Баткен может быть использован как стартовая позиция для дестабилизации Узбекистана и Таджикистана. Главной болевой точкой здесь являются анклавы. Об этом, комментируя инцидент, произошедший на узбекско-киргизской границе в районе анклава Сох и Баткенской области (когда узбекские пограничники застрелили гражданина Киргизии), в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Александр Князев.

"Вполне очевидное ускорение алгоритмов приграничных конфликтов в Ферганской долине позволяет предположить, что главными становятся не объективные факторы - демографическое давление, сложная социально-экономическая ситуация, сложности с коммуникациями и водно-земельным размежеванием, наличие уже исторического бэкграунда межэтнических противоречий, но и субъективные. К таковым я бы отнес как неэффективность государственных институтов всех, сходящихся в долине республик - Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, так и внешнее, внерегиональное воздействие, вполне возможно имеющее проектный характер" - полагает эксперт.

Александр Князев считает, что интерес США, а еще больше - предпочитающей находиться в тени Великобритании, к военному присутствию в Ферганской долине не вызывает сомнений.

"Киргизия, в силу стремительного разрушения государства как института - наиболее подходящее для этого пространство. Баткенский регион Киргизии имеет выходы как на наиболее проблемную зону Таджикистана - это Тавильдара и весь Каратегинский регион, прямо связанный с афганским Дарвазом, и это находящийся в латентной, но тем не менее, существующей оппозиции к Душанбе, Согдийский регион, Худжанд. Таджикистанский анклав Ворух, находящийся внутри киргизской территории, давно уже лишь формально находится в составе Исфаринского района Согдийской области Таджикистана, реальным субъектом местной власти является ишан (духовный авторитет) Кабодиана, с Исфаринским районом Ворух объединен, в первую очередь, наличием огромной массы людей, находящихся под контролем исламистских группировок и способных в любой момент быть мобилизованными на участие в силовых конфликтных акциях", - рассказал старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН.

По мнению эксперта, узбекские анклавы Сох и Шахимардан еще сложнее, их этнически таджикское население находится также под влиянием исламистов, в перманентном конфликте с окружающим киргизским населением, и заодно с собственными узбекистанскими властями.

"Сох расположен таким образом, что любой масштабный конфликт в его районе сразу блокирует все пути, ведущие с территории Киргизии в Баткен, превращающийся, таким образом, в отдельную изолированную от и без того слабой бишкекской власти, территорию. В Баткене уже закончены основные подготовительные работы по размещению "ограниченного контингента" американцев или британцев. И с местной, баткенской, властью, им будет гораздо проще договориться, минуя бишкекские инстанции. Да и дешевле", - резюмировал Александр Князев.