Нельзя создавать непроницаемый "пояс безопасности" вдоль афганской границы: эксперт
Нельзя создавать непроницаемый "пояс безопасности" вдоль афганской границы. Об этом, комментируя некоторые особенности политики США в Средней Азии, заявил в ходе виртуального круглого стола на базе проекта "
По его мнению, "приходится констатировать, что южное направление как было непреодолимым препятствием на пути развития международных экономических связей, так и осталось им. И США ничего для этого не сделали".
"Тем не менее, опыт середины прошлого века показывает, что внутренняя логика развития вполне позволяет реализацию инфраструктурных проектов, которые могут задействовать транзитный потенциал Афганистана и вовлечь эту страну в региональное экономическое сотрудничество". "Именно тогда в Афганистане были построены многие объекты не только Советским Союзом, но и США, Германией, другими странами Европы и Азии. И афганцы в годы гражданской войны пытались сохранить наиболее ценные объекты, например элеваторы и завод азотных удобрений в Мазари-Шарифе. Уверен, что если в Афганистане за последнее десятилетие были бы построены производственные объекты и транспортные коммуникации, население взяло бы их под свою охрану и обеспечило их бесперебойную работу", - отмечает эксперт.
"Итак, что делать? Считаю, что в создавшейся ситуации нельзя действовать по принципу "либо - либо", т.е. вновь закрыть южные границы, жестко блокировать новые нетрадиционные угрозы безопасности, исходящие из Афганистана. Нельзя создать непроницаемый "пояс безопасности" вдоль афганской границы и вернуться к экономическому сотрудничеству на северном направлении, продвигая его на Востоке через Китай и на Западе - через Иран и Закавказье", - рассуждает специалист.
"Именно на включение Афганистана в региональное экономическое сотрудничество направлены инициативы "Евразийского движения" и "Движения развития". Эти инициативы дополняют и расширяют идеи "Большой Центральной Азии" и "Нового Шелкового пути", предложенные американскими политологами и политиками. Исходя из такого понимания, нужно предпринимать совместные действия по расширению мультимодального транспортного коридора "Север - Юг" за счет включения в него Афганистана", - резюмирует эксперт.