Выборы в Италии: Берлускони не может выиграть, но может сделать так, что проиграют все
24 и 25 февраля 2013 года в Италии пройдут внеочередные парламентские выборы. Если предшествующие парламентские выборы апреля 2008 года в Италии состоялись за три года до намеченного срока, то эти - всего за два месяца до окончания полного цикла действия мандата депутатов, выбранных в 2008 году.
Как Сенат, так и Палата депутатов итальянского парламента переизбираются каждые пять лет. Палата депутатов избирается по пропорциональной системе на основании закона 2005 года. В выборах участвуют граждане, достигшие 18-летнего возраста. Минимальный возраст для кандидата в депутаты составляет 25 лет. Палата депутатов состоит из 630 депутатов. Из этого числа 617 депутатов избираются по общенациональному округу, один депутат избирается в одномандатном округе Валле д'Аоста, 12 депутатов - по 4-м избирательным округам итальянцами, проживающими за рубежом. Места в Палате депутатов распределяются пропорционально числу голосов, полученных избирательными списками. Только коалиции, получившие более 10% от общего количества действительных голосов, могут быть допущены к распределению мест в Палате депутатов. Списки, не связанные с коалициями, также допускаются к распределению мест, но только в том случае, если они получили не менее 4% голосов по всей стране. В том случае, если список коалиции (или не привязанный к коалиции список) получил наибольшее число голосов, но не в состоянии завоевать 340 мест в Палате депутатов, он получает дополнительное "бонусное" количество мест, необходимое для достижения этой величины. Остальные места в Палате депутатов распределяются между преодолевшими необходимый барьер списками.
Сенат состоит из 315 сенаторов, из которых 232 избираются прямым голосованием, а 83 - на пропорциональной основе. Кандидаты борются за место в Сенате в одномандатных избирательных округах. Списки могут конкурировать за места сенаторов, выбираемых на пропорциональной основе. Пропорциональное представительство в Сенате определяется законом 2006 года. Сенатором может быть избран гражданин Италии старше 40 лет. Избирать сенаторов имеют право граждане Италии старше 25 лет. Кандидат в сенаторы может быть выдвинут политической партией, политической группой или просто гражданами. Из 315 сенаторов 6 сенаторов выбираются от граждан Италии, живущих за рубежом. Остальные 309 сенаторов выбираются от 20 регионов страны. Количество сенаторов от того или иного региона пропорционально количеству населения региона с тем расчетом, что область Валле-д'Аоста дает одного сенатора, Молизе - 2, и каждый из остальных регионов - не менее 7. Кроме того, в итальянском Сенате заседают пожизненные сенаторы. В настоящее время таковых четыре: экс-президент Карло Адзельо Чампи, экс-премьер Джулио Андреотти, экс-премьер Эмилио Коломбо, и нынешний временный премьер Марио Монти. К пожизненным сенаторам относятся все бывшие президенты Италии. Президент Италии может назначить в Сенат пожизненно 5 человек из числа почетных граждан, прославивших страну достижениями в области науки, литературы и искусства.
24 и 25 февраля 2013 года на внеочередных парламентских выборах в Италии соревнуются три списка от коалиций и десять унитарных листов. К фаворитам выборов относятся три коалиционных и один унитарный список. Перечислим их.
Коалиционные списки:
- левоцентристкий "Italia. Bene Comune" Пьера-Луиджи Берсани [Демократическая партия (PD), Левые. Экология. Свобода (Sinistra Ecologia Libertà - SEL), Итальянская социалистическая партия (Partito Socialista Italiano - PSI), Демократический центр (Centro Democratico - CD), Народная партия Южного Тироля (Südtiroler Volkspartei, SVP), "Умеренные за Пьемонт" (Moderati per il Piemonte), "Мегафон" Розарио Крочетта];
- правоцентристский Сильвио Берлускони ["Народ свободы" (Il Popolo della Libertà - PdL), Лига Севера (Lega Nord) вкл. "Список Труда и Свободы (Lista Lavoro e Libertà), "Правые" (La Destra); "Братья Италии" (Fratelli d'Italia - Centrodestra Nazionale), "Великий Юг" (Grande Sud-MpA); "Итальянские умеренные в Революции (Moderati Italiani in Rivoluzione), "Народное соглашение" (Intesa Popolare); Партия пенсионеров (Partito Pensionati);
- центристский "Con Monti per l'Italia" Марио Монти ["Гражданский выбор" (Scelta Civica); "Союз Центра" (Unione di Centro); "Будущее и Свобода" (Futuro e Libertà); "Союз за Трентино" (Unione per il Trentino) - Trentino-Alto Adige/Südtirol]
Унитарный список:
- "Движение 5 звезд" Беппе Грилло (Movimento 5 Stelle - M5S).
Итак, на выборах соревнуются: левоцентристская коалиция Пьера-Луиджи Берсани (PD), правоцентристская коалиция Сильвио Берлускони (PdL), центристская коалиция Марио Монти (Scelta Civica) и партия M5S Беппе Грилло. В рамках коалиций у правоцентриста Берлускони с его PdL основной значимый союзник - сепаратистская "Лига Севера" Роберто Марони, у левоцентриста Берсани с его PD - неокоммунист Ники Вендола с партией SEL.
По правилам итальянской избирательной кампании, публикация предвыборных рейтингов прекращается за две недели до голосования. Последний предвыборный рейтинг был опубликован 8 февраля 2013 года. Он давал следующую раскладку сил в прогнозе по исходу голосования: левоцентристы PD Пьера-Луиджи Берсани - 34,1-35,2%; правоцентристы PdL Сильвио Берлускони - 27,4-28,6%; M5S Беппе Грилло -16-18,8%; центристы Марио Монти -13,4%-16%. При учете результатов рейтинга, помимо временнóго двухнедельного отрезка времени до выборов, необходимо учитывать и то обстоятельство, что треть итальянских избирателей во время его проведения еще не определилась с выбором. Поэтому итог нынешних итальянских выборов не поддается точному прогнозу, хотя общее примерное соотношение сил известно. Интрига, таким образом, сохраняется до момента окончательного подсчета голосов.
В целом, как представляется большинству наблюдателей, левоцентристы Пьера-Луиджи Берсани лидируют на выборах и получают, благодаря "бонусу", 340 из 630 мест в Палате депутатов итальянского парламента. Берлускони здесь безнадежно проигрывает. Шансов у него стать премьер-министром нет. Берлускони не может победить на выборах февраля 2013 года, но он, тем не менее, может сделать так, что проиграют все.
У Берлускони остается последняя надежда - создать через выборы ситуацию пата между фракциями в новом Сенате и дальше через совместное голосованиe сенаторов от PdL с сенаторами от M5S блокировать любую законодательную работу так, чтобы уже в этом году потребовались новые парламентские выборы. Неформальный союз популистов Берлускони и Грилло в итальянском парламенте - вот новый ночной кошмар итальянской и европейской политики. Евросоюз имеет основания подозревать, что блок Берлускони и Грилло возможен именно на антиевропейской основе. Поэтому правительственный кризис спустя несколько месяцев после февральских выборов будет иметь разрушительные последствия не только для Италии, но и для всей Европы.
Есть ли реальные возможности для подобного исхода февральских выборов в Италии? Эксперты отвечают: да, есть! Как оказалось, ближайшую перспективу итальянской политики и личную судьбу Сильвио Берлускони должна решить его родная область Ломбардия. Раскладку сил в Сенате между левоцентристами и правоцентристами определит именно голосование здесь. Заметим, что Ломбардия - родина самого Берлускони, в Милане - столице области он родился. Ударной силой Берлускони в Ломбардии является и союзная ему "Лига Севера". По аналогии с президентскими выборами в США Ломбардию стали называть "свинговым штатом Италии" - "итальянским Огайо". Другим "свинговым штатом", но менее важным, на предстоящих выборах становится Лацио со столицей страны Римом.
Отметим то обстоятельство, что описанная нами ситуация стала возможной благодаря особенностям избирательного закона 2006 года, продвинутого тогда все тем же Берлускони. Это был его очередной "грязный трюк" - т. н. porcellum, направленный тогда против успешной левоцентристской коалиции Романо Проди. Достижение стабильного большинства в обеих палатах парламента благодаря закону 2006 года - весьма сложная проблема.
Главный урок прошедшей в Италии избирательной кампании - итальянцы не имеют прививки против базовых "болезней" созданной Берлускони 2-ой Итальянской республики. Имя им - популизм, индивидуализм, безответственность и беспринципность. Нынешняя избирательная кампания - пятая в политической карьере Берлускони после выборов 1996, 2001, 2006, 2008 годов и самая фантасмагорическая. Как всегда, Берлускони привычно оказался в самом центре избирательной кампании и чувствует в нем себя уютно. Он сам и есть избирательная кампания. По образному выражению одного наблюдателя, если Берлускони писал нынешнюю свою избирательную кампанию заглавными буквами на транспарантах, то его главный соперник левоцентрист Берсани - петитом в школьной тетрадке. Берлускони сделал невероятное: если разрыв его PdL с левоцентристами был в начале избирательной кампании 18%, то за две недели до дня голосования он стал всего лишь 5%. В этих условиях Берлускони перестал быть посмешищем - шуткой в глазах европейцев становилась сама Италия. Для граждан северных протестантских государств Европы является невероятным, как Берлускони может завоевывать голоса избирателей своей страны, будучи осужденным на тюремное заключение за уклонение от уплаты налогов, и проходящим по уголовному делу по интимной связи с несовершеннолетней проституткой. Как бы там ни было, но это факт - четверть итальянцев готова вновь отдать свои голоса Берлускони. Поразительная степень доверия человеку, который находится под подозрением во взяточничестве и в злоупотреблении властью. Может быть, Берлускони является вообще тайным фаворитом выборов 2013 года? - задаются вопросом некоторые наблюдатели. Может быть он все-таки победит?
В ходе прошедшей кампании смелость и интуиция ни разу не покинули Берлускони. Он, к примеру, намеренно допустил фол, когда прошелся по Холокосту и сделал реверанс в адрес Муссолини или же пригрозил Германии тем, что Италия покинет Еврозону. Но каждая избирательная кампания Берлускони всегда имела свою изюминку, оригинальную задумку, центральный пункт. Сам Берлускони именует подобный прием "la proposta shock" (шоковое предложение в избирательной кампании, от которого избиратель не может отказаться). На этот раз "la proposta shock" последовал в воскресенье 4 февраля 2013 года. В старом конференц-зале в Милане перед собравшейся толпой Берлускони не только пообещал отменить введенный Монти и крайне непопулярный в стране налог на недвижимость, т. н. IMU, но и посулил вернуть деньги, уже уплаченные по нему гражданам. "Вы сможете получить назад свои деньги на ближайшей почте", - сказал Берлускони и добавил: "Если вы, конечно, проголосуете за меня". Какая-то женщина из толпы в ответ только выдохнула: "Сильвио, ты - легенда!". Дальше - больше. За неделю до выборов рекламное письмо Берлускони под названием "Возвращение IMU-2012" было разослано миллионам итальянских избирателей в ключевые для PdL области Италии: Сицилию, Венето, Кампанию и, разумеется, Ломбардию. Письмо начинается персональным приветствием, к примеру, "Дорогой Пьетро!", и заканчивается выражением наилучших пожеланий с подписью Берлускони. В письме сообщается, что на первом же заседании правительства будет принято решение о возврате денег, которые итальянцы уплатили в виде налога на недвижимость. Берлускони предлагает в письме два конкретных способа возврата денег: на персональный банковский счет или наличными в ближайшем почтовом отделении. Монти в ответ на избирательный трюк Берлускони стал шуметь: "Покупка голосов", "Коррупция", а Берсани промолвил: "Демагогия", "Мошенничество". Самое поразительное и гениальное во всей этой истории то, что Берлускони стал покупать избирателя не из своего кармана, а за счет средств государственной казны. Речь идет о сумме в €4 млрд.
На этот раз, однако, в избирательной кампании 2013 года Берлускони обрел истинного соперника в соревновании на ниве безудержной демагогии. За полтора месяца участия в ней лидер M5S Беппе Грилло обрел величину мессианского значения. Грилло и Берлускони в теории являются заклятыми врагами, но на практике они стали двумя сторонами одной медали, имя которой популизм. Избирательная кампания явила миру две Италии. Одна - европейская, ответственная и кредитоспособная, другая - трудноопределимая, поскольку при общей основе Грилло и Берлускони все-таки столь не похожи друг на друга. В отличие от Берлускони, Грилло принципиально не появлялся на телевидении, зато вовсю орудовал в интернете. Его главному сопернику в борьбе за третье место в избирательной гонке - премьеру Марио Монти оставалось только разводить руками и признаваться, что он не умеет пользоваться Facebook. Другой способ Грилло - работа на городских площадях перед массовой аудиторией. Для этого он проделывал по стране то, что сам называл "цунами-турами". Предвыборная программа Грилло крайне проста. Она о том, как правительство и парламент разогнать, здания, в которых они заседают взорвать, а все законы, которые создают дорогостоящий и коррумпированный политический класс страны, упразднить. Италия - родина анархизма, не так ли? - вспомним мы. То, что предлагает Италии Грилло, это не программа правительства, это программа борьбы с любым правительством даже, если его возглавит сам Грилло. "Мы вскроем парламент, как консервную банку!", - вещал он перед толпой на площади. Он говорил: "Популисты? Да, мы - популисты, и пусть все слышат это!". И толпа начинала скандировать в ответ: "По-пу-ли-сты! По-пу-ли-сты!".
Главная проблема нынешней избирательной кампании в Италии: она продемонстрировала общее разочарование общественности в основах политики. И, если разочарование до декабря 2012 года направлялось в конструктивное русло политического обновления, то после возвращения в политику Берлускони, оно пошло по пути бесшабашного нигилизма.
Италия является восьмой по величине экономикой мира и третьей Еврозоны. Эффективность экономики Италии ограничивают ее бюрократия и прославленный на весь мир криминалитет. Только уклонение от уплаты налогов обходится казне этой страны в сумму около €120 млрд. ежегодно, что эквивалентно 6% суверенного долга страны. В подобной ситуации иностранные компании охотно приобретают доли в итальянских фирмах, но не осмеливаются из-за отмеченных рисков делать 100% приобретения. Это ограничивает инвестиционный потенциал страны. Самая тяжелая проблема Италии - колоссальный государственный долг в 2 триллиона евро, что составляет 126 или даже уже 132% от ВВП страны. Любое неловкое движение в политике, в национальных финансах и экономике при подобной нагрузке может повалить Италию, а за ней и всю Еврозону с евро. Достаточно только рискам 10-ти летних облигаций подпрыгнуть до отметки 7%. В минувший год упорным трудом беспартийному премьеру Монти удалось вернуть доверие рынков Италии. В рамках политики жесткой экономии он сократил бюджетный дефицит на €30 млрд. и протолкнул пенсионную реформу, основанную на немецкой модели, с пенсионным возрастом 66 лет и более жесткими ограничениями на досрочный выход на пенсию. Но в год премьерства Монти экономика Италии сократилась на 2,1%, еще один процент снижения по прогнозам ожидают страну в этом году. Безработица достигла в Италии 10,9%, а среди молодежи - 37,1%.
Сейчас левоцентрист Берсани готовится стать премьером. Он встретился с президентом Франции Франсуа Олландом и премьер-министром Голландии Марком Рютте и, самое главное, прошел "смотрины" в Берлине, где имел "хороший разговор" с министром финансов Германии Вольфгангом Шойбле. Берсани намерен с небольшой косметикой продолжать политику Монти. Более того, велика вероятность того, что Берсани пригласит в свой кабинет самого Монти, которому поручит, к примеру, министерство финансов.
И, наоборот, почти каждая предвыборная речь Берлускони содержала выпады против Германии и политики экономии канцлера Меркель. "Должны ли мы позволить Германии продолжает диктовать политику, которая разрушила Италию?", - кричал Берлускони в толпу на одном своем предвыборном митинге, и та ему отвечала на выдохе: "Нет!".
Германский министр иностранных дел Гидо Вестервелле вынужден был заметить в интервью Süddeutsche Zeitung, что Италия является "ключевой страной для преодоления европейского кризиса задолженности" и, какая бы партия не победила на выборах, "мы рассчитываем на проевропейский курс и продолжение необходимых реформ". Председатель комитета по иностранным делам германского бундестага христианский демократ Рупрехт Поленц был более откровенен: "Италия нуждается в руководстве, которое бы могло ассоциироваться с будущим. Берлускони точно не связан с ним". 24-25 февраля 2013 года итальянским избирателям предстоит самим решить эту дилемму. Напомним, что решающее слово должна сказать та треть из них, которая не определилась со своим выбором до последнего момента. Кроме того, ключом успеха на предстоящих выборах является регион Ломбардия.
Дмитрий Семушин - европейский обозреватель ИА REGNUM