День независимости: "Минувшие 22 года стали приговором национальной элите и ее производному - молдавскому политическому классу". Политика: "Молдавским властям грозит просто-напросто оказаться раздавленными возможной вылазкой Москвы в Молдавии". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Речь идет о конфликте между проектом возведения государственности Республики Молдова и геополитическими интересами РФ".

День независимости: "Минувшие 22 года стали приговором национальной элите и ее производному - молдавскому политическому классу"

Очередную годовщину своей независимости Молдавия встречает в ставшем уже привычным для нее состоянии депрессии, пишет "Панорама". Даже дежурный энтузиазм представителей нашей элиты, выражающих "европейский вектор", - энтузиазм по поводу предстоящего на ноябрьском саммите "Восточного партнерства" подписания соглашения с Евросоюзом о никому не понятном "ассоциированном членстве" Республики Молдова (на вильнюсском саммите "Восточного партнерства" власти Молдавии рассчитывают парафировать соглашение об ассоциации с ЕС; понятия "ассоциированное членство" в уставных документах ЕС нет - прим. ИА REGNUM) - даже он как-то подувял.

Оно и понятно, поскольку и властям, и всем, кто им подпевает, все-таки легче поддерживать живой идею о грядущем счастье, когда они и сами в нее верят, продолжает "Панорама". В нашем случае, в то, что после подписания в Вильнюсе в ноябре 2013-го соответствующих документов Молдавия не то что заживет лучше, а хотя бы получит толчок к развитию - в это не верит уже никто. Может быть, за исключением кучки евроромантиков, но таковых в циничной "проевропейской" власти не наблюдается, водятся они разве что в прикормленном западными грантами "гражданском обществе". Разумеется, при этом сама власть может говорить все, что ей заблагорассудится, не жалеть красок на самые радужные картины - а что ей еще остается?

И хотя никто из здравомыслящих людей в благие последствия (реальные, не высосанные из пальца) "ассоциированного членства" не верит, последнее, тем не менее, состоится, пишет "Панорама". В связи с чем в контексте празднования дня независимости может показаться актуальным вопрос: зачем тогда вообще что-то подписывать (или парафировать, что тоже означает подписание, только предварительное), если от этого стране лучше не станет? Кто или что заставляет это делать? Увы, и этот вопрос утратил актуальность после того, как в конце минувшей весны евробюрократия продавила формирование правительства Коалиции проевропейского правления (КПП). Вместо того чтобы предоставить народу Молдавии возможность избрать себе власть (всего лишь возможность, даже не право, такое право у народа якобы имеется), ему были навязаны правители, которые гарантированно делают то, что упомянутой евробюрократии нужно. И если такое продавливание не означает фактического отсутствия государственной независимости, тогда что же оно означает?

По случаю праздника 27 августа можно было бы поздравить сограждан с началом новой колонизации, теперь уже брюссельской, но ерничать не хочется, не смешно это, продолжает "Панорама". Впрочем, по поводу утраченной независимости горевать тоже как-то неохота. Хотя бы потому неохота, что, если задаться вопросом - кто за минувшие 22 года выиграл от государственной независимости Республики Молдова, какие именно классы или слои молдавского общества, ― то выяснится, что это: (а) национальная бюрократия, так или иначе завязанная на политических кланах (формально называемых партиями), и (б) узкая прослойка богатых сограждан. Причем во втором случае это даже не все богатые, а только та их часть, которая получила свое богатство воровским путем, за счет сращивания с национальной бюрократией. А что же все остальные слои - бывшие труженики промышленности и сельского хозяйства, инженеры, вся научно-техническая прослойка, школьные учителя, вся так называемая сельская (да и не только сельская) интеллигенция (библиотекари, культработники), почти вся масса пенсионеров? Всем им в условиях советской империи жилось стабильней, спокойней и уверенней, чем в де-юре независимом молдавском государстве, образовавшемся вследствие ее распада. Это факт очевидный, здесь и доказывать ничего не нужно. Даже предприниматели - новый социальный слой, которого в СССР не существовало, - даже они в разговорах признают, что, доведись им вести дела в условиях огромного рынка бывшей большой страны, их бизнес развивался бы куда успешнее, чем сейчас. Речь, само собой, о предпринимателях, работающих в реальном секторе, не об аферистах, сколотивших состояние на коррупционных схемах.

Показательно, что национальная бюрократия воспользовалась периодом государственной независимости исключительно к собственной выгоде, не озаботившись не только благом народным (об этом смешно было и думать), но хотя бы созданием механизмов государственного управления, адекватных новым социально-экономическим условиям, пишет "Панорама". Даже систему исполнительской власти за два десятилетия не поменяла; по сути, у нас до сих пор сохраняется структура советского кабмина: во главе председатель совета министров (премьер), окруженный зампредами (заместителями премьер-министра), и министры по отраслям, каждый с двумя-тремя замами. На уровне управления территориями тоже не произошло адекватных перемен. Под разговоры о необходимости реформ каждый раз после выборов идет ожесточенная закулисная борьба за раздел должностей, открывающих доступ к вожделенной кормушке, - вот он самый очевидный и для кого-то вполне позитивный смысл существования независимого молдавского государства. Про судейскую, прокурорскую, правоохранительную бюрократию нет нужды говорить особо, поскольку ничего, что отличало бы ее в лучшую сторону от бюрократии министерской, вы там тоже не обнаружите.

Народ на такую независимость отреагировал просто - стал покидать родную страну, продолжает "Панорама". Сначала трудоспособное население потянулось за границу на временные заработки, но постепенно люди стали уезжать насовсем. Пустеют села, пустеют небольшие города. Жизнь на чужбине (для многих в статусе полураба) оказалась предпочтительнее жизни в суверенной и демократической Республике Молдова. Нужны еще аргументы в противовес тезису "жить в РМ лучше, чем в СССР", или этот перевесит все остальные?

На самом деле минувшие 22 года стали приговором национальной элите и ее производному - молдавскому политическому классу, пишет "Панорама". Именно последний оказался неспособным проводить такую политику, которая смогла бы наполнить реальным содержанием то, что было провозглашено 27 августа 1991 года.

Нынче нет недостатка в критике самых разных пороков, которыми поражены молдавские политики, продолжает "Панорама". Журналисты, политологи, эксперты много пишут и говорят о коррумпированности и жадности лидеров партий, об их непоследовательности, нахальстве и напыщенной, доходящей до смешного амбициозности. Все это, безусловно, имеет место быть, но не будем забывать, что лидеры наши ведь не с неба упали, они являются продуктом определенной среды, в которой котируются именно перечисленные качества. Лидеры потому и становятся таковыми, что обладают определенными качествами в большей мере, чем все остальные члены элиты.

Меньше пишут о русофобии среди нашей элиты, между тем это иррациональное чувство является главным мотиватором всей молдавской так называемой европейской интеграции, пишет "Панорама". Неважно, что нас ждет в Европе, и неважно, ждут ли нас там вообще, главное хоть каким-то боком зацепиться за ЕС, хоть как-то заякориться (любимое словечко евроинтеграторов) при нем. Лишь бы вновь не оказаться "под Россией". И почти ничего не пишут о такой патологии у абсолютного большинства представителей молдавской элиты, как самообман, неспособность взглянуть правде в глаза, нежелание считаться с реальностью. Наша политическая и околополитическая среда до сих пор живет стереотипами, сформировавшимися в начале 1990-х. С представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо, которые сложились в эпоху, когда абсолютно все советское, еще недавно свое и привычное, подвергалось остракизму и, напротив, все западное, привнесенное, даже чуждое, даже противопоказанное - поднималось на щит.

Провинциализм в мышлении - да в сущности даже не провинциализм, а какой-то местечковый национализм - ведет к неспособности видеть и понимать, что происходит "за забором", в окружающем мире, продолжает "Панорама". Понять, например, что "единого мира" периода 1990-х годов с Западом как образцом для всеобщего подражания, что того мира больше не существует. Что сегодняшний мир хоть и не стал еще многополярным, но монополярным уж точно быть перестал. Что начался процесс формирования альтернативных центров силы, в рамках которого на свое собственное место претендует и Россия. Как и что у нее получится, покажет будущее, но то, что Россия повела собственную игру, это факт. И недавняя напряженная ситуация на российско-украинской границе вокруг импорта украинских товаров - всего лишь маленький штришок в этой игре. Маленький, но для кого-то неприятный. Для кого-то, кому было предложено присоединиться к процессу евразийской интеграции и кто этого делать не хочет. И кого за это после ноября текущего 2013 года Кремль будет рассматривать как недруга - со всеми вытекающими последствиями.

Можно, конечно, продолжать тарахтеть по поводу того, что это-де рецидивы тоталитарного мышления, неевропейского деления на "своих" и "чужих", ехидничать о нецивилизованности "русского медведя", повторять все прочие пошлости, которых нахватались за последние четверть века, пишет "Панорама". Только ведь Кремлю на все это глубоко плевать. Право европейского выбора, говорите? Это, пожалуйста, это завсегда, такое право у вас имеется. Но и отвечать впредь будете по полной программе. А то привыкли, знаете ли, все только на права да на свободы упирать. А свободы без ответственности не бывает. Не знали? Ну, ничего, узнаете. Кстати, ничего нового Россия не придумала. Первым принцип "кто не с нами, тот против нас" применил Евросоюз, когда однозначно заявил тем же молдаванам: хотите соглашение о свободной торговле с нами - никакой евразийской интеграции. Вот Москва и решила жить по тем же капиталистическим законам. Главный из которых гласит: кто посильнее, должны сожрать тех, кто послабее. Конкуренция типа.

А что кому-то в среде молдавской элиты нравится играть роль куска дерьма, которым Запад время от времени швыряется в Россию, что ж, это вполне в русле последних новомодных веяний, продолжает "Панорама". Если хороши гей-парады, то чем плоха экскрементофилия? Мы же должны демонстрировать толерантность, нам же заякориться надо! И пусть народ от всего этого воротит, молдавскую элиту мнение народа никогда не волновало. Подумаешь, народ. Кого вообще интересует, что думает народ? Его функция - пахать за рубежом и высылать на родину деньги. Чтобы поддерживать своих сородичей, пока еще остающихся в Молдавии, которым мы накануне очередных выборов в очередной раз промоем мозги. Чтоб голосовали правильно.

Независимость 1991 года упала с неба, стала следствием стечения внешних, не зависящих от нас обстоятельств, пишет "Панорама". В Беловежскую пущу молдаван не позвали, да и Ельцину выгонять Горбачева из Кремля никто из нас не побежал помогать. И в Кишиневе борьбы не было. Пару-тройку раз выйти на митинг, когда тебя никто не собирается "мочить" - это что ли борьба? Максимум это демонстрация видимости борьбы. Называть такое борьбой - тешить себя иллюзией собственного героизма. Просто до недавних пор нам везло, а теперь везение кончилось. Найдут ли в себе молдаване кураж для реальной борьбы за независимость?

Пора начать избавляться от стереотипов и иллюзий, продолжает "Панорама". В частности, от иллюзии, что нас кто-то где-то хочет или ждет. Ни Москве, ни тем более Брюсселю мы, по большому счету, не нужны, последнему ― даже в роли раздражителя для Москвы (мы же не большая Украина, чтобы из-за нас ломать копья). Даже Бухаресту, хотя оттуда все чаще в последние годы доносится эхо унири (от молдавского "униря" - "объединение" - прим. ИА REGNUM) - провального исторического эксперимента по включению Бессарабии в проект под названием "Великая Румыния" - даже ему мы всерьез не нужны. Как молдаване не нужны точно. Дилемма формулируется предельно просто: или молдаване станут когда-нибудь политической нацией, а ею можно стать только в борьбе за собственное независимое государство, или мы окончательно исчезнем с лица земли, растворившись среди окружающих нас ближних и дальних народов, подводит итог издание.

В связи с национальными праздниками есть резон задаться вопросом: а мы, молдаване, чем гордимся? - пишет Timpul. Каждый народ создал что-то, чем можно гордиться. Чем обычно гордятся народы? Естественно, тем, что создали своими руками и своей головой: искусством, сельским хозяйством, промышленностью, мостами, дорогами, победами, изобретениями и так далее. Когда мы говорим Китай - вспоминаем о Великой китайской стене и Конфуции, когда говорим Франция - видим Триумфальную арку, Наполеона, при слове Румыния вспоминаем молдавские монастыри и Эминеску, говорим Россия - это Кремль, Пушкин, Толстой, КГБ, Гулаг...

А чем могут гордиться молдаване? - продолжает Timpul. Обычно на этот вопрос есть стандартный ответ: гордимся "плодородными почвами", тем, что мы "трудолюбивый и мирный народ", что имеем "богатый фольклор"... Но богатые земли - это не плод нашего труда, они даны нам Богом, а вопросы трудолюбия и миролюбия еще подлежат обсуждению... Еще мы гордимся "красивым и певучим языком", о чем вообще нужно помолчать, учитывая, как разговаривают молдаване. И все-таки, чем мы гордимся, что достигнуто нашими руками и головой? Именно те, кто живет на территории, называемой Бессарабией? Средневековые монастыри были построены до провозглашения независимости РМ, Стефан Великий и Эминеску родились на правой стороне Прута, "Миорица" (румынская пасторальная баллада XIX века - прим. ИА REGNUM) тоже там, уж никак не в Комрате и не в Новых Аненах.

Было время, когда советские молдаване обязаны были гордиться гигантскими зоотехническими комплексами, гармоничным молдавско-русским билингвизмом и вечным братством между молдаванами и русскими, пишет Timpul. После провозглашения независимости вещи, которыми мы можем гордиться, резко сократились. И сегодня мы гордимся... чем? Что мы построили-создали-воздвигли за это время? Старые здания в Кишиневе методически уничтожаются, лицо города остается испещренным советскими блочными домами, ничего сенсационного не появилось ни в Кишиневе, ни в районных центрах. Бык (небольшая река в Кишиневе - прим. ИА REGNUM) продолжает оставаться самой зачуханной речушкой в Европе. Мосты, железные дороги, шоссе? И здесь никакой гордости. Произведения искусства? Давайте подумаем... Великие музыканты, художники, писатели? Да, имеем, но они все считают себя румынами либо русскими, никак не молдаванами.

Чего в эти годы такого создали воронины и додоны, провозглашающие себя патриотами Молдавии, чем они обогатили национальное духовное наследие государства Молдавии? - продолжает Timpul. В ходе обсуждения этого вопроса в социальных сетях, один из читателей сказал, что ставя вопрос таким образом - чем можем гордиться мы, молдаване -мы открываем ящик Пандоры. Что ж, тем не менее, давайте откроем, подводит итог издание.

Политика: "Молдавским властям грозит просто-напросто оказаться раздавленными возможной вылазкой Москвы в Молдавии"

В молдавской политике царит мир, пишет издание Tribuna. Это подозрительный для некоторых мир, и мир предвещающий бурю для других. Этот мир воцарился с утверждением в должности нового правительства, которое, по мнению одних, продержится до осени, а по мнению других, удержится до начала предвыборной кампании по следующим парламентским выборам.

Не имея точной информации, политические аналитики, издатели, блогеры и журналисты наперебой делают предположения насчет того, что легло в основу этого мира, продолжает Tribuna. Первое и самое часто повторяемое предположение состоит в том, что те два политика, которые по большому счету задают тон политическим событиям (Владимир Филат и Владимир Плахотнюк), наконец поняли, что война, которую они ведут столько лет и которая периодически вспыхивает с определенным накалом, не идет на пользу ни одному из них, а в итоге от нее выигрывают только их оппоненты и, в первую очередь, коммунисты. Сторонники этой теории не думают, однако, что мир между двумя политиками может продлиться вечно и утверждают, что, скорее всего, речь идет о перемирии, которое оба политика используют для подготовки к новым политическим баталиям. Единственное неизвестное для них состоит в том, что они пока не знают наверняка, когда вновь вспыхнет война: до или после вильнюсского саммита, на котором Республика Молдова парафирует Соглашение об ассоциации с Европейским союзом.

Логично, что правящей коалиции следует сделать все возможное, чтобы избежать какой-либо напряженности до саммита, ведь новый политический кризис будет почти наверняка означать досрочные парламентские выборы и... катастрофу для находящихся у власти партий, поскольку им попросту не с чем будет предстать перед электоратом, пишет Tribuna. И в данном случае речь не идет об экономических, социальных и прочих достижениях, которые, вопреки всем критическим замечаниями, следует признать, существуют. Речь идет о крупном достижении, которое бы оправдало нахождение демократических сил у власти на протяжении этих четырех лет. А подобным достижением может стать только Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Если входящие в состав коалиции политформирования это понимают, тогда политический мир должен продлиться, как минимум, еще 3 месяца.

Доказуемо, что от поведения находящихся у власти партий во многом будет зависеть и поведение оппозиции, в том числе коммунистов, продолжает Tribuna. Разуется, они попытаются нагнетать ситуацию в Республике Молдова через так называемую бархатную революцию, но пока в коалиции будет царить мир действия коммунистов не представляют никакой угрозы - они немного пошумят, сплотят свои ряды, выступят с несколькими мобилизующими посылами к собственному электорату и на этом практические все и закончится. Коммунисты прекрасно понимают, что их первоочередная цель - добиться роспуска парламента и организации досрочных парламентских выборов - достижима только в условиях, когда отношения между составляющими коалиции, главным образом, между ЛДПМ и ДПМ, вновь начнут "охлаждаться". Только играя на соперничестве и разногласиях между этими двумя политформированиями коммунисты могут добиться определенных реальных результатов, и это было заметно в том числе во время политического кризиса, который разразился в начале текущего года и который привел отставке правительства.

Второе объяснение политического мира в Кишиневе, которое муссируют отдельные аналитики, блогеры и журналисты, состоит в том, что сейчас лето, когда традиционно практически не происходит никакой политической активности, пишет Tribuna. Большинство политиков, а некоторые партии даже всем составом уехали отдыхать и, в таких условиях, логично, что не может произойти ничего важного.

Другое возможное объяснение - традиционный щадящий период, в котором находится теперь правительство Республики Молдова, продолжает Tribuna. Те 100 дней, которые предоставляются каждому кабинету министров, чтобы окончательно приступить к исполнению мандата, истекают в середине сентября, то есть как раз тогда, когда большинство политиков вернутся из отпусков, и возобновится активная политическая жизнь. И на этом этапе также очень многое будет зависеть от поведения находящихся у власти партий. Оппозиция свое дело сделает - она выступит с заявлениями, обвинениями, акциями протеста, альтернативными предложениями и т.д. Вполне естественно, чтобы оппозиция поступала таким образом, ведь в противном случае она не была бы оппозицией. Самое большое неизвестное заключается в том, сумеют ли те, кто представляет власть в Республике Молдова, проявить себя как единая команда.

Бытует и мнение о том, что теперь в правящей коалиции царит мир, поскольку в политической программе нет щекотливых для определенных политиков или партий реформ, пишет Tribuna. В этой связи упоминаются реформа правосудия и реформа прокуратуры. Некоторые активные пользователи социальных сетей время от времени устраивают "фейерверки" и утверждают, что Владимир Филат и Владимир Плахотнюк вновь рассорятся, когда наступит время утвердить важные реформы и приступить к их внедрению. У такой точки зрения есть право на жизнь, но маловероятно, что в самое ближайшее время насчет указанных реформ дойдет дело до серьезных и принципиальных дискуссий. Они сильно запоздали, были начаты слишком поздно, и их подготовка требует определенного времени. Особенно действительно это утверждение в случае реформы прокуратуры, дискуссии о которой в более-менее конкретных сроках начались только нынешним летом. И даже если эти реформы и были бы подготовлены к внедрению, вероятнее всего, находящиеся у власти политики не поспешат запустить их в предвыборный год, который может вполне оказаться и годом выборов, поскольку слишком хорошо понимают, что они - тот самый камень, о который они могут споткнуться.

Другое возможное объяснение воцарившемуся в Кишиневе миру кроется в роли, которую Россия играет во внутриполитических процессах в Республике Молдова и которая становится все более заметной, продолжает Tribuna. Некоторые аналитики считают, что в канун вильнюсского саммита "Восточного партнерства" Россия попытается мобилизовать своих сторонников в Республике Молдова, чтобы воспрепятствовать такому развитию ситуации, которое может сказаться на ее интересах в этом регионе Европы. По некоторым прогнозам, возможно новое наступление провосточных сил, более массовое и настойчивое продвижение альтернативного пути - евразийской интеграции. В таких условиях находящиеся у власти партии просто обязаны обуздать свои амбиции и выступить единым фронтом. В противном же случае им грозит просто-напросто оказаться раздавленными возможной вылазкой Москвы в Молдавии.

Однако отдельные аналитики считают, что настоящей причиной, по которой в Кишиневе воцарился политический мир, является опасение правящих сил насчет возможного возвращения коммунистов к кормилу власти в государстве, пишет Tribuna. В этой связи муссируются слухи о том, что в канун создания новой правящей коалиции и утверждения нового правительства находящиеся у власти партии якобы вели дискуссии, имея на столе опрос, который четко показывал, что в случае досрочных выборов ПКРМ получила бы в новом парламенте свыше 50 депутатских мандатов. Если эта информация соответствует действительности, тогда у воцарившегося в лоне правящей коалиции мира есть все шансы продлиться до следующих парламентских выборов, ведь до тех пор наверняка останется реальным сценарий возвращения коммунистов к власти. А этот сценарий кроет в себе немало угроз для тех, кто сегодня представляет власть в Республике Молдова.

Независимо от причин, по которым воцарился этот политический мир, важно, чтобы этот благоприятный для развития Республики Молдова период был освоен максимально, продолжает Tribuna. Ведь ясно, что страна может развиваться только в условиях политической стабильности, и с этой точки зрения мир между правящими партиями пришелся как нельзя кстати, подводит итог издание.

Саммит "Восточного партнёрства" в Вильнюсе всё ближе, пишет "Пульс". Для правящей в Молдавии коалиции он, как известно, единственный ориентир, не дающий её лидерам перегрызть друг другу глотки. И до этого времени они, помимо дележа государственной собственности и тёплых кресел, занимаются только одним - изображают свою верность "европейскому курсу". Но вот о том, чтобы достигнуть на этом поприще хоть каких-то результатов, даже речи не идёт.

А между тем "европейские устремления" альянса не сделают ближе к Европе не только Молдавию, но и сам альянс, продолжает "Пульс". Мечты об ассоциированном членстве так и останутся мечтами даже не альянса, а всего нескольких его вожаков. И это они тоже перестают скрывать. Пока, правда, говорят правду только иностранцам. Спикер парламента, возглавлявший до этого постоянную парламентскую комиссию по внешней политике и евроинтеграции, демократ Игорь Корман, к примеру, в интервью литовскому информационному агентству Delfi, выступил с откровением: у нас-де "большие ожидания", но по факту, саммит в Вильнюсе может дать только "частичное парафирование" договоров с Евросоюзом. Даже не парафирование (что само по себе - суть имитация подписания), как говорилось парой недель раньше, а только часть.

По мере приближения саммита может и вопрос о частичном парафировании может быть снят, пишет "Пульс". Ведь даже учитывая пещерный антикоммунизм отдельных европейских чиновников, им будет крайне сложно убедить своих просвещённых коллег в необходимости говорить о чём-то с нынешней молдавской властью, которую "историей успеха" можно назвать только предварительно намешав ангидридного вина с тридцатисемиградусной водкой. В общем, шоу продолжается. Успехов нет, надежд особых нет, реформы вроде бы где-то продолжаются, хотя и их нет. Сдохший и продолжающий разлагаться альянс движется вперёд, к Вильнюсу. Ну, чисто по инерции, подводит итог издание.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Речь идет о конфликте между проектом возведения государственности Республики Молдова и геополитическими интересами РФ"

Посол Украины в Молдавии Сергей Пирожков на пресс-конференции в Кишиневе подвел промежуточные итоги украинского председательства в ОБСЕ, пишет "Коммерсантъ-Молдова". На приднестровском направлении, объявленном Киевом приоритетным, достижения весьма скромны. Эксперты говорят, что виноват в этом не столько Киев, сколько неблагоприятные для урегулирования условия, создавшиеся на обоих берегах Днестра. Времени, чтобы наверстать упущенное и хоть как-то отличиться до конца председательства в ОБСЕ, у Киева остается все меньше.

Подведению промежуточных итогов председательства Украины в ОБСЕ украинский посол Сергей Пирожков посвятил едва ли не половину своего выступления на пресс-конференции, посвященной государственным праздникам Украины, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Первым делом господин Пирожков признал очевидное: завершение урегулирования приднестровского конфликта в период председательства Украины в ОБСЕ - задача нереальная. Целью Киева, по его словам, сегодня является "продолжение позитивной динамики переговорного процесса".

Между тем в начале года из Киева звучали куда более оптимистичные заявления о скором прорыве в переговорах между Кишиневом и Тирасполем, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Урегулирование на Днестре было объявлено главой украинского МИД Леонидом Кожарой главным приоритетом украинского председательства в ОБСЕ. Однако уже первый январский визит господина Кожары в регион показал, что ожидания Киева слишком завышены: в Приднестровье ему дали понять, что обсуждать политические вопросы из третьей переговорной "корзины" Тирасполь не намерен. Затем отношения между Кишиневом и Тирасполем изрядно охладились и параллельно накалилась обстановка в Зоне безопасности на Днестре. Вдобавок на правом берегу Днестра разразился затяжной политический кризис, преодолеть который удалось лишь к лету.

Все это не могло не сказаться на атмосфере и ходе переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Всего за первые семь месяцев текущего года Украине удалось организовать три переговорных раунда: два на своей территории (в феврале во Львове и в мае в Одессе) и один - июльский в Вене. Их достижения сам посол Пирожков определил как "скромные, но значительные для практической жизни людей". В Одессе, например, удалось достичь предварительной договоренности о демонтаже аварийной канатной дороги через Днестр между Рыбницей и Резиной. А в Вене был согласован план действий в области экологии и природопользования на реке Днестр. Следующий раунд переговоров назначен на 3-4 октября в Брюсселе. "Надеемся на достижение важных договоренностей по решению практических вопросов", - оптимистичен Сергей Пирожков. О том, чтобы подступиться к вопросам политического урегулирования и определения статуса Приднестровья, речи по-прежнему не идет.

Среди других планов Киева на второе полугодие - организация анонсированной еще в начале года молдавско-приднестровской встречи на уровне руководителей, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Предварительное согласие молдавского премьера Юрия Лянкэ и приднестровского лидера Евгения Шевчука уже получено. Вероятной площадкой переговоров двух лидеров может стать ежегодная международная конференция по приднестровскому урегулированию в германской Баварии. Осталось согласовать лишь предметное содержание встречи. Приднестровская сторона настаивает, руководители сторон должны подписать протокол о свободе передвижения между берегами Днестра. Переговоры по этому документу в экспертных группах, однако, застопорились. Для Киева организация встречи господ Лянкэ и Шевчука в период председательства в ОБСЕ - вопрос престижа. Отказываться от нее либо снова откладывать ее дату украинской стороне не хотелось бы. По словам Сергея Пирожкова, к подписанию на встрече лидеров сторон могут быть предложены и другие документы, не вызывающие столь острых разногласий. В частности, отметил дипломат, в сентябре истекает срок действия протокола о железнодорожных перевозках между берегами Днестра, и "с этим надо что-то решать".

Окончательные итоги председательства Украины будут подводиться на совещании министров иностранных дел (СМИД) государств-членов ОБСЕ, которое состоится в первой декаде декабря в Киеве, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Тогда же Украина официально передаст председательство в организации Швейцарии и Сербии. "Для Украины сейчас самым важным будет не ухудшить и без того непростую ситуацию в переговорах, чтобы не навредить подготовке СМИД", - говорит экс-глава МИД Приднестровья Владимир Ястребчак. По его словам, Украине во многом не повезло с периодом председательства в ОБСЕ: события на обоих берегах Днестра никак не располагали к прогрессу в переговорах. Так что на текущем этапе, полагает господин Ястребчак, Киев, скорее всего, уже сделал что мог, и вряд ли есть основания ожидать каких-либо новых инициатив украинского председательства. "Если в остающийся до конца года период украинская сторона сможет организовать встречу президента Приднестровья и нынешнего премьер-министра Молдавии либо же придаст большую транспарентность принимаемым в формате "5+2" решениям (ни одна из подписанных в текущем году договоренностей так и не была обнародована), то украинское председательство в ОБСЕ вполне можно будет признать успешным", - подвел итог эксперт.

Приднестровскому конфликту уже 21 год и за весь этот период органы власти Республики Молдова не осуществили никакой национальной стратегии по реинтеграции страны, пишет агентство IPN. Эксперт по вопросам приднестровской тематики Оазу Нантой считает, что столько времени, сколько у власти не будет людей, способных решить данный конфликт, он останется в нынешнем положении. Вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции в период 2009-2010 годов Виктор Осипов отметил, что такой сложный вопрос требует стратегического рассмотрения или, другими словами, необходима национальная стратегия. Нынешний вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции Евгений Карпов отметил, что молдавские органы власти и впредь будут настаивать на выводе российских военнослужащих и вооружения из восточных районов Республики Молдова (имеется в виду Приднестровская Молдавская Республика, на территорию которой претендует Кишинев - прим. ИА REGNUM), а миротворческую миссию преобразовать из военной в гражданскую.

Нантой отметил, что когда мы говорим об известном явлении под названием приднестровский конфликт, речь идет, в первую очередь, о конфликте между проектом возведения государственности Республики Молдова и геополитическими интересами Российской Федерации, продолжает IPN. Приднестровский конфликт не является внутренним конфликтом, не является конфликтом между населением левого и правого берегов, а является геополитическим конфликтом, сознательно развязанным в те времена, когда шла борьба за сохранение СССР и, к сожалению, остается замороженным до настоящего времени. Эксперт выделил две причины: первая - слабость молдавской демократии, коррупция и безответственность политического класса, и вторая - заинтересованность тех, которые занимаются контрабандой при помощи неконтролируемого региона, и часть заработанных таким образом денег используются для коррумпирования ответственных лиц (Миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM), действующая на молдавско-украинской и приднестровско-украинской границе с 2005 года не нашла подтверждений обвинениям молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений из Приднестровья. 27 июля 2010 года руководитель EUBAM Удо Буркхолдер заявил, что миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине никогда не считала Приднестровье "чёрной дырой", и это также подтверждается информацией ОБСЕ и Европейской комиссии - прим. ИА REGNUM).

Виктор Осипов говорит, что развитие конфликта очень сложное, у него различные этапы с точки зрения международных отношений, на государственном уровне и на уровне мандатов по урегулированию данного конфликта, пишет IPN. Сам процесс топчется на месте, тем временем мир за последние 20 лет изменился очень сильно: в нем идут европейские интеграционные процессы, а с недавних пор и евразийские процессы, к которым стремятся представители левобережья Днестра. Проекты решения конфликта появлялись преимущественно вне процесса переговоров. Были предприняты попытки нахождения решения на месте, написать совместно новую конституцию, однако и они не были доведены до конца. Пока что преследуемые Кишиневом и Тирасполем цели являются различными. Очень трудно найти решения, которые бы устраивали обе стороны, в то время как у каждого есть свои решения. В Кишиневе видят путь развития в европейской интеграции, в Тирасполе же другой выбор - евразийский.

Вице-премьер по вопросам реинтеграции Евгений Карпов сообщил, что на краткосрочный период молдавские органы власти ставят перед собой задачу продвижения необходимости начала переговоров по институциональным, политическим вопросам и безопасности урегулирования приднестровского конфликта (согласно утвержденной в июле 2012 года официальной повестке дня переговоров в формате "5+2", вопросы политики, безопасности и статуса ПМР, входящие в третью переговорную "корзину", подлежат обсуждению только после того, как будут решены вопросы из первой и второй "корзин" - "социально-экономические вопросы" и "общие правовые и гуманитарные вопросы и права человека" - прим. ИА REGNUM), продолжает IPN. В связи с этим, расчет делается на поддержку всех международных партнеров, которые смогли бы придать импульс данному процессу. Необходимо продолжить процесс консолидации доверия между берегами, снижения напряженности в зоне безопасности. Будут поддержаны действия, направленные на обеспечение соблюдения прав человека в приднестровском регионе и приложены усилия для преодоления преград на пути свободного передвижения людей и товаров. Вместе с тем, будет продолжено продвижение задачи, связанной с выводом иностранных вооруженных сил с территории страны в соответствии с положениями конституции Республики Молдова, принятыми на себя обязательствами Российской Федерацией и международными принципами и преобразованием нынешней миротворческой операции в многонациональную гражданскую миссию под международным мандатом.

Негативное отношение к европейской интеграции со стороны тираспольской администрации, скорее всего, является спекулятивным, которое афишировано для оправдания своей внешней помощи, без которой регион может быстро обанкротиться, пишет IPN. Но оно обозначает новый рубеж разногласий и можно ожидать различные проявления накануне вильнюсского саммита. В связи с этим, Виктор Осипов считает правильной открытость проведения Кишиневом переговоров с ЕС с предоставлением доступа к информации и представителям Тирасполя. Может быть, стоило еще больше пропагандировать выгоды интеграции, еще лучше их разъяснить. Он полагает, что это может предупредить возникновение напряженности. Виктор Осипов отметил примеры других стран, в которых существовали сепаратистские настроения, различные движения, были и конфликты, но были найдены решения. Мы должны набраться терпения, выделить ресурсы на этот процесс и заниматься решением других внутренних вопросов - коррупцией, низким уровнем государственного управления, социальной несправедливостью, наносящим Республике Молдова такой же большой ущерб, как и приднестровский конфликт.

Нынешний, 2013 год, очень важный для Республики Молдова, так как ожидается, что 26 ноября, в Вильнюсе, на саммите "Восточного партнерства" будет парафирован Договор об ассоциации с Европейским союзом, продолжает IPN. Вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции Евгений Карпов подчеркнул, что текущий год важен также и для процесса приднестровского урегулирования, и он надеется, что представители Тирасполя поймут значение Договора об ассоциации с ЕС для всех граждан Республики Молдова, независимо от того, на каком они берегу проживают, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Оперативная группа российских войск (ОГРВ) и российские миротворцы находятся на территории Приднестровской Молдавской Республики в соответствии со статьями 2 и 4 Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта, подписанного в 1992 году главами России и Молдавии в присутствии президента Приднестровья. Согласно статье 8 данного Соглашения, его действие может быть прекращено либо "по согласию сторон", либо "в случае выхода из него одной из договаривающихся сторон". Кроме того, в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии, Приднестровья и России отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после окончательного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта. Несмотря на постоянные попытки подвергнуть сомнению и дискредитации мандат России на выполнение миротворческой миссии и требования вывести российские войска из Приднестровья, звучащие на протяжении ряда лет, о своем выходе из Соглашения о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта Кишинев до сих пор не объявил. "Стамбульские обязательства" 1999 года в части вывоза вооружений из Приднестровья, взятые Россией в контексте ДОВСЕ, но при этом носившие двусторонний российско-молдавский характер и не касавшиеся третьих стран, были выполнены досрочно еще в 2001 году. На данный момент в ПМР нет никаких вооружений, которые регулируются ДОВСЕ. Более того, в июле 2007 года РФ ввела мораторий на соблюдение ДОВСЕ в связи с тем, что договор не был ратифицирован ни одним государством-членом НАТО.