Нельзя создавать непроницаемый "пояс безопасности" вдоль афганской границы. Об этом, комментируя некоторые особенности политики США в Средней Азии, заявил в ходе виртуального круглого стола на базе проекта "Центральная Евразия" казахстанский эксперт Агыбай Смагулов, передает корреспондент ИА REGNUM.

По его мнению, "приходится констатировать, что южное направление как было непреодолимым препятствием на пути развития международных экономических связей, так и осталось им. И США ничего для этого не сделали".

"Тем не менее, опыт середины прошлого века показывает, что внутренняя логика развития вполне позволяет реализацию инфраструктурных проектов, которые могут задействовать транзитный потенциал Афганистана и вовлечь эту страну в региональное экономическое сотрудничество". "Именно тогда в Афганистане были построены многие объекты не только Советским Союзом, но и США, Германией, другими странами Европы и Азии. И афганцы в годы гражданской войны пытались сохранить наиболее ценные объекты, например элеваторы и завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе. Уверен, что если в Афганистане за последнее десятилетие были бы построены производственные объекты и транспортные коммуникации, население взяло бы их под свою охрану и обеспечило их бесперебойную работу", - отмечает эксперт.

"Итак, что делать? Считаю, что в создавшейся ситуации нельзя действовать по принципу "либо - либо", т.е. вновь закрыть южные границы, жестко блокировать новые нетрадиционные угрозы безопасности, исходящие из Афганистана. Нельзя создать непроницаемый "пояс безопасности" вдоль афганской границы и вернуться к экономическому сотрудничеству на северном направлении, продвигая его на Востоке через Китай и на Западе - через Иран и Закавказье", - рассуждает специалист.

"Именно на включение Афганистана в региональное экономическое сотрудничество направлены инициативы "Евразийского движения" и "Движения развития". Эти инициативы дополняют и расширяют идеи "Большой Центральной Азии" и "Нового Шелкового пути", предложенные американскими политологами и политиками. Исходя из такого понимания, нужно предпринимать совместные действия по расширению мультимодального транспортного коридора "Север - Юг" за счет включения в него Афганистана", - резюмирует эксперт.