Молдавские наци пикетируют российское посольство: Молдова за неделю
Молдавские наци пикетируют российское посольство. США помогут России уйти из Приднестровья. Воронин выступил на сессии ПАСЕ. Эксклюзивное интервью Соланы. Базового договора с Румынией не будет. Молдова намерена стать мостом между ЕС и ЧЭС. Комиссариат ООН по делам беженцев уходит. Раскол молдавской церкви. Муки самофинансирования. Леевый нокаут по экспорту. Швеция протянула руку помощи. Россия требует платы за газ. Партия коммунистов сохраняет авторитет.
Молдавские наци пикетируют российское посольство
Сторонники Христианско-демократической народной партии Молдовы (ХДНП) уже неделю пикетируют здание посольства Российской Федерации в Республике Молдова, требуя безотлагательного вывода российской группы войск и вооружения из Приднестровья. Пикетчики держат молдавские флаги, флаги Евросоюза и НАТО, а также плакаты с лозунгами против российского военного присутствия в Республике Молдова и против планируемого создания молдавско-приднестровской федерации. Полицейский кордон охраняет территорию в непосредственной близости от российской дипломатический миссии от возможного проникновения пикетчиков. В ходе акции протеста никаких инцидентов не зафиксировано.
Председатель ХДНП Юрие Рошка и вице-председатель партии Штефан Секэряну были приглашены во вторник утром к заместителю главы столичного муниципалитета, члену находящейся у власти Партии коммунистов Алле Мироник для дачи разъяснений по поводу акции, несанкционированной столичной мэрией. Как сообщил агентству БАСА-пресс Юрие Рошка, он заявил вице-мэру, что в условиях противоречия между Законом о собраниях и Европейской конвенцией по правам человека, которая предусматривает в том числе право на свободу собраний, перевес - за международными юридическими рамками.
Лидер христианско-демократической парламентской оппозиции подтвердил, что пикетирование продлится до тех пор, пока Россия не выполнит полностью решения стамбульского саммита ОБСЕ. Российское посольство пока никак не прокомментировало критику пикетчиков.
Председатель парламентской комиссии по внешней политике Андрей Негуцэ сообщил корреспонденту БАСА-пресс, что не имеет ничего против пикетирования посольства Российской Федерации в Кишиневе. Он призвал христианских демократов быть реалистами, так как, если по субъективным или объективным причинам невозможно обеспечить вывод боеприпасов в установленные ОБСЕ сроки, нет другого выхода, кроме назначения третьего срока - жесткого и конкретного.
Дипломатические источники подтвердили для БАСА-пресс намерение России попросить в очередной раз о переносе сроков вывода своих войск и военного имущества из Приднестровья, поскольку из-за неконструктивной позиции тираспольской администрации технически уже не успеет свернуть свое военное присутствие в Приднестровье.
Началу пикетирования посольства РФ в Кишиневе предшествовал митинг Христианско-демократической народной партии против коммунистического руководства страны. Около трех тысяч участников акции протеста вышли на центральную площадь столицы, чтобы высказаться против федерализации Молдовы, "политики русификации, проводимой правящей партией", изъятия из школьных учебных программ курса "История румын", ухудшения отношений с внешними кредиторами, уничтожения местного и университетского самоуправления, зависимости правосудия. Митинг проходил под лозунгами: "Не покушайтесь на "Историю румын"", "Федерализация не пройдет", "Российская армия, отправляйся домой", "В Европу - без диктатуры", "За независимость правосудия", "Сила - в нас", "Россия - страна-оккупант".
Лидер ХДНП Юрие Рошка отметил, что "Бессарабия стонет под чужеземной оккупацией. Мы обязаны довести до конца борьбу, начатую 15 лет назад. Борьба предстоит трудная, но Бог все видит и вознаградит наши усилия". Лидер христианских демократов не исключил того, что будут возобновлены акции протеста в режиме нон-стоп, сооружен новый "городок свободы" в центре молдавской столицы.
После митинга его участники организовали марш протеста по центральному бульвару Кишинева, хотя столичная администрация не санкционировала его проведение. Рошка сообщил, что следующий митинг протеста на площади Великого национального собрания намечен на 26 октября.
В акции протеста наряду с членами и сторонниками ХДНП участвовали многие писатели, музыкальные исполнители, а также представители Партии реформ и Социал-либеральной партии. (ИНФОТАГ)
США помогут России уйти из Приднестровья
США готовы оказать финансовое содействие процессу вывоза российских вооружений и боеприпасов из Молдовы, чтобы помочь России выполнить свои обязательства перед ОБСЕ. Об этом заявил в Вене заместитель руководителя миссии США в ОБСЕ Дуглас Дэвидсон. Он сделал это заявление после того, как на заседании Постоянного совета ОБСЕ была представлена информация руководителя Постоянной миссии ОБСЕ в Молдове Уильяма Хилла и личного представителя действующего председателя ОБСЕ Адриана Якобовича.
"США глубоко обеспокоены отсутствием прогресса в вопросе вывода российских войск из Молдовы, а также торможением усилий по политическому урегулированию приднестровского конфликта", - заявил Дэвидсон. Он подчеркнул, что "только Москва ответственна за вывоз военного имущества в соответствии с установленным графиком".
"США и ЕС по-прежнему уделяют пристальное внимание приднестровскому вопросу и готовы реально способствовать урегулированию конфликта. Однако это внимание может исчезнуть со временем, если непосредственно причастные к конфликту стороны не проявят равный интерес и равную готовность к преодолению кризиса", - заявил представитель Госдепартамента США.
Он считает, что проект урегулирования приднестровского конфликта путем федерализации Молдовы представляет собой отличную базу для разработки новой Конституции. Дэвидсон выразил сожаление в связи с отсутствием ощутимого прогресса в переговорном процессе между Кишиневом и Тирасполем и наличием диаметрально противоположных позиций в рамках Совместной конституционной комиссии, которая работает над проектом Конституции молдавско-приднестровской федерации.
"США сожалеют о том, что сторонам не удалось найти политическое решение в ходе переговоров. После периода конструктивного взаимодействия между сторонами опять наметилась конфронтация. Им следует отказаться от предрассудков и несговорчивости в пользу комплексного решения проблемы", - считает Дэвидсон. (ИНФОТАГ)
Воронин выступил на сессии ПАСЕ и дал пресс-конференцию
Президент Молдовы Владимир Воронин считает, что Совет Европы способствовал преодолению политического кризиса в Молдове. Выступая на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы в Страсбурге, президент напомнил, что подготовка Молдовы к председательству в Комитете министров СЕ совпала с тяжелым политическим кризисом в стране, где площади были заняты демонстрантами, и возможность нормального диалога власти и оппозиции казалась недостижимой. "Только активное вмешательство СЕ вывело Молдову из противоестественной и инспирированной ситуации, только современная правовая оценка позволила стране выйти из состояния политического обморока", - отметил он.
По словам Воронина, две резолюции ПАСЕ показались несправедливо жесткими и категоричными относительно не только оппозиции, но и власти. Многие из рекомендаций СЕ игнорировались молдавским руководством с 1995 г., когда Молдова стала членом этой организации. Но пришедшие к власти коммунисты "безоговорочно выполнили большинство рекомендаций и достигли не только политической стабильности, но и уверенности в том, что движение на пути внедрения европейских стандартов весьма плодотворно сказывается на политических интересах Молдовы", - заявил президент.
Президент Молдовы выразил благодарность Совету Европы, который способствует сближению республики с другими европейскими организациями, в том числе с Европейским Союзом. Накопленный за последнее время опыт в Совете Европы Молдова использует в реализации весьма амбициозной цели - вступления в ЕС. "Мы исходим не только из географического постулата о том, что Молдова является частью Европы. Прежде всего, мы руководствуемся тем, что место нашей страны там, где разделяют фундаментальные европейские ценности прав и свобод человека, достойного социального и национального развития. Мы понимаем насколько сложен этот путь, но альтернативы ему нет", - заявил Воронин. Он подчеркнул, что для Молдовы "движение в сторону ЕС и внедрение европейских стандартов - это еще и основной метод интеграции общества, путь объединения страны и решения хронического приднестровского вопроса". "Только на европейских принципах языкового и культурного разнообразия, защиты прав национальных меньшинств мы сможем восстановить государственное единство Молдовы, избавиться от тяжелых последствий национализма и сепаратизма", - подчеркнул глава государства.
Он отметил, что уже действует совместная кишиневско-тираспольская конституционная комиссия, которая, несмотря на сложности и противоречия, разрабатывает модель принципиально нового федеративного устройства Молдовы. "Как бы ни был сложен путь к созданию этой Конституции, как бы ни критиковались избранные принципы, хочу однозначно и с полной ответственностью заявить: федерация - это наш твердый выбор", - категорично заявил президент Воронин, отметив, что "федерация, по сути, - это вопрос распределения властных полномочий". "Мы хотим от Приднестровья открытости и искренности, прекращения самоизоляции и активных шагов в направлении федерации", - добавил президент.
Он приветствовал предстоящее проведение третьего саммита Совета Европы под девизом "Построение единой Европы без разделительных линий". "Это свидетельствует о переменах, которые, в конечном счете, позволят амбициозной программе европейского единства не останавливаться на искусственных границах прошлых конфликтов и устоявшихся стереотипов", - сказал глава молдавского государства. ("Независимая Молдова")
Владимир Воронин выразил надежду, что проблему Приднестровья удастся решить в 2005 г. К апрелю этого года, как полагает президент, можно рассчитывать на проведение референдума и выборов в парламент федеративного государства.
Президент с благодарностью принял готовность Финляндии, Швейцарии и других стран поделиться своим опытом федеративного устройства. Он подтвердил свою просьбу к Европейскому Союзу подключиться к решению приднестровской проблемы, сказав, что открытие представительства ЕС в Кишиневе будет этому способствовать.
Воронин назвал преждевременным обсуждение проблемы введения в Приднестровский регион международного контингента миротворческих сил. "Смысл не в том, чтобы заменять одни миротворческие силы на другие, а в том, чтобы миротворцы гарантировали достигнутые договоренности", - заявил президент.
Говоря о выводе российских войск из региона, глава государства отметил, что "речь идет о выполнение Россией обязательств перед ОБСЕ, где этот вопрос и должен стать предметом обсуждения".
Бывший тираспольский заключенный, румынский сенатор Илие Илашку поинтересовался у президента судьбой своих бывших соратников, содержащихся в тюрьме в Приднестровье. Глава молдавского государства выразил сожаление, что тираспольские власти не желают обсуждать эту проблему, в том числе и с международными организациями.
На вопрос другого румынского сенатора о названии государственного языка и титульной нации в Молдове, президент Воронин ответил, что "это внутреннее дело страны касается ее жителей и не оговаривается в международных документах".
Глава государства отмел обвинения в том, что нынешнее правительство проводит политику национализации и отпугивает иностранных инвесторов. Он подчеркнул, что "нынешний кабинет министров более жестко следит за тем, чтобы уже приватизированная собственность работала на страну".
"Что же касается инвестиций, то их объем оставляет желать лучшего, но лед тронулся и есть интересные инвестиционные проекты", - отметил президент.
Эксклюзивное интервью Соланы
Обсуждение в рамках ЕС возможных вариантов поддержки прогресса, достигнутого в Республике Молдова, являются частью более широкой инициативы по укреплению отношений сотрудничества с Кишиневом и направлены на предоставление Евросоюзу более адекватной и логической роли в процессе приднестровского урегулирования, - сообщил в эксклюзивном интервью агентству БАСА-пресс генеральный секретарь Совета Европейского союза, экс-комиссар Евросоюза по проблемам безопасности и внешней политики, бывший генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана.
- Наши приоритеты в этом вопросе ясны, - сказал Солана. - Главное внимание необходимо направить на политические переговоры, без которых дискуссии вокруг возможных путей укрепления мира рискуют обрести чисто академический характер. Чтобы достичь такого соглашения, обеим сторонам необходимо взять на себя всю полноту ответственности и действовать в духе доброй воли и компромисса. В минувшие месяцы нами получены определенные положительные сигналы в этом плане, однако необходимы новые усилия.
На предварительном этапе ЕС изучает различные мнения по поводу создания миротворческого контингента по укреплению мира под эгидой ОБСЕ. Евросоюз уже заявил о готовности поддержать любое мирное соглашение, которое включит также предложения о возможном военном и гражданском вкладе.
По словам Соланы, в Евросоюзе существует широкий консенсус относительно более активного подключения к проблемам Республики Молдова. "Это государство - наш сосед, и мы выступаем за укрепление связей в целях более эффективного освоения потенциала сотрудничества. Нами уже предпринят ряд мер в этом направлении. В стратегическом плане развитие политики "расширенной Европы", инициированной мною и комиссаром по внешним делам Криссом Паттеном в прошлом году, представляет собой другое выражение нашего стремления - установить более тесные отношения с Республикой Молдова.
Что касается возможностей ЕС способствовать собственным контингентом в операции по укреплению мира, мы, как уже отмечалось, находимся в ожидании выработки единой позиции в рамках ОБСЕ относительно способа создания такого контингента и его мандата, продолжительности миссии и условий участия. Евросоюз участвует в этих дебатах.
Очевидно, что урегулирование внутреннего конфликта и начало полного развития потенциала в качестве европейского государства - самый хороший вариант для Молдовы. Международное сообщество, в том числе ЕС, готово поддержать Республику Молдова в этом направлении. Что касается оптимального варианта операции по укреплению мира, которая составляет лишь один из основоположных элементов возможного мирного соглашения, то этот вопрос остается открытым, и считаю, на данный момент преждевременно спекулировать различными сценариями".
На вопрос об отношении Российской Федерации к возможности многонациональной операции по поддержанию мира в Приднестровье Хавьер Солана подчеркнул, что Евросоюз стремится к позитивному сотрудничеству с Россией, в частности в молдавской проблематике, и уверен, что прогресс будет достигнут по мере продвижения в этом направлении в ближайшие месяцы и годы. "Мы и впредь будем настаивать на полном выводе российских солдат и вооружения, в соответствии с резолюциями, принятыми в Стамбуле и Порту. Необходимо возобновить этот процесс незамедлительно. Если во взаимоотношениях между ЕС и Россией что-то изменится в вопросе о выборе оптимального варианта будущей стабилизующей силы, уверен, что мы сможем найти способы укрепления взаимодействия в этом плане".
Относительно перспектив федерализации Молдовы генсек Совета ЕС сказал, что ему известно о том, термин "федерализм" стал предметом горячих дебатов в молдавском парламенте, что оценки и мнения в этом вопросе разделились. "Однако следует понять, что универсальной модели создания федеральных государств не существует. Можно найти примеры федераций, в которых субъекты пользуются равными правами, и другие примеры, при которых права субъектов ограничены. Также можно найти примеры нефедеративных государств, в которых отдельные или все регионы наделены довольно широкими правами. Поэтому главный вопрос в том, как распределяются полномочия между субъектами и центральными властями".
Солана назвал демократизацию, декриминализацию и демилитаризацию "проблемами мажорного звучания и основоположными элементами процесса по нормализации ситуации в Республике Молдова". "Несмотря на это, не следует рисковать и воспринимать проблемы, существующие в данных регионах, как повод для недостижения согласия в урегулировании конфликта. Это элементы, которые необходимо решать и - по моему мнению - решать прагматично и всеобъемлюще" - сказал в завершение генсек Совета Евросоюза.
Базового договора с Румынией не будет
Премьер-министр Румынии Адриан Нэстасе не считает необходимым подписание базового политического договора с Республикой Молдова. Отвечая в Страсбурге на вопрос руководителя делегации Молдовы Андрея Негуцы относительно подписания уже парафированного проекта Договора между двумя странами, Нэстасе заметил, что "сейчас нет необходимости в таких договорах. Мы предлагали подписать проект договора в 1991-92 гг., когда в этом была необходимость. Сейчас наши отношения строятся на принципах международного права, мы считаем, что с Молдовой можно подписать соглашение о европейском партнерстве, так как мы живем в окружении европейских институтов". По словам Нэстасе, это предполагает участие в совместных проектах в рамках европейских организаций, посредством управления специальными фондами при участии неправительственных организаций.
Нэстасе напомнил, что "Румыния первой признала независимость Молдовы, подписала соглашение о государственной границе" и, поэтому "нет необходимости в базовом политическом договоре". Он заявил также, что "Румыния старается помочь Молдове стать членом процессов европейской интеграции, что очень важно для демократического развития".
В то же время, выступая в ПАСЕ, румынский премьер-министр высказался за "улучшение отношений с соседними странами - Украиной и Республикой Молдова". Как отмечает агентство ИНФОТАГ, он не стал уточнять, что имеется в виду под "улучшением отношений", отдельно остановившись только на развитии отношений с Венгрией и на мерах по защите венгерского национального меньшинства.
В своем выступлении Нэстасе дал положительную оценку председательству Молдовы в Комитете министров, отметив, что "это было полезно для Совета Европы".
Молдова намерена стать мостом между ЕС и ЧЭС
После вступления в Европейский союз Молдова может стать связующим мостом между ЕС и теми странами-членами Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), которые еще не примкнули к ЕС, - считают в молдавском МИД. Выступая на проходившей в Кишиневе четвертой сессии Генеральной ассамблеи Ассоциации столиц стран Черноморского бассейна, замминистра иностранных дел Молдовы, глава Департамента европейской интеграции Андрей Стратан предложил ЧЭС интенсифицировать связи с ЕС в преддверии расширения союза.
Стратан напомнил, что Молдова объявила европейскую интеграцию приоритетом национальной политики, для чего в последние годы предпринят целый ряд конкретных действий. Он выделил создание комиссии по вопросам европейской интеграции и комиссии по разработке Концепции европейской интеграции, которую предстоит принять в парламенте уже на нынешней сессии.
Замминистра заявил, что Молдова намерена утвердиться в качестве юго-восточноевропейского государства. Признание этого статуса Молдовы ускорит процесс ее вступления ЕС ("Время").
Комиссариат ООН по делам беженцев уходит
Представительство Верховного комиссариата ООН по делам беженцев в Молдове может быть закрыто в 2004 г. Об этом сообщила журналистам заместитель генерального директора Государственного департамента по миграции Ольга Поалелунжь, принимавщая участие в работе конференции стран Центральной и Южной Европы "Приграничное сотрудничество - Soderkoping process", которая проходила в Кишиневе. Она уточнила, что представительство может быть переведено в Киев или Будапешт.
"Молдова - маленькая страна, не имеющая особых проблем в области защиты прав беженцев, к тому же количество просьб о предоставлении убежища в ней - незначительно по сравнению в государствами-соседями. В первом полугодии 2003 г. поступило 139 заявлений от желающих получить убежище в Молдове, в то время как в Румынии и Украине - 538 и 620, соответственно", - сказала Поалелунжь.
С уходом представительства комиссариата ООН по делам беженцев открытыми останутся многие проблемы. По словам представительница Госдепа по миграции, трудная экономическая ситуация, неурегулированность приднестровской проблемы, отсутствие единого юридического и экономического пространства, недостаточно эффективный контроль со стороны властей над процессом миграции, и за границами республики способствуют сохранению Молдовы в числе стран с наиболее активным нелегальным транзитом. "В таких условиях представительство Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Молдове в его нынешней формуле до стабилизации социально-экономической ситуации в стране просто необходимо", - считает Поалелунжь. (ИНФОТАГ)
Раскол молдавской церкви
Митрополия Бессарабии готовится вновь пожаловаться Европейскому суду по правам человека (ЕСПЧ) на правительство Молдовы. Как заявили на пресс-конференции советник митрополии, депутат Христианско-демократической народной партии Влад Кубряков и адвокат этой организации Виталие Нагачевски, хотя суд обязал в 2001 г. правительство республики зарегистрировать Митрополию Бессарабии, оно продолжает нарушать ее права. Это касается проблемы признания за поддерживаемой Румынией митрополией правопреемственности Митрополии Бессарабии, действовавшей до 1940 г. Правительство передало это право Митрополии Молдовы, входящей в состав Русской православной церкви. Руководство Митрополии Бессарабии опротестовало это решение в судебных инстанциях республики в феврале 2002 г., однако до сих пор окончательного решения не принято. Следующее судебное заседание назначено на 17 октября 2003 г.
Кубряков и Нагачевски утверждают, что, необоснованно затягивая принятие окончательного решения по этому делу, суд ущемляют право Митрополии Бессарабии "на судебное разбирательство в разумные сроки" и на "эффективное обжалование". Адвокат подчеркнул, что в соответствии с международной практикой суд должен вынести окончательное решение не позже, чем через шесть месяцев со дня поступления жалобы. Это позволило бы истцам, в случае необходимости, опротестовать решение в высших судебных инстанциях.
Кубряков сказал, что Митрополия Бессарабии будет бороться до конца за признание ее прав преемницы, так как речь идет о значительных материальных ценностях. До 1940 г. в собственности Митрополии Бессарабии находились земли, пруды, типография, многочисленные произведения искусства. ("Flux")
Муки самофинансирования
Кишиневское правительство не рассчитывает на внешние кредиты в 2004 году, они могут появится не раньше начала 2005 года, заявил в интервью радиостанции "Свободная Европа" министр экономики Молдовы Мариан Лупу.
"Внешняя финансовая помощь, в первую очередь, на инвестиционные компоненты, в будущем году не предвидится", - подчеркнул Мариан Лупу. Новая стратегия помощи для Республики Молдова будет утверждена Всемирным банком "в середине будущего года". "Эта программа доработана, однако есть технические процедуры, так что проекты могут быть фактически начаты в начале 2005 года", - сказал министр.
В отношениях с Международным валютным фондом (МВФ), как утверждает Мариан Лупу, возможны два сценария. По первому - Кишинев "вернется" к переговорам по поводу классической программы в рамках Механизма снижения уровня бедности и экономического роста, предусматривающего выделение финансирование. Второй сценарий предусматривает "общую программу, в рамках которой МВФ не предоставляет собственные финансовые ресурсы, а способствует возобновлению программ с другими многосторонними или двусторонними финансирующими органами".
Министр экономики отмечает, что отсутствие внешнего финансирования "крайне усложняет положение", но подчеркивает, что внешние долги будут выплачены за счет "текущих бюджетных расходов". Проект Закона о государственном бюджете на 2004 год предусматривает расходы на выплату процентов и возврат кредитов в объеме 76,9 млн. долларов США, или 20,8% доходов государственного бюджета.
Согласно оценкам, сальдо внешнего государственного долга, подведомственного правительству, по состоянию на 31 декабря 2004 года составит примерно 727,8 млн. USD (40% от ВВП). Мариана Лупу назвал высокое сальдо внешних долгов, которые предстоит выплатить Республике Молдова, результатом стратегических ошибок прежних правительств и международных финансовых организаций. Во-первых, потому что правительства автоматически соглашались на "политические консультативные предложения", поступавшие от внешних экспертов, а во-вторых - потому что международные финансовые организации не учли особенности перехода от одной системы к другой и предоставили очень дорогие финансовые ресурсы.
МВФ приостановил программу финансирования для Республики Молдова, а Всемирный банк отказался продлить срок кредита SAC-III после невыполнения правительством ряда предварительных мероприятий, оговоренных с этими финансовыми институтами. Кишиневу удалось получить 37 млн. USD из утвержденного МВФ в декабре кредита на общую сумму 147 млн. USD и 10 миллионов из кредита SAC-III на сумму 30 млн., утвержденного в 2002 году. После приостановки обеих программ кредитования, Республика Молдова вынуждена приступить к переговорам по поводу новых программ.
Все внешние выплаты по долгам, предусмотренные на будущий год, должны быть осуществлены, они не могут быть реэшелонированы, заявила министр финансов Зинаида Гречаная. "Мы должны осуществить платежи в полном объеме, согласно графику", - сказала министр. Выплаты по обслуживанию внешнего долга будут осуществляться "за счет внутренних источников". В следующем году Республике Молдова предстоит вернуть внешние кредиты на сумму 52,5 млн. долларов США и выплатить проценты на сумму 24,4 млн. долларов США, что составляет в сумме 20,8% доходов государственного бюджета, передает БАСА-пресс.
По словам министра финансов, возврату кредитов будет способствовать профицит бюджета, которого правительство намерено добиться в результате приватизации и продажи государственных ценных бумаг. "Мы больше не можем обращаться к кредитам Национального банка", - сказала министр, подчеркнув, что долги правительства перед банком очень велики. Министерство финансов намерено начать возврат долгов НБМ только в 2005 году.
Министр финансов заявила, что обязательства по внешнему долгу на текущий год будут выполнены в полном объеме. "Мы постоянно переводим часть доходов в валюту, чтобы накопить необходимые средства на выплаты по обслуживанию внешнего долга". Министерство финансов пока не обратилось к утвержденному парламентом кредиту Национального банка для обслуживания внешнего долга.
Выплаты по внешнему долгу, предусмотренные на 2003 год, составляют 83,5 млн. долларов США или 31% бюджетных доходов. По официальным данным, в 2002 году на выплаты по обслуживанию внешнего долга было потрачено 59,1 млн. долларов США, из них 33,7 млн. - на возврат кредитов и 25,5 млн. - на выплату процентов.
Молдова намерена привлекать в 2004 г. внешние займы только для инвестиционных проектов. Предполагается, что общая сумма таких займов составит 32,4 млн. долларов США. Доходная часть проекта бюджета на будущий год предусматривает лишь гранты ЕС (для программы по обеспечению продовольственной безопасности) и другие безвозвратные займы на 16 млн. долларов США.
Как пишет газета "Экономическое обозрение", в будущем году правительство намерено получить профицит бюджета в размере 76,9 млн. долларов США, или 20,8% от доходной части бюджета. В 2003 г. этот показатель превышал 31%. Самые большие поступления в доходную часть консолидированного бюджета предусматриваются от подоходного налога, НДС, налога от внешнеторговой деятельности и дорожной пошлины. Доходы от приватизации составят 356 млн. леев, из которых 270 млн. леев - от индивидуальных проектов приватизации. Доля расходов консолидированного бюджета-2004 составит 24,4% ВВП против 23,4% в 2003 г.
ВВП на 2004 г. прогнозируется в размере на 5% больше, чем в 2003 году. Инфляция в среднем составит 4,5% против планировавшихся 8,1% в 2003 году. Среднегодовой обменный курс национальной валюты предусмотрен в размере 15,2 лея за $1 против 14,4 лея за $1 в 2003 году.
В парламенте оптимизм Минфина не разделяют. "Национальная экономика находится в "прединфарктном состоянии": с одной стороны, лей укрепляется, с другой - растет уровень инфляции, а уровень жизни и покупательная способность населения снижаются", - считает заместитель председателя парламентской комиссии по экономике Виктор Чобану. Нынешнее положение, по его мнению, практически схоже с "дефолтом или, точнее сказать, с минидефолтом России августа 1998 года".
Председатель Национального банка Леонид Талмач, который был приглашен на заседание парламентской комиссии по экономике, сказал, что "не расценивает создавшееся экономическое положение как трагическое, а как нормальное для молдавского рынка". По словам Талмача, колебания обменного курса лея к доллару объясняются сезонностью и преимущественно аграрным характером национальной экономики и не были определены денежными факторами. Напротив, в течение пяти месяцев наблюдался реальный рост лея на 7%, а денежная масса увеличилась на 17% против начала текущего года. "Нет никакой опасности для денежной массы, она находится на прогнозируемом уровне", - сообщил председатель банка.
Леонид Талмач сказал, что на рост инфляции повлияло несколько факторов, но они в основном носят неденежный характер. Речь идет о повышении за шесть месяцев тарифов на электроэнергию на 4,4%, на услуги электросвязи - в 1,8 раза, газ - на 8,2%, а также об обесценивании доллара по отношению к евро, росте цен на нефть и соответственно - на бензин и дизельное топливо. За семь месяцев текущего года заработная плата росла быстрее производительности труда, и данный рост составил соответственно 17% и 4%.
Для сокращения излишка валюты на молдавском валютном рынке и увеличения наличных средств, Национальный банк в ближайшие недели будет приобретать по 300 тысяч долларов США в день, добавил Талмач. ("Кишиневский обозреватель")
"Леевый" нокаут по экспорту
За последние три недели ситуация на валютном рынке по большому счету радовала лишь тех, у кого имелись большие резервы наличных или безналичных леев. Естественно, что такая курсовая тенденция позволяла данной категории людей и компаний приобретать дешевеющий с каждым днем американский доллар. Ситуация дошла до такого состояния, что в минувшие выходные доллар трудно было продать в обменных валютных кассах (ОВК) по курсу 12,8 леев за один доллар. А у определенной части ОВК даже при таком курсе клиентов встречали таблички с надписью "леев нет".
Один из банкиров сказал, что обладатели резервов в свободно конвертируемой валюте в этой ситуации не должны суетиться. Им лучше проявлять обычное человеческое терпение, понимая, что крепкий лей - явление временное, поскольку вскоре ситуация с курсом начнет выправляться и его кривая поползет вниз. Для этого у лея есть в наличии как минимум 9,2%, на которые он укрепился по отношению к доллару США за август-сентябрь.
Говоря о причинах укрепления лея, практически никто из экспертов не ссылается на рост внутреннего валового продукта (ВВП), для обслуживания которого в стране не хватает денег. Эксперты называют другие, на их взгляд, главные причины - большой наплыв наличной и безналичной иностранной валюты, а также чрезмерно "зажатый" лей.
Что касается наличной валюты, то она попадает в Молдову по разным каналам, но в основном от гастарбайтеров. Сотни тысяч выходцев из Молдовы трудятся в Италии, Португалии, Испании, Германии, Турции, Греции, России. Вот почему тем, кто в крепнущем лее видит только свою заслугу, следует разделить ее с многочисленной армией соотечественников, трудящихся на чужбине.
А источник безналичной валюты - это молдавский экспорт, который, как и тенденции на валютном рынке, подвержен сезонным колебаниям. Для отечественных экспортеров стратегически важно закупить сырье в августе-октябре, чтобы потом заниматься его переработкой и экспортом уже готовой продукции за пределы страны.
Если верить банкам, то на данный момент остаются неудовлетворенными десятки заявок на конвертацию иностранной валюты в молдавские леи. Причина такого явления заключается в отсутствии леев, причем не только наличных, но и безналичных.
В складывающейся ситуации экспортеры несут непредвиденные миллионные убытки, поскольку их, как и, наверное, всю экономику в целом, не устраивает нынешнее соотношение лея к доллару США. Как полагает обозреватель журнала "Банки и финансы" Александр Танас, здесь можно говорить о том, что в молдавском экспорте себестоимость энергетических ресурсов достигает 50%. Однако никто из импортеров этих самых ресурсов, по крайней мере, официально, не заявлял, что в условиях окрепшего лея он снижает цены, ввиду резкого повышения рентабельности бизнеса.
Рост количества свободно конвертируемой валюты привел и к другому парадоксальному явлению, когда коммерческие банки вынуждены доставлять в Национальный банк наличные леи, чтобы пополнять обязательные резервы (ОР). Дело в том, что поступающая на счета клиентов валютная выручка увеличивает ресурсы банков. Это ведет к увеличению ОР. Невыполнение нормативов по резервам строго наказывается Национальным банком. Ситуация с непомерно "зажатым" леем заставляет банки пополнять свои ОР наличными леями.
Создавшуюся на валютном рынке ситуацию эксперты называют "грабительской" по отношению к экспортерам. Они утверждают, что с государственной точки зрения было бы стратегически важно ослабить лей, увеличив его массу. Это позволило бы экспортерам успешно провести кампанию закупки сырья, что положительно сказалось бы на экспорте в конце 2003 г. и начале 2004 г.
В условиях, когда со стороны Нацбанка не предпринимается никаких действий для нормализации ситуации и ослабления лея, в банках говорят о некой преднамеренной позиции и даже "дисфункции" столь важного в государстве института. Одно из предприятий легкой промышленности уже второй месяц не в состоянии выплатить коллективу заработную плату, поскольку банк не может удовлетворить его просьбу о конвертации экспортной выручки.
Острый дефицит леев, когда банки выпрашивают у розничных торговцев нефтепродуктами ежедневную выручку леев, обнажил еще одну деликатную проблему, которая касается взаимоотношений с Приднестровьем. По разным оценкам в приднестровских банках накопилось 26-29 млн. леев, принадлежащих экономическим агентам левобережья Днестра. По-видимому, эти деньги получены в результате предоставления экономическим агентам Молдовы продукции и услуг. Понимая всю деликатность вопроса во взаимоотношениях Кишинева с Тирасполем, все-таки находящиеся в распоряжении приднестровских экономических агентов леи являются молдавскими, и поэтому их эмитенту - Национальному банку - следует обслуживать эти ресурсы. Сейчас это весьма актуально, когда в стране искусственно создан столь большой спрос на леи.
По мнению одного из авторитетных банкиров, Национальный банк держит ситуацию под контролем, и занимает "выжидательную" позицию. Банк начнет действовать лишь тогда, когда наступит нужный момент. "Чтобы не создавалось впечатления о том, что все на валютном рынке происходит в результате стихийного спроса и предложения, Национальный банк своими косвенными действиями стабилизирует курс доллара в Молдове", - говорит банкир.
Швеция протянула руку помощи
Швеция готова стать постоянным и долговременным партнером Молдовы, - заявил заместитель директора Шведского агентства по международному развитию (SIDA), начальник департамента по Центральной и Восточной Европе Стефан Геррстром после подписания в Кишиневе Соглашения между правительствами Молдовы и Швеции о развитии сотрудничества в 2003-2008 гг.
В последние годы помощь, оказываемая правительством Швеции Молдове посредством SIDA, составляет 5-6 млн. долларов США в год. Швеция намерена продолжать поддержку социально-экономических реформ в Молдове, процесс демократизации общества и интеграцию в европейские структуры.
В 1996-2003 гг. помощь Швеции через SIDA оценивается в 183 млн. шведских крон (22 млн. USD), которые были направлены на реализацию 40 проектов. Наиболее важными являются проекты в социальной области, касающиеся образования, поддержки инвалидов, а также в области энергетики, административно-территориальной реформы, развития малого бизнеса. Шведское агентство также сотрудничало с Всемирным банком в рамках проекта Фонда социальных инвестиций в Молдове. SIDA оказало консультативную и финансовую помощь Молдове летом 2002 г. в реструктуризации еврооблигаций, выпущенных и размещенных на международном финансовом рынке в 1997 г. (МОЛДПРЕС)
Россия требует платы за газ
Молдова должна предпринять меры для улучшения расчетов за потребляемый газ, заявил на встрече с премьер-министром Василием Тарлевым заместитель председателя ОАО "Газпром" Александр Рязанов. Он позитивно оценил недавнее повышение тарифов на газ для потребителей республики, что позволило привести их в соответствие с реальными затратами на закупку, транспортировку и распределение голубого топлива.
Тарлев признал, что Молдова пока не рассчитывается полностью по текущим платежам за газ, и предложил "Газпрому" рассмотреть возможность поставки республикой в счет части долга товаров и сельхозпродукцией. Он также попросил поддержки "Газпрома", как основного акционера СП "Moldova-Gaz", в реализации Национальной программы газификации, в частности, строительстве газопроводов "Дрокия-Унгень-Яссы" и "Кэушень-Кишинев".
Стороны обсудили перспективу транзита по коммуникациям "Газпрома" в Молдову природного газа из Казахстана, Узбекистана и Туркмении. По словам Рязанова, "Газпром" готов рассмотреть этот вопрос, но только после представления конкретных предложений со стороны поставщиков.
В беседе с корреспондентом "ИНФОТАГ" заместитель председателя "Moldova-Gaz" Михаил Гореченков сказал, что к 1 октября "Газпром" поставил в Молдову 440,6 млн. куб. м газа на 35,2 млн. USD Молдова рассчиталась за него на 75,3%.
Ранее "Газпром" отмечал, что в Молдове - самая сложная ситуация с оплатой газа среди республик бывшего СССР. По этой причине работа СП "Moldova-Gaz" становится убыточной, а потери при транспортировке голубого топлива достигают 40%.
Александр Рязанов посетил Тирасполь, где встречался с президентом Приднестровья Игорем Смирновым. Независимые эксперты утверждают, что кроме вопроса о своевременных расчетах за газ обсуждалась и проблема приватизации Молдавской ГРЭС, расположенной на левом берегу Днестра в пос. Кучурган. Две российские компании - РАО "ЕС России" и "Газпром" - заинтересованы в приобретении станции с целью ее модернизации и экспорта электроэнергии на Балканы и в Турцию.
Согласованная сумма долга Молдовы перед "Газпромом" (задолженность и пеня с 1999 г. по 1 июля 2003 г.) составляет 121,1 млн. долларов США, без учета долгов Приднестровья. "Газпром" предложил правительству Молдовы рассчитаться по долгам путем передачи в собственность компании двух теплоэлектростанций, двух электрораспределительных предприятий, ряда винодельческих комбинатов, обувной, стекольной, табачной фабрик и трех бывших предприятий военно-промышленного комплекса. Молдавские власти пока не идут на это, так как предприятия включены в программу приватизации и за них планируют получить средства для пополнения бюджета. Российский вариант погашения долгов предусматривает также передачу "Газпрому" 35% принадлежащих республике акций в СП "Moldova-Gaz". Правительство Молдовы обещало представить собственную программу погашения долгов за газ в октябре 2003 г.
Партия коммунистов сохраняет авторитет
Партия коммунистов Молдовы (ПКРМ) по-прежнему пользуется наибольшим доверием у населения республики. Об этом свидетельствуют данные обнародованного опроса общественного мнения "Демократия и социальные преобразования".
Согласно опросу, в ходе которого было исследовано мнение 1,1 тысячи человек из различных регионов страны, Партия коммунистов вызывает доверие у 44,8% населения, Альянс независимых - у 11,8% и Социал-демократический альянс - у 10,8%.
Оценивая качество управления страной, 21,1% опрошенных назвали его "хорошим", 5,5% - "очень хорошим", а остальные дали отрицательный ответ. Большая часть опрошенных считает наиболее эффективным путем влияния на принятие тех или иных решений в Молдове "голосование на выборах".
По мнению респондентов, лучше всего республику представляют президент - 30%, винодельческая продукция - 14,4%, церковь - 10%.
Данные опроса свидетельствуют о том, что 52,2% респондентов считают важным присоединение Молдовы к ЕС, а вступление в НАТО - всего 31,6%. Возможному объединению с Румынией отдали предпочтение 19%, в то время как вступление Молдовы в Союз России с Белоруссией привлекает 40% опрошенных.
Более двух третей респондентов заявили, что "очень гордятся" гражданством Республики Молдова.