Виген Акопян: Почему финансируемые из-за рубежа общественники - иностранные агенты?
В России идет открытая дискуссия относительно законодательных мер по усилению контроля государства за неправительственными организациями (НКО), получающими финансирование из-за рубежа. Противники закона об иностранных агентах усматривают в действиях власти стремление ограничить гражданскую активность, препятствовать работе общественных организаций. Сторонники жестких мер парируют - закон затрагивает только организации, финансируемые из-за рубежа, да и то исключительно в виде ужесточения контроля за их финансовой отчетностью.
Позиция критиков целиком и полностью поддерживается самими донорами - иностранными государствами, финансирующими российские НКО. Более того, представитель Госдепа США
Президент России
Публичная полемика получила продолжение 11 апреля в эфире Первого канала российского телевидения в программе "Политика". В лагере противников ужесточения государственного контроля за деятельностью НКО с иностранным финансированием особую активность проявлял оппозиционный политик
"Если Гитлер вторгнется в ад, то я выступлю в Совете общин в поддержку сатаны", - не вполне точно и не совсем к месту процитировал Гозман британского государственного деятеля сэра
Но как можно, финансируя, например, программы развития сельского хозяйства или же повышения прозрачности процесса выборов, одновременно наносить ущерб финансируемому обществу и государству, в котором оно проживает? Ответить на этот вопрос будет легче, если на минутку отвлечься от России - огромной системы, в которой изменения и тенденции развиваются незаметно и долго, а результат всегда оказывается неожиданным и взрывным. В малых системах - странах типа Армении, Грузии, Киргизии и даже Украины - процессы протекают ритмично и быстро, аналогичным образом влияя на общественно-политический климат.
В указанных странах действуют сотни, если не тысячи общественных организаций, щедро финансируемых из-за рубежа. Каков же общий итог этой деятельности? Развитые гражданские институты, подталкивающие национальные власти по пути достижения национальных приоритетов? Нет. Может, в этих странах сформировались представительные общественные структуры, консультирующие национальную элиту в вопросах государственной важности? Тоже нет. Интегрированные в общество специалисты-общественники, изучающие ту или иную проблематику и делящиеся насущной информацией со своим государством? Нет! Отчеты таких НКО востребованы их же зарубежными донорами - теми, кто собственно и формулирует направления деятельности финансируемых НКО.
Киргизия, кстати, наиболее характерный случай. Здесь действовали и продолжают работать многие иностранные агенты. В результате мы имеем гипер-активное гражданское общество, готовое свергать власть хоть каждую неделю, и, соответственно, кризис государственного суверенитета. Череда революций и переворотов, продолжившаяся после свержения усилиями финансируемого американцами "гражданского общества" режима
Каким образом, путем финансирования и глубинной работы внутри депрессивных обществ, третьи страны выжимают конкретные дивиденды для себя? В свое время я имел возможность наблюдать, как сотрудники американской Программы развития маркетинга (MAP) Департамента сельского хозяйства США (USDA) во время посещения финансированного ими мини-хозяйства по производству сухофруктов в самой южной точке Армении, активно фотографировали государственную границу Армении с Ираном - бывшую границу СССР. В числе других программ можно отметить, например, строительство на деньги
Примеров очень много, но и этих достаточно, чтобы понять, почему американские НКО в России возглавляют бывшие военные летчики и разведчики. Вопрос, поставленный перед послом США в Москве
Еще более наглядно действуют западные организации и фонды, финансирующие гражданские институты и различные политические проекты. В одной из статей мы уже описывали методы работы наиболее одиозной американской общественной организации - Национального демократического института (NDI), финансируемого по линии Государственного департамента США. Организация, разворачивавшая свою деятельности в странах Закавказья с проведения безобидных семинаров, сегодня открыто манипулирует обществами, выступая в Грузии с позиций поддержки прозападной власти, а в Армении - организатора протестных акций и мероприятий. Власти Азербайджана в преддверии президентских выборов пытаются изгнать NDI, которая, по данным властей, участвует в организации мероприятий, направленных на нарушение общественно-политической стабильности в стране.
В сотнях НКО работают тысячи людей, что делает их закрытие для стран-пациентов со сложной экономической ситуацией весьма неприятной задачей. Оставшимся безработными специалистам надо что-то предложить взамен. То, что может позволить себе Россия - избавиться от внешнего влияния на собственное общество, будет очень тяжело сделать Армении, Грузии, Киргизии или той же Украине. Феномен иностранных агентов, в роли которых добровольно выступают вполне добропорядочные граждане этих стран, свидетельствует не столько об эффективности политики стран-доноров, сколько о слабости и технологической отсталости самих финансируемых обществ. С этой точки зрения, России жизненно важно не только избавиться от влияния внешних сил на свое общество и оперативно наладить альтернативную линию поддержки отечественных НКО финансами и программами, но и наладить сотрудничество с дружескими общественными организациями в ближнем российском зарубежье - приоритетной зоне своих интересов. То, что любая украинская общественная организация может спокойно получить финансирование из США, но вряд ли ей удастся получить поддержку из России - нелогичная и ущербная ситуация.
Сильное гражданское общество, прежде всего, продукт эволюции государства, в котором оно живет. И задача государства, с этой точки зрения, обеспечивать свое общество ресурсами и направлениями роста. Иначе за эту миссию берутся внешние силы, и тогда государство получает на своей территории иностранных агентов, целые группы населения, готовые в час "X", не осознавая этого, добровольно выступить против собственной страны.