У нас нет дыры. Бюджет в этом году бездефицитный. Речь идет только о недополученных доходах. Но мы их покрываем за счет работы не только с ФПГ, но и с другими предприятиями. Плюс хорошая конъюнктура цен на цветные металлы позволила нам в этом году свести бюджет, поскольку "Норильский никель" по-прежнему обеспечивает более 60% доходов. Проблема только в том, что мы в этом году не использовали профицит на инвестиции.
- А в следующем году будете финансировать инвестиционные программы из бюджета?
- Планируя бюджет следующего года, я беру среднюю цену на цветные металлы за последние четыре года. И все, что я сверх этого соберу, должно пойти в стабилизационный фонд, а оттуда - на социальные и инвестиционные проекты. Второе: я сознательно увеличиваю госдолг, поскольку знаю, что через два-три года понадобятся деньги на инвестиции. Сегодня мне надо вкладывать в транспорт, в дороги, в коммуникации, в жилищно-коммунальную сферу. Все это даст реальную экономию [для бюджета], с одной стороны, а с другой - дополнительное развитие промышленности и, как следствие, налоги. И эти деньги я закладываю в бюджет развития.
- У вас был проект по развитию лесной отрасли за счет бюджетных денег. Речь шла о создании в крае лесного холдинга с участием частных компаний...
- Я хочу создать в крае крупную компанию с государственным пакетом акций. В нее войдут частные компании, работающие с лесом. Для них плюс очевиден: если сегодня частная компания со всеми своими активами стоит от $5 млн до $30 млн, ее стоимость после входа в крупный холдинг автоматически повышается - капитализация большой компании кратно выше. Они смогут получить за свой пакет акций в такой компании больше денег, чем за продажу своего бизнеса сегодня.
Я не хочу, чтобы государственный пакет был 51%, - достаточно 17%. Важно показать бизнесу, что государство заинтересовано в развитии отрасли. Следующая задача - сделать компанию открытым акционерным обществом, провести эмиссию акций, выпустить их на свободный рынок и начинать привлекать инвестиции. И строить у себя лесные терминалы, дороги, инфраструктуру, ЦБК.
Вот эта модель сейчас и обсуждается, до конца года мы должны поставить точку.
- С [гендиректором "Русала"] Олегом Дерипаской вы эту модель обсуждали?
- Если они захотят, они войдут своими активами, которые работают в лесной отрасли.
- Ваша идея лесного холдинга не приведет к ликвидации мелких частных компаний?
- Думаю, им будет невыгодно самостоятельно работать в такой конфигурации.
- Они просто войдут в состав большой компании?
- Конечно.
- А что у вас с ЖКХ?
- Как и у всей страны - плохо. Но у нас активно продвигается реформа. За год мы и тут прошли предынвестиционную фазу. Практически ликвидировано перекрестное субсидирование, введены 90% -ная оплата и адресные субсидии неимущим. Теперь слово за муниципалитетами, которые должны привлекать частный сектор.
Я могу вам рассказать, как в идеале должно выглядеть ЖКХ. Есть человек, потребитель, которого обслуживают сетевые компании, которые владеют водоканалом и электроэнергетикой. И отношения между ними должны строиться напрямую: между энергетиками и потребителем, между водоканалом и потребителем. И все эти компании должны быть частными. Не нужно между ними посредников в виде МУПа, ЖЭКа и кого-то еще. Прозрачность будет, если МУП или ЖЭК станут заказчиками, а не подрядчиками. Люди ведь не везде готовы объединиться в ТСЖ или кондоминиум. И вот они доверяют МУПу разместить заказ - только на конкурентной основе, чтобы он выбрал из шести компаний лучшее предложение по уборке территории, подъезда. А сегодня МУП - это одновременно и подрядчик, и заказчик, он еще и собирает деньги с населения и рассчитывается с энергетиками и водоканалом.
- В краевое ЖКХ идет частный бизнес?
- Мы создаем "Красноярские коммунальные системы". Это будет частная компания, обязательно с долей государства. Доля будет очень маленькая, не влияющая на капитализацию компании и тактические решения.
- Это будет самостоятельная компания, не имеющая отношения к ОАО "РКС"?
- Да, это будет красноярская управляющая компания. Есть уже красноярские инвесторы, желающие в ней поучаствовать. Крупные компании также могут присоединиться. Планируем, что она заработает с 1 января 2004 г. Пилотная территория - город Красноярск.
- Есть ли какая-то причина, которая побудила бы вас уйти с поста губернатора?
- Нет. Не потому, что я люблю быть царем в Красноярском крае, а потому, что я очень хотел бы довести до завершения все то, что начал. Мне очень интересно, как у нас двинутся все эти реформы. В образовании, культуре, спорте, ЖКХ, лесной отрасли, малом бизнесе.
- Одного срока вам на это хватит?
- Конечно, чем быстрей, тем лучше. Но не все так просто. Самым большим тормозом является чиновник-бюрократ. Больше никто меня не тормозит.
- Вас с "Норильским никелем" по-прежнему ассоциируют?
- Конечно, ассоциируют и еще долго, наверное, будут. А что я должен сделать, чтобы этого не происходило? Крикнуть "Долой "Норильский никель"! Давайте посадим Потанина! ", что ли? Ничего я с этим не могу сделать.
Тем, кто говорит, что "Хлопонин - это проект Потанина", трудно поверить, что губернатор Хлопонин к Потанину никакого отношения не имеет. Мы очень хорошие друзья с Володей, дружим семьями, общаемся. Но если "Норильский никель" начнет выводить налоги с территории края, я буду реагировать на это так же, как в случае с "ЮКОСом", "Русалом" и др.
БИОГРАФИЯ: Александр Хлопонин родился 6 марта 1965 г. в столице Шри-Ланки Коломбо в семье переводчика МИДа. Окончил Московский финансовый институт. В 1989 - 1992 гг. работал во Внешторгбанке СССР. С 1992 г. - заместитель председателя правления ЗАО "АКБ "Международная финансовая компания". С 1994 г. - председатель правления, а с 1996 г. - президент банка МФК. В июне 1996 г. назначен гендиректором и председателем правления "Норникеля". 28 января 2001 г. избран губернатором Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа. В сентябре 2002 г. победил на выборах губернатора Красноярского края.
"Конспирология на пепелище".
(Московские новости 21-27.10.03. А.Тарсов)
"Если это "спектакль", как называют лесосибирскую драму чиновники, то разве нельзя было разыграть его в более комфортных для "актеров" условиях, чтобы не бегать босиком по снегу?"
Сначала загорелось Казачинское. В конце мая ураганный ветер разнес пламя со двора деревенского пьяницы по всему селу. Через сутки все было кончено, 57 домов старели дотла. Администрация Красноярского края мобилизовала на восстановление села спонсоров, организовала прием помощи для погорельцев. Казачинцам помогали всем миром: дарили коров и холодильники, цыплят и учебники, одежду и посуду. Красноярцы вставали в очередь, чтобы погрузить свою посылочку в машины, отправлявшиеся к пепелищу. Через четыре месяца после трагедии - в самом начале октября - люди, не заплатив ни копейки, въехали в новые дома.
Спустя месяц после того пожара беда пришла в поселок Новый городок. Он загорелся, когда все мужчины были в тайге - тушили лесной пожар. Бабы с огнем не справились, 8 двухквартирных домов сгорели, полсотни человек остались без крова. Сердобольный народ в то время вовсю участвовал в судьбе Казачинского, поэтому восстановление Нового городка народной стройкой не стало. Тем не менее, хоть и не столь размашисто, но и этому северному поселению помогли - и местные власти, и предприятия. Отстроили.
А ночью 8 октября сгорели три дома в Лесосибирске. Сначала огонь занялся в двухэтажном 12-квартир-ном доме на улице Фрунзе, чуть погодя - в 20-квартирном доме на улице Набережной и в 4-квартирном щитовом бараке на улице Кошевого. У нескольких человек - серьезные ожоги. Электрик, забравшийся на деревянную опору обрезать провода, получил тяжелейшие травмы, рухнув вместе со сгнившим еще при царе Горохе столбом. Три пожара в разных частях города лишили жилья 73 человека. В Лесосибирске - уже зима, лежит снег.
Еще не дотлели угли, еще не высказались о причинах ЧП органы дознания и следствия, а чиновники объявили это происшествие "загадочным" и "странным". На основании того, что: а) дома вспыхнули почти одновременно; б) "на пепелище не было истерик"; в) "многие погорельцы успели вынести даже хрустальную посуду" - они сделали далеко идущий вывод: дома подожгли сами жильцы.
Дескать, такой вот "синдром Казачинского": лесосибирцам тоже захотелось решить свои жилищные проблемы за счет государства...
У кого есть собака, тому не обязательно лаять самому. Столоначальникам стоило нахмуриться и намекнуть, как красноярские СМИ понимающе откликнулись. "Пострадавшие не производят впечатление людей, убитых горем. Они разошлись ждать помощи от государства... Происшествие очень похоже на умышленный поджог", - провозгласила телекомпания "Афонтово". "Краевая администрация не поддастся на шантаж поджигателей!" - вторило коллегам "Независимое информационное агентство".
ИСКУССТВО ЖИТЬ В РОССИИ
В стране, где государство всегда нещадно надувало своих граждан, а те пытались адекватно ответить, умение обращать стихию в доходы стало жизненным укладом, даже искусством. Скажем, весна: талые воды Енисея и его притоков из года в год затапливают одни и те же поселки. И всякий раз, выходит, нужно тратить громадные деньги на ликвидацию последствий наводнений.
При этом суммы ущерба всегда можно преувеличить - значит, разруха приносит вполне ощутимую пользу. Или осень: урожай не смолотили из-за природных напастей. Причем в соседних колхозах, как выясняется из документов, поданных для получения экстренной финансовой помощи, погода отличалась редким разнообразием: одно хозяйство залили дожди и завалил преждевременный снег, в другом урожай уничтожила засуха...
Примеры подобной находчивости каждый житель России может привести сам. Того пьянчужку, из-за которого сгорело Казачинское, поначалу еле уберегли от самосуда, спрятав в тюрьме. Решили выгнать из деревни его семью. А сейчас ему, пьянчужке, новоселы кланяются чуть ли не за версту. Потому что другие, кого беда обошла стороной и кто остался жить в старых хибарах, открыто завидуют бывшим погорельцам. Но значит ли это, что казачинцам не надо было помогать?
Многим показалось несправедливым, что казачинцам так здорово помогли, а другие каждодневные трагедии - ничуть не меньшие для конкретных семей - остаются без чиновничьего внимания. Но избирательность этого внимания всегда была малопонятна. И дело вовсе не в том, что бюджет не резиновый. Здесь - тот же случай, когда семьям моряков, погибших на "Курске", можно дать больше денег, чем гораздо более многочисленным вдовам и матерям солдат, сложивших головы на Кавказе. Когда, вдоволь "отпиарившись" на помощи погорельцам из одного сгоревшего села, можно не замечать других. А чтобы те, другие, "не высовывались" - походя их оболгать.
ПОВОД НАЙДЕТСЯ
По сей день не предъявлено никаких доказательств того, что дома в Лесосибирске подожгли. Что ж, видимо, тем хуже для фактов - и для погорельцев. Однако мощь демонстрируемого местными властями конспирологического мышления впечатляет. Ладно, допустим, был заговор с целью улучшения жилищных условий. Но зачем было сговариваться жильцам трех домов, расположенных отнюдь не по соседству? Если это "спектакль", как в приватных беседах называют лесосибирскую драму чиновники, то разве нельзя было разыграть его в более комфортных для "актеров" условиях, чтобы не бегать босиком по снегу? Может, стоило подсуетиться еще летом? И, кстати, поджигать в этом случае надо было бы как-то поаккуратней, а то телефонные провода сгорели первым делом: пожарных вызывали жильцы соседних домов...
Да, дома были донельзя ветхими и предназначались под снос. И в них во всех было немало жильцов, любящих, вопреки рекомендациям Минздрава и противопожарных служб, крепко поддать и закурить потом в постели или в захламленном коридорчике... По данным "МН", уже точно установлено, что первый пожар в Лесосибирске начался из пустовавшей квартиры, где регулярно собирались бомжи. Второй дом загорелся из-за непотушенной сигареты - в подъезде гуляла местная молодежь. С третьим пожаром еще полной ясности нет, дело передано следственно-оперативной гpyппe милиции. Но, по сведениям из краевого управления ГО и ЧС, следствие уже пришло к однозначному выводу: пожары в трех домах никак друг с другом не связаны. Возможно, одно здание из трех действительно подожгли. Но с какой целью - месть ли это, сокрытие следов преступления или еще какой-то мотив, сыскари не сообщают.
Что до хрустальных рюмок, которыми чиновники попрекали погорельцев, то их действительно кто-то вынес (может, они для конкретного человека - самое дорогое). Так ведь один из домов дотла и не сгорел. Его будут ремонтировать. На рассвете, когда пожарные закончили свою миссию, погорельцы много чего еще отыскали на месте происшествия. Может, и это повод, чтобы не помочь Лесосибирску?
"ПУСТЬ СПРАВЛЯЮТСЯ САМИ"
К слову, село Казачинское после майского пожара помогал восстанавливать и "Лесосибирскстрой". После этой стройки губернатор Красноярского края Александр Хлопонин и вице-губернатор Николай Глушков (его Хлопонин только что награждал за отличие при возрождении Казачинского) почувствовали себя вправе отмерять объемы государственного "сердоболия". "Власть она на то и власть, чтобы помогать людям", - так Глушков оценил свои деяния в Казачинском. "Хотя некоторая помощь лесосибирцам оказана будет, им придется самостоятельно справляться с последствиями пожара", - это тот же Глушков после церемонии вручения краевых наград.
Народной стройки - по образцу Казачинского - в Лесосибирске тоже нет. Оно и понятно: ведь тем, кого чуть ли не официально объявили "поджигателями", не помогают - их судят. Но, слава богу, выборная кампания на финиш выходит. И на открытый для лесосибирских погорельцев банковский счет с шумом пошли какие-то деньги - от кандидатов, ищущих народной любви.
"Норникель" согласен содержать край".
("Комок", 21.10.03)
Свершилось. Наконец-то. Просто слезы умиления просятся. Надо же - и "Норильский никель" согласился с губернатором Александром Хлопониным. До этого уже были достижения - подписаны соглашения с "Русалом", СУЭКом. Но текстов этих соглашений никто не видел. Может, параметры там какие-нибудь слишком скромные. Или, например, можно деньги из края уводить и людей увольнять. Губернатор сказал, что есть в тех документах неясные пункты, потому никому их и не показывают. Из соображений общественной безопасности: вдруг как-нибудь не так станут трактовать. Волнение начнется, а это ни к чему. И вообще - власти надо доверять.
В соглашении с материнской компанией "Норильский никель" все получилось совсем по-честному. Текст показали. Он вышел самый прозрачный, в нем все сформулировано - точнее не придумаешь. Краевая власть берет на себя нелегкие обязательства по обеспечению стабильности административных, налоговых и законодательных условий для бизнеса. Разумеется, в пределах своей компетенции. То есть обязательства по созданию тех самых понятных правил для всех, о которых Хлопонин говорил еще раньше. Кроме того, губернатор и администрации обязуются устанавливать экономически обоснованные тарифы на электроэнергию. Ну а "Норильский никель" взял на себя не менее ответственное обязательство стабильно платить налоги, причем именно в Красноярском крае. И ни в коем случае не использовать схем по выводу платежей за его пределы.
Интересно, а если любая из сторон нарушит обязательство, что сделает с ней другая? Оштрафует?
"Счет, пожалуйста".
("Известия-Красноярск", 21.10.03, Андрей Огнев)
К 1 ноября краевая администрация представит депутатам проект нового бюджета.
Через неделю в Законодательном собрании развернется главная интрига года: народные избранники начнут рассматривать законопроект "О бюджете Красноярского края на 2004 год" в первом чтении. И, прежде чем рассказать о деталях и предыстории формирования казенного кошелька нашей территории, стоит отметить важную тенденцию - с каждым годом принятие бюджетных статей расходов и доходов вызывает возрастающий интерес не только в элите региона, но и у всей аудитории края. В сущности, рутинная дележка средств малой части государственной казны - а Красноярский край просит у столицы право распоряжаться только тремя процентами зарабатываемых им ежегодно двадцати миллиардов долларов - превратилась в политическое шоу, сравнимое, пожалуй, лишь с выборами. Игра с бюджетными проблемами позволяет администрации объяснять, почему учителя стоят с плакатами, а старые дома трещат и рушатся; депутатам - рекламировать себя совершенно бесплатно; бизнесу - подпитываться колоссальными средствами. Но именно публичная работа с деньгами отличает цивилизованную страну от отсталой: таким образом, по мере роста скандалов мы становимся все более демократической территорией.
Интересно, что большой политико-финансовый детектив, каким считаются бюджетные дебаты, в нынешнем году предварен небольшим юридическим казусом. Ранее, как известно, губернатор Александр Хлопонин пообещал депутатам, что Совет администрации края выложит законопроект на парламентский стол уже к 15 октября. Однако в местное законодательство вмешались не только административные, но и сугубо хозяйственные причины по словам руководителя главного финансового управления Александра Новака, "на сегодняшний день администрация края еще не доработала проект закона края "О межбюджетных отношениях", который определяет ряд бюджетных параметров" Александр Новак также сообщил, что сейчас ведется "доработка" данного законопроекта в части формирования доходов и нормативов от основных доходообразующих территорий края - Норильска и Красноярска. Все дело, собственно говоря, в том, что именно на 15 октября Александр Хлопонин назначил подписание долгосрочных договоров с финансово-промышленными группами - "Норильским никелем" и "Евразхолдингом".
Генеральный директор "Норникеля" Михаил Прохоров задержался на один день, очевидно, из-за того, что был в Иркутской области, но все же четкое, публичное разделение финансовых потоков и налогов произошло, по нашим меркам, практически образцово, сегодня красноярцы уже знают о дополнительных двух миллиардах рублей от заполярного комбината, поступающих в краевой бюджет. Что же касается главы стального холдинга Александра Абрамова - информагентства сообщили, что наш губернатор встретится с ним в Москве какие-то серьезные причины помешали ему прибыть в край и заключить контракт с администрацией.
Но, как отметила председатель постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике Законодательного собрания Раиса Кармазина, передвижка срока внесения бюджета-2004 не противоречит законодательству. По Уставу Красноярского края, администрация должна представить депутатам закон "О краевом бюджете 2004 года" не позднее 1 ноября. В то же время, хотя по новому закону "О бюджетном процессе" бюджетное послание вносится губернатором в Законодательное собрание не позднее 15 октября, администрация попросила приостановить вступление в силу соответствующего пункта закона до 1 января 2004 года. В общем, большой беды от двух недель нет - сами разберутся Представляется, что гораздо более показательны финансовые манипуляции.
Подробнее о "Норильском никеле". Хотя на днях глава края Хлопонин заявил, что ему труднее всего находить общий язык именно с коллегами по северной финансово-промышленной группе (скорее всего, там по привычке относятся к губернатору как к "своему" и не перешли еще на язык официальной политики), как и прежде, норильчане остаются главными кормильцами территории. Яркий пример. Если в бюджет нынешнего года ОАО "ГМК "Норильский никель" внесло 16 миллиардов рублей, причем, как уже говорилось выше, два миллиарда - сверх прогнозируемого, то в самом скором времени эта цифра должна возрасти до 27 миллиардов. Источник информации - краевая исполнительная власть. А вот "Русский алюминий", к примеру, предприятия которого только с территории Красноярского края имеют доход более чем в два миллиарда долларов, платит в региональную казну не больше миллиарда рублей. Раньше пиар-структуры администраций всех уровней об этом молчали. Сейчас, если уж они пошли на такой шаг, как поднятие самой сокровенной финансовой завесы, - значит, политическое руководство действительно приняло решение о приоритете. Температура общества для него важнее, чем коллеги по макробизнесу.
Однако один Норильск в промышленном поле - не воин. По словам губернатора, даже такие плюсы в казну не дадут профицита бюджета нынешнего, потому что "мы потеряли 1 миллиард 800 миллионов рублей по акцизам, более 1 млрд рублей уйдет на дополнительные расходы, связанные с увеличением заработной платы работникам бюджетной сферы, плюс еще 460 млн рублей на дополнительные выплаты бюджетникам, а также более 200 млн рублей, связанных с корректировкой бюджета края" Александр Геннадиевич отметил, что дополнительные платежи от крупнейшего налогоплательщика в крае лишь "дают возможность спокойно работать, и о профиците речи быть не может".
Какой рост налоговых перечислений от норильчан ожидается в будущем году - пока великая тайна. Но уже сейчас известно казна 2004 года не принесет населению Красноярского края каких-либо невиданных денежных поступлений, потому что на территории пока нет ни серьезных финансовых интервенций, ни собственного ресурсного роста фискальной базы. То есть - не построен ни один новый завод, не вложена ни одна заметная инвестиция. Осталось только надеяться, как в старые добрые времена, на изыскание внутренних резервов. А именно - на легализацию денежного оборота в малом и среднем бизнесе, на выбивание налоговых долгов у олигархов, на ужесточение работы с федеральными программами, которые дают новые возможности рынку труда и финансовым инспекторам. О первой позиции буквально на днях говорил вице-губернатор Эдхам Акбулатов, о второй и третьей мы слышим с весны.
За счет каких источников, по вашему мнению, можно пополнить краевой бюджет?
Светлана АНДРОНОВА, депутат Законодательного собрания края:
- Чтобы получать дополнительные налоговые поступления в краевой бюджет, нужно наконец-то заняться поддержкой малого бизнеса. Помимо этого, необходимо налаживать сотрудничество с предприятиями, находящимися в краевой собственности, а именно - на уровне краевой власти помогать реализовывать продукцию этих предприятий. Конечно, больших доходов это не принесет, но в то же время эти деньги не будут лишними. Еще властям нужно обратить внимание на развитие лесной отрасли. Сейчас в крае рубят лес в огромных количествах, и в основном нелегально. Если бы мы наконец-то решили этот вопрос, лесная отрасль стала бы одним из главных источников поступления налогов в крае.
Александр ЧЕРНЯВСКИЙ, политический обозреватель газеты "АиФ - на Енисее":
- Один из самых реальных источников дохода сегодня - лесная отрасль "Черный" лесоруб, властвующий в ангарских лесах, уводит деньги в Китай, краевой же казне не достается ни копейки. Еще один возможный источник дохода - научный потенциал края, который у нас совершенно не востребован. Кроме того, сейчас в правительстве решается вопрос о создании мультимодального транспортного узла.
Если удастся пролоббировать интересы нашего края и разместись узел здесь, а не в Новосибирске, это станет серьезным источником пополнения краевого бюджета.
"Александр Хлопонин: "Вы хотите шашечки или доехать?".
("Комок", 21.10.03, Галина Копыловская)
Кто сует палки в колеса губернатора.
На дворе осень, выборы. Но вспоминается другая осень и другие выборы. Как быстро год пролетел! Для нас в нем - ничего особенно рубежного. Для губернатора, которого мы тогда выбрали, - это дата, этап. И, наверное, не самый легкий в жизни. Александр Хлопонин в течение года практически не давал интервью, а теперь вот - целая серия. У нас у всех есть собственное представление о том, как работает нынешняя краевая власть, что сделано, что не сделано, но интересует взгляд на вещи виновника торжества. О бюджете, зарплате, ЖКХ, стратегии развития у Александра Геннадиевича спрашивать не будем: об этом говорят каждый день, с утра до вечера. Хочется знать, с каким настроением он работал, чем недоволен или, наоборот, удовлетворен, в какую сторону сегодня направлен поток его неуемной энергии...
- Нас с вами не обвинят в нарушении выборного законодательства, в использовании административного ресурса!
- Минуточку, минуточку, у меня все ходы записаны. Что можно, что нельзя, с 20 сентября, с 22 октября... Интервью - можно, при условии, что тема - профессиональная деятельность. Никакой агитации.
- Закон суров, агитацией могут счесть все, даже разговор о пиве. Как. кстати, оцениваете этот закон! СМИ практически выключены из процесса, полный штиль, мертвая зона. Это к лучшему, к худшему!
- Законов совершенных не бывает. И у этого закона, на мой взгляд, много изъянов. Но... За словом вообще, а журналиста особенно, порой стоят человеческие судьбы. Из-за какой-то маленькой листовки или даже абстрактно написанной статьи запросто могут страдать люди. Происходит это потому, что нет государственного заказа СМИ, который можно было бы сформулировать так: я хочу сегодня иметь человека интеллектуального, любящего свою страну, свой край, бережно относящегося к человеческому достоинству... В отсутствие его и появляются некие законы, пытающиеся абстрактно обрисовать нечто. Идет борьба со следствиями, а не причинами. Не дай бог, СМИ не попадут в русло тех задач, которые перед собой ставим. Вопрос: задачи какие? В ответ - тишина.
- Что такое госзаказ, кто должен его формулировать!
- Это можно назвать по-другому-доктриной. Проще говоря, у людей должно быть четкое представление о том, что хочет получить государство по тому или иному направлению, на какие силы рассчитывает и так далее. Это делает взаимоотношения прозрачными, помогает устранить противоречия.
Например, когда я встречаюсь с работниками образования, пытаюсь выстроить эту логику. Давайте, говорю, определимся: какого школьника мы хотим выпустить из школы - продвинутого в какой-то области знаний, владеющего современными информационными технологиями или такого, у которого - ни настоящей цели, ни. настоящих знаний? Тогда станет понятно, чем нужно обеспечивать школу в первую очередь: компьютерами или табуретками. Или взять культуру. Какие спектакли, искусство какого рода и качества я как государство готов финансировать. За свой заказ - Чехова или Достоевского я заплачу из бюджета, куплю билеты для школьников, бабушек, даже если они будут стоить по 600 рублей. Остальное - ваше, делайте на сцене что хотите, собирайте аншлаги, зарабатывайте сколько сможете.
Сегодня - проблема выбора приоритетов. Не понятно - что финансировать. В образовании мы больше тратим на ЖКХ, чем на педагогику...
- Государство тратит не на образование, а на образовательные учреждения. Не на информирование населения, а на содержание редакций. Список длинный... Что делать - сокращать количество школ и редакций? Вы видите пути решения а той задачи? Она ведь взрывоопасна...
- Путей только два. Один - расстрелять парламент. И жесткой рукой президента принять 150-200 законов, необходимых для того, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Мы готовы сегодня стрелять? Нет, люди войн накушались. От них никто не выиграл. И никогда не выиграет. Второй путь. На переходный период сформировать президентское большинство в Думе и только через этот механизм принимать нужные законы. А то сегодня кто-кто кричит: "Долой олигархов!" - и тут же голосует за толлинг. Так нельзя.
- Вы возглавили региональный список "Единой России". И еще 12 губернаторов. А остальные 77 этого не сделали. Люди не понимают?
- Как вам сказать? Сколько у нас муниципальных образований в Красноярском крае, сколько глав - все понимают, о чем я говорю? А ведь они отвечают за жизнь людей в своих районах. Я до каждого не добегу. Кто готов идти плечом к плечу, чтобы достигать определенных результатов, - те вместе. Я для себя принял решение: иду в команде с президентом. Неважно, в какой форме я хочу добежать до результата. Важно, чтобы мы побыстрее начали менять Россию. Нельзя больше тормозить. При таком страшном торможении, как сегодня, любая реформа провалится.
- Не будем про выборы. Год губернаторства: тяжело он вам достался? Не было раскаяния, что связались с этой полуразрушенной махиной?
- Раскаянье наступает в тот момент, когда человек понимает - бьется лбом об стену и сам не верит в то, что стену можно пробить. Я тоже иной раз падаю от усталости, ночью заснуть не могу - в голове разные вопросы вращаются. Но это другое. Когда человек загорается какой-то идеей, видит цель, чувствует драйв и начинает этим драйвом зажигать свою команду, коллег, они начинают мыслить в одном направлении, раскаянья быть не может, потому что цель не достигнута.
- А как вы себя чувствуете, когда бьетесь лбом?
- Нормально. Если видишь, что - за дверью. Ну, ударился, больно, конечно, отошел, почесал лоб и... зашел с другой стороны.
- Для вас существует какая-то управленческая проблема? Или, научившись управлять комбинатом, далее не принципиально: край - не край?
- Разница, конечно, есть. Задачи разновеликие. Одно дело, когда у тебя как топ-менеджера и бизнесмена задача - получение максимальной прибыли, и другое - когда результатом твоей работы является уровень благосостояния человека. А люди разные. Одному нравится белое, другому - черное, одному 10 тысяч рублей достаточно, другому и ста не хватает, один ворует, другой не ворует... Общество разношерстное, но при всем при этом ты чувствуешь настроение людей. Есть критерии, по которым можешь определить, правильно движешься или нет.
Или внутри, с точки зрения подхода к бюрократической машине. Чиновники пронизали и крупные компании, но там решения принимаются быстрее и проще. Есть задачи, есть план: не выполнил - до свидания, выполнил - получи бонус. Компании не нужно, чтобы в Госдуме или Законодательном собрании был принят какой-то закон, позволяющий выгнать определенного чиновника или изменить модель управления. Ротация кадров там происходит быстрее, поэтому и работают они зачастую успешнее. В госучреждениях - сложнее. Чиновники размножаются со страшной скоростью. В краевой администрации - 3300, в городской - 2400, по краю, если прибавить районных, муниципальных, федеральных... На сто человек - пять чиновников. Огромная сила. И это сила торможения.
- Как же преодолеть эту беду?
- Постепенно. Надо менять функции, от несвойственных избавляться. Ведь что происходит? В отрасли нет государственных предприятий - объектом управления чиновника являются частные (N1). А это коррупция, взятки, лоббирование, решение личных вопросов, Объектом для тебя должно быть другое - нормативная база, нормотворчество. Ты должен условия создать, чтобы предприятий было больше и работали они в соответствии с законом. Если так - функция меняется. И уже вместо 500 чиновников, хватит 10.
- Избавиться от функций - значит избавиться от конкретных людей...
- Ну что сразу так! Есть естественная убыль. Не надо воевать... Нужно спокойно и постепенно идти к изменению модели. Как? Хотите, пример приведу? В администрации из 3300 работающих 700 - технический персонал. Я просто попрошу техперсонал выйти в структурку за пределы этого здания. С сохранением зарплаты. И буду заказывать услуги - на автомобили и прочее. Бюрократы доказывают: расходы только возрастут. Ничего подобного. Расходы сократятся, потому что люди начнут лучше работать, справляться с большими, чем раньше, объемами. Будут знать: при иных обстоятельствах я могу обратиться за услугами в другую фирму...
- Александр Геннадиевич, прокомментируйте один парадокс. Вы много передвигаетесь, мелькаете на экране, а ощущение, будто ускользаете от нас. Куда-то в туман. И все дальше, дальше. Уж таков наш менталитет - хочется знать позицию губернатора. А вы полгода не обозначали ее по "Правопорядку". По скандальным увольнениям из УВД. Вокруг соглашений с ФПГ полусекретная завеса. ЖКХ как будто перестало вас волновать...
- Вы хотите шашечки или чтобы доехать? Помните, у Жванецкого... Есть два типа руководителей: одни наращивают харизму и ведут боевые действия с утра до вечера, другие хотят доехать. Вот я хочу доехать. При этом я в курсе всех дел - до дома номер 9, где нет воды...
- Но если вы хотите единения, всеобщего драйва...
- Хочу. Именно поэтому воевать ни с кем не буду. И никому не позволю. Самое легкое - саблями махать. Выйти и сказать: вот эти - мне союзники, вот эти - противники. Сказал - поделил на лагеря. Между лагерями начинаются стычки. Нельзя этого делать. Ни в коем случае. Тем более на начальном этапе. Может, красноярцы, только вылезшие из окопов, ждут, что я будут стрелять из танков? Не буду.
- Да, мир на политическом Олимпе восстановить вам удалось. Авторитет власти подрос. Со стороны смотреть - это главное. А что было самым важным для вас?
- Сам подрос. Век живи - век учись. Мышцы же наращивать надо. Ревизию сделал, понял многое. На качественно иной уровень перешло общение с главами администраций. Мы вместе думаем, вместе ищем решения. С предприятиями плотно работаем. Нет громких банкротств, переделов - все под контролем. Это результат...
- Самое главное, если одной строкой, на 2004-й, 2005-й уже запланировано?
- 2003 год - это ревизия, расстановка сил, оценка возможностей, перспектив, разработка стратегий, направлений движения. Далее - тяжелая работа. По каждой отрасли, по большому и маленькому вопросу. По лесу, по агропромышленному комплексу... А в 2006 году главным будет человек.
Как бы пафосно ни звучало, моя философия такова: человек не попрошайка, он не должен унижаться перед властью, выпрашивая подачки. Если человек пожилой - нужно дать возможность достойно доживать свой век, если молодой - дать возможность работать и зарабатывать, если богатый - по закону платить налоги и развивать бизнес. Человек должен почувствовать изменение качества жизни. Чтоб не как сейчас: пришел к врачу и видит - врач думает не о нем, а о том, как прожить на нищенскую зарплату...
Только сначала нужно многие модели изменить.
- Здраво, логично. Вот только как сделать, чтобы люди поняли: все изменения - к лучшему? Не для кого-то, для них.
- Через государственный заказ, через СМИ, через общение с людьми. Хлопонин не Бог. Я не смогу дойти до каждого.
И помочь сразу всем не смогу... Я выберу приоритет. Детей. С рождения. И скажу: мне нужно, чтобы в детском саду его научили этому, в школе дали образование такое, в вузе подготовили по такой специальности... Такого я смогу продать на рынке труда. Дорого. И жизнь его станет качественной. Я буду вкладывать деньги не в здания - в человека. Так в моем понимании выглядит государственный заказ.
-Давайте вернемся в сегодняшний день. К соглашениям с ФПГ. Не буду допытываться, что там. Интересно другое. ФПГ не нарушают закон. Рычагов влияния у власти немного. Значит, только по-хорошему. Реализовать эту возможность может только Хлопонин, брат, так скажем, по крови...
- Я такой же брат по крови их, как и ваш...
-... или эта возможность существует у любого губернатора?
- И да, и нет. Лично я - не хочу с крупными компаниями, которые, впрочем, ничем не отличаются от средних и малых, договариваться по понятиям. Это не прозрачная система отношений, и я первый не буду понимать, в какой момент договоренности сорвутся. Самые надежные отношения - те, что по закону. Есть статистика, экономика... Я могу придти к ФПГ с мечом: с налоговой полицией, налоговой инспекцией... Результат будет ноль. У них профессионалы работают. Это во-первых,. Во-вторых, от меня, с территории края, начнет убегать капитал. И этот убежит, и другой не сунется. Договоренности должны быть понятны для обеих сторон, а реализация может быть поэтапной.
Все просто. Я говорю компаниям: край ваших работников одевает, учит, лечит, возит... Вы должны вот столько налогов платить здесь, а не где-то там. Не устраивает такая модель - есть другая. Вы платите налоги там, где платите, но ваши люди, работающие здесь, будут оплачивать все виды услуг по 100 процентов. Тогда они придут к вам и потребуют повышения зарплаты. В разы. Выбирайте. И разговор сразу движется в правильном, правовом направлении.
- Вы чувствуете при этом свой авторитет, авторитет власти?
- Безусловно. Не со слабых позиций разговариваю. У края большой авторитет. В том, что тебя, губернатора, выбрали люди - большая сила. Ведь компании, работающие в крае, подписывают трудовые соглашения с моими избирателями.
- У краевой администрации появились разные программы развития. Хорошие или плохие - другой вопрос, Раньше никаких не было. Приватизации, например. Предусматривает ли она продажу завода цветных металлов, который называют последним оплотом краевой собственности? Высказываются версии, что он будет продан "Норникелю" и что это ваша плата за поддержку на выборах...
- В программе приватизации Цветмета нет. Но там заложена позиция государства, президента, направленная на повышение эффективности управления собственностью. И мы будем решать эту задачу. А если вы боитесь, что завод убежит с территории, разработайте краевой закон, который не позволит убежать. Чтобы не вдаваться в подробности об эффективности государственного управления, конфликте интересов и к чему все это ведет, скажу сакраментальное: "Норникелю" этот завод не нужен. "Норникель" - монополист в производстве драгметаллов. Завод перерабатывает только его продукцию. И сегодня все наоборот - "Норникель" диктует условия: не снизишь тарифы - пойду перерабатывать в другое место...
- А купил бы, никуда не делся?
- Его еще уговорить надо, чтобы купил. Но речь об этом не идет. А вообще, я когда слушаю оппонентов, никак не могу понять логику...
- Ваша логика железная. Только жизнь ей как-то не очень подчиняется. Гладко было на бумаге...
- А вот тут второй вопрос. Возможна ли в рыночной экономике национализация? Отвечаю: возможна. Я могу выкупать частную собственность при условии, что понимаю для чего. Если, например, СУЭК вздумает закрыть Бородино, я выкуплю у него разрез. Как было в Великобритании...
- У вас денег не хватит...
-Договоримся, не переживайте. Национализация возможна через покупку, а не отъем. Если я хочу, чтобы крестьяне жили, существовали, я выкуплю частный элеватор. Он хорошо работает, но задрал цены, душит всех... Можно как угодно это называть - деприватизация, национализация, - но менять форму собственности сегодня можно только так. Никак иначе. Все модели в мире уже придуманы. Нужно только брать и действовать. Да побыстрее. Тогда и поедем...
- Да, а то уж слишком медленно едем...
- Чтобы быстрее ехать, нужно не пикеты устраивать у стен администрации, не подсчитывать, сколько раз губернатор в Москву ездил... Надо сказать: мы доверяем Хлопонину - делай.
- Кстати, о Москве. Когда командировки затягиваются, вы нервничаете или наоборот, учитывая, что ваш дом там?
- Нервничаю. И не потому, что боюсь - без меня кто-то что-то не так сделает. Я в XXI веке живу, каждые пять минут на связи. Могу сесть в самолет и прилететь, если что-то случится. Люди в команде - не все, но большинство - достаточно профессиональны и самостоятельны с точки зрения полномочий, принятия решений. Просто мне все время хочется двигаться быстрее, быстрее. Есть понимание - куда, как... Любые помехи вызывают досаду и раздражение.
- Без конца курсируют версии о вашей переброске в Москву...
- Никуда я не уеду. Пусть красноярцы даже не сомневаются. Мне интересно чего-то добиться тут.