После президентских выборов 18 февраля нынешнего года в Армении сложилась ситуация, кардинально отличающаяся от поствыборной обстановки 2008 года.

Напомним, тогда радикальная часть оппозиции, не согласная с официальными результатами голосования, свидетельствующими о победе Сержа Саргсяна над экс-президентом республики, лидером оппозиционного блока Армянский национальный конгресс (АНК) Левоном Тер-Петросяном, в ночь с 1 на 2 марта вступила в противостояние с силами правопорядка. Было убито 10 и ранено более 200 человек, многие активисты оппозиции оказались за решеткой. Отметим, что аналогичные (хотя и менее кровопролитные) коллизии непременно возникали после каждых президентских выборов, начиная с 1996 года.

После того, как нынешний основной оппонент президента Саргсяна, лидер партии "Наследие" Раффи Ованнисян также объявил о несогласии с данными ЦИК, согласно которым он набрал около 37% голосов, и провозгласил необходимость смены власти, возникли опасения, что трагические события могут повториться. Но этого не произошло, и уже ясно, что и не произойдет.

Тому есть ряд причин, каждая из которых имеет самостоятельное значение в процессе формирования новой для страны общественно-политической атмосферы.

Непривычным было уже то, что Раффи Ованнисян запросил аудиенции у президента и получил её. По словам Сержа Саргсяна, встреча прошла в "конструктивной атмосфере", хотя требование Ованнисяна о передаче ему власти, разумеется, удовлетворено не было. Действующий глава государства, очевидно, обрисовал своему сопернику три возможных сценария его дальнейший действия: признать свое поражение и уйти в "политкорректную" оппозицию; пойти на радикальные шаги, однако в этом случае он должен понимать, что ответ властей будет адекватным; пойти на сотрудничество с властью.

Симптоматично, что своим сторонникам, с нетерпением ожидающим на ереванской площади Свободы результатов этого рандеву, Раффи Ованнисян, выйдя из президентской резиденции, ничего не сказал, но признал, что спешит на встречу с послами зарубежных государств. Это стало ясным указанием на то, что решение он примет, исходя из полученных на этой встрече рекомендаций.

Впрочем, изначально было ясно, что поддержки у дипкорпуса лидер оппозиции не получит: сразу же после завершения голосования, еще до официального оглашения окончательных итогов выборов, Сержа Саргсяна поздравили с победой на выборах руководители многих стран, включая Россию, Францию, Китай и соседей по региону, в том числе - президент Турции. Основывались они в данном случае на позитивных в целом оценках выборов со стороны международных наблюдательских миссий. И хотя некоторые радикально настроенные оппозиционеры и политики почти открыто призывали к "цветной революции", стало понятно, что дестабилизации не будет - в том числе еще и потому, что число активных сторонников такого развития событий, в отличие от прошлых лет, оказалось невелико.

Видя это, Раффи Ованнисян заявил, что "не допустит пролития ни одной капли народной крови", организовал еще пару митингов на площади Свободы и направился в турне по регионам, где он одержал победу - но не для радикализации обстановки, а чтобы начать так называемую "революцию приветов". Мало кто понимает, что это означает. Общее мнение выразила депутат парламента от партии "Процветающая Армения" (ППА) Элинар Варданян, по словам которой "повестка организуемых Ованнисяном митингов непонятна". И это в какой-то мере объясняет, почему основные политические силы республики, отказавшиеся от участия в выборах - АНК, ППА и АРФ "Дашнакцутюн" - не стали поддерживать лидера "Наследия", хотя дашнакцаканы в одном из его митингов поучаствовали.

Возможно, они ожидают, что Раффи Ованнисян сумеет сесть с властью за стол переговоров для создания "дорожной карты" решения насущных вопросов общественно-политической и социально-экономической жизни. В этом случае можно будет попытаться присоединиться к этому процессу. Один из кандидатов в президенты, экс-премьер-министр республики Грант Багратян практически прямо сказал об этом. "Почему бы не дать Раффи Ованнисяну все решительные и недвусмысленные возможности для того, чтобы привести страну в порядок? Формат можно согласовать", считает Багратян.

Однако "решительные и недвусмысленные возможности" предусматривают наделение Раффи Ованнисяна некой видной должностью в системе власти, например, постом руководителя правительства. Но это исключено: еще в ходе избирательной кампании стало очевидно, что никакой реальной программы социально-экономических реформ у Раффи Ованнисяна нет. К тому же все понимают, что набранные им проценты являются результатом, в первую очередь, протестного голосования.

Поскольку всё это понимает и сам Раффи Ованнисян, он даже не определился, станет ли оспаривать результаты выборов в Конституционном суде. Зато принятая им тактика продолжения "борьбы" достаточно любопытна. Наряду с дежурными заявлениями о собственной победе, этот политик обвиняет в фальсификации выборов отнюдь не действующего президента, а "исполнителей" - функционеров правящей Республиканской партии Армении (РПА), губернаторов областей и мэров городов, руководителей общин (районов).

И по факту получается, что президент Серж Саргсян должен не передать власть "реальному победителю выборов", а, в первую очередь, наказать фальсификаторов, решительными действиями укрепить и повысить в стране уровень законности и правопорядка. Всё это весьма выгодно самой власти, поскольку дает президенту широкие возможности для перемен, и главное - для назревших кадровых новаций.

То, что перемены последуют - очевидно. Уже подали в отставку губернатор Ширакской области Ашот Гизирян и мэр города Армавира Рубен Хлгатян. На очереди - еще несколько руководителей городов, где Серж Саргсян потерпел поражение. Хотят слухи о неизбежной отставке ряда крупных функционеров РПА и представителей исполнительной власти. Достаточно вероятны структурные перемены. Так, одна из газет утверждает, что в структуре правительства появятся новые должности, у премьер-министра будет уже три заместителя - один первый вице-премьер и два "простых". При этом первым вице-премьером, якобы, станет нынешний министр обороны Сейран Оганян, которого на посту главы военного ведомства сменит начальник полиции республики, генерал Владимир Гаспарян. Произойдут и другие перестановки, руководителями на местах будут назначаться люди, популярные среди местного населения. Например, вакантную должность губернатора Ширака может получить прославленный в прошлом штангист, Олимпийский чемпион, уроженец этих мест Юрий Варданян.

Вероятно, рокировки подобного рода неизбежны. Но главное в другом. Уже в ходе первого президентского срока Сержа Саргсяна стали звучать утверждения, что в стране начинается застой и всё актуальнее выглядит необходимость смены политических и предпринимательских элит. Это действительно так, и нынешняя ситуация дает возможность начать процесс перемен. Вряд ли он будет носить резкий характер. Скорее, новации будут постепенными и притом достаточно осторожными, однако ясно, что многие люди, находящиеся во власти и во главе крупных бизнес-структур вот уже 20 лет, должны будут потесниться. Тем более, что этого практически открыто требует новая генерация политиков и предпринимателей, которых также можно отнести к окружению действующего президента.

Если этот процесс станет проходить достаточно безболезненно, через некоторое время Серж Саргсян может согласиться с Раффи Ованнисяном в том, что нынешний парламент уже не отражает реального расклада сил в стране и распустить Национальное собрание республики. В этом случае у лидера "Наследия", который после прошлогодних майских выборов в законодательный орган отказался от депутатского мандата, возникнет еще одна возможность попасть в парламент и возглавить фракцию куда более крупную, нежели нынешние 5 депутатов от "Наследия". При таком сценарии он может возглавить парламент, и это станет решением, способным удовлетворить протестные массы. Не менее важно, что глубокое удовлетворение при этом ощутит и зарубежная армянская диаспора, представителем которой является родившийся в США Раффи Ованнисян, и которая сегодня весьма скептически настроена как в отношении результатов состоявшихся выборов, так и политики действующего президента, пытающегося сдвинуть буксующий процесс армяно-турецкого примирения.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)