Петербург - эталон для России, Ладожский вокзал - его визитная карточка. За ликвидацию аварии заплатят пассажиры. Фаст-фуд теснит Литературное кафе. Новый вкус старого шампанского.

Эталон для России, визитная карточка для Европы, комфортный для жителей город: таким хочет видеть Петербург его новый губернатор. Об этом сообщают "Санкт-Петербургские ведомости". Тем не менее, до статуса эталона городу еще далеко, и местные СМИ продолжают анализировать проблемы Северной столицы. В то время, как Валентина Матвиенко готовилась стать полноправным губернатором, учителя, врачи и другие бюджетники под предводительством профсоюзов вышли митинговать к стенам полпредства, сообщает "Невское время". Около тысячи представителей различных профсоюзных организаций изо всех регионов Северо-Запада обратились к федеральным властям. Главным их требованием является повышение в 2004 году заработной платы и стипендий не менее, чем в полтора раза.

Экономическое развитие Петербурга в ближайшие годы будет тесно связано с Москвой и столичным бизнесом, считают аналитики "Делового Петербурга", сделав такой вывод из прошедшей церемонии инаугурации Валентины Матвиенко. Не осталось не замеченным прибытие на торжество большой группы московских бизнесменов. Самой заметной фигурой из них был Владимир Евтушенков - председатель совета директоров АФК "Система", один из богатейших людей планеты (по данным журнала Forbes, его состояние оценивается в 1,5 млрд долларов). В свою очередь, Валентина Матвиенко заявила: "Мне нужно многому научиться у Лужкова".

Центр уже начал вносить свою лепту в экономику города. ОАО "Российские железные дороги" готово размещать заказы на промышленных предприятиях Петербурга. Об этом в ходе поездки в Петербург сообщил бывший министр путей сообщения, а ныне - президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев. По его словам, такой промышленно сильный город, как Петербург, должен поставлять для железнодорожной отрасли гораздо больше продукции, чем сегодня. Он предложил руководителям предприятий региона активнее выходить со своими предложениями на руководителей ОАО "РЖД". Геннадий Фадеев подчеркнул, что дорога готова к размещению заказов на долгосрочной основе. Ранее с дорогой уже заключили долгосрочные контракты ЗАО "Транскат", НИИ "ЭФА-Энерго" и Государственный Обуховский завод. В городе в первую очередь необходимо развивать транспортное машиностроение, создавать новые подвижные составы, уверен г-н Фадеев. По его словам, при закупке ресурсов и запчастей на 3 млрд долларов, доля Петербурга и области составит 2,5 млрд рублей. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Государственная комиссия примет Ладожский вокзал в эксплуатацию в ноябре 2003 года. К декабрю сюда будут переведены практически все поезда северного направления, пишет газета "Смена". С инспекцией новых железнодорожных ворот города вокзал посетил президент "РЖД" Геннадий Фадеев, постоянно контролировавший ход работ, с самого их начала в январе 2002 года. "Я беру вокзал под личный контроль",- заявил Геннадий Матвеевич. Ни одному железнодорожному объекту Министерство путей сообщения не уделяло столько внимания, добавляют "Санкт-Петербургские ведомости". В рамках окончания строительства в эксплуатацию уже введена комплексная система информатизации, автоматизации и связи вокзального комплекса "Интеллектуальный вокзал", сообщает "Деловой Петербург". Тем не менее, на сегодняшний день вокзал загружен на 30%, часто отменяются пригородные поезда. Завершение работ ведется в непростое для железнодорожников время, когда проходит реорганизация системы перевозок, и из госпредприятий железные дороги становятся акционерными обществами, сообщает "Невское время".

В начале ноября в направлении на Москву добавится утренний скоростной экспресс ЭР-200. Состав будет отправляться из Петербурга в 7.10 и прибывать в столицу в 11.40, сообщает газета "Смена".

Основным направлением развития транспортных перевозок в Петербурге является расширение автобусного сообщения: как частного, так и государственного. На социальных перевозках стоимость проезда устанавливается администрацией, а все убытки покрываются из бюджета. Оказывается, этот вид бизнеса не так уж нерентабелен: по крайней мере, уже четвертая частная фирма, закупив новейшие импортные автобусы, приступила к осуществлению социальных перевозок. И вскоре в Петербурге появится еще один социальный автобусный маршрут, который свяжет Петроградскую сторону с Кировским районом, сообщает "Невское время".

С нового года пассажиры петербургского метро и наземного транспорта, сами того не подозревая, будут покрывать бюджетный дефицит: комитет по транспорту предлагает увеличить стоимость проезда с целью компенсировать 800-миллионный дефицит в бюджете комитета. Часть денег, которые удастся получить за счет повышения ставок, будет направлено на обновление парка и окончание ремонта размыва, сообщает "Деловой Петербург". По планам, поезда между станциями "Лесная" и "Площадь Мужества" начнут ходить 30 июня 2004 года. Но только в том случае, если ОАО "Метрострой" получит дополнительные средства. Долг городского бюджета перед метростроевцами по оплате проекта ликвидации размыва - 490 млн рублей, напоминает еженедельник "Недвижимость и строительство Петербурга", отмечая, что в 2004 году впервые финансирование ликвидации аварии не вынесено в федеральном бюджете отдельной строкой. Таким образом, проект может вообще лишиться федеральных денег, следовательно, народным избранникам придется искать средства в петербургской казне. Судя по планам транспортного комитета, так и произойдет.

Ассоциация менеджеров России (Москва) опубликовала рейтинги профессиональной репутации российских менеджеров (осень 2003 г.). В число лучших менеджеров страны вошли представители петербургского Промышленно-строительного банка, сообщает "Невское время".

Старейшее российское предприятие по производству бумажно-беловой продукции, компания "Светоч" в октябре объявила о начале масштабной модернизации своего производства. В ближайшее время производитель бумажно-беловой продукции намерен вывести свои мощности с Петроградской стороны и сконцентрироваться на развитии новых направлений бизнеса. Сегодня "Светоч" располагает двумя производственными площадками в Петербурге - на Петроградской стороне и в Сосновой Поляне, в том числе собственной типографией. Компания входит в десятку крупнейших российских производителей бумажно-беловой продукции, занимая около 15% рынка. С развитием нового конвертного производства, которое планируется запустить в январе 2004 года, "Светоч" намеревается занять до 25% российского рынка конвертов. В числе направлений деятельности, которые будет усиленно развивать "Светоч" - услуги цифровой печати постеров, буклетов, визиток, плакатов, продажа дорогой канцелярии для бизнеса. Причина смены приоритетов - ужесточающаяся конкуренция на рынке бумажно-беловых изделий, сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Пивоваренная компания "Тинькофф" построит второй завод в Пушкине мощностью 20 млн дал пива в год. Проект стоимостью 75 млн долларов осуществляется совместно с германским концерном Krones AG. Ломоносовский фарфоровый завод открыл свой первый фирменный магазин в Москве. ЗАО "Ветроэнергетическая компания" начало мелкосерийное изготовление ветроэнергетических установок мощностью 5 кВт. Эти системы позволяют потребителю не зависеть от колебаний энергетического рынка и наладить электроснабжение удаленных объектов. Новая технология производства шампанского внедрена ЗАО "Игристые вина"; кроме того, предприятием разработана новая форма упаковки готовой продукции. Теперь по новой технологии будет производиться один из трех видов шампанского под маркой "Санктъ-Петербургъ" - так называемым "бутылочным" способом. Раньше по бутылочной технологии шампанское изготавливал только один российский завод - "Абрау-Дюрсо" под Новороссийском.

Литературное кафе на Невском проспекте, которое традиционно связывают с именем Пушкина, передает в аренду часть своих площадей ресторану КFC. Ресторан быстрого питания общей площадью 470 м2 окончательно вытеснит "Литературное" с первого этажа. От прежнего кафе здесь останется только небольшая площадка на улице, огороженная решеткой. Причиной сокращения площадей Литературного кафе стало повышение арендной платы. Тем не менее, "сдача" этих позиций происходит на фоне прямо противоположной тенденции. За последнее время в Петербурге число ресторанов "с историей" и "петербургской атмосферой" неуклонно растет. Специалисты полагают, подобные заведения имеют больше возможностей привлечь туристов, чем обычное бистро.

В городе появится второй мультибрэндинговый центр по торговле машинами премиум-класса: группа компаний "Евросиб" начала строительство одного из крупнейших в Петербурге дилерских центров "Евросиб Лахта-2". Развитие подобных форм продаж автомобилей - мировая тенденция. Теперь она пришла и в Петербург. Также сегодня открылся третий автосалон по продаже автомобилей "ВАЗ" под торговой маркой "МЕГААВТО"; инвестиции в проект составили 600 тыс. долларов. Об этом сообщает "Деловой Петербург".