Нацбанк Белоруссии прогнозирует падение роста ВВП республики в первом квартале 2013 года. Согласно указу Александра Лукашенко, рост ВВП в этом году составит 8,5%. МВФ оценивает потенциал роста экономики страны в 2013 году в пределах 3,4%. Директор института ЕврАзЭС Владимир Лепехин дал в интервью ИА REGNUM свой прогноз по поводу дальнейшего развития белорусской экономики.

"Тут два аспекта: глобальный, внешнеполитический, и экономический. Что касается прогноза развития общеполитической ситуации, то она в Белоруссии в ближайшее время на 90% зависит от развития ситуации в России. То есть если Владимир Путин в текущем году сделает выбор в пользу нелиберального пути (а сейчас мы видим, что идет поиск какой-то второй модели, альтернативной), в Белоруссии ситуация существенно не изменится, а если изменится, то в лучшую сторону. Во-первых, в Белоруссии усилится евразийский тренд развития, во-вторых, появится больше возможностей для расширения и укрепления российско-белорусского взаимодействия. А если этого разворота не произойдет, будет вялотекущий процесс поиска, то белорусские элиты станут раскалываться по примеру украинских, часть ее начнет новую проевропейскую игру. Это, естественно, осложнит отношения Белоруссии с Россией, затормозит интеграционные процессы.

Сегодня, как мы видим, Запад уже активизировал свою работу не только с оппозицией, но и с администрацией Лукашенко. Начинается новая политическая тактика: от тактики бойкотирования Белоруссии и разного рода ограничений, как бы кнута, Запад переходит к тактике, как я называю, "удушения в объятьях", то есть более тесного сотрудничества с элитами с целью показать другой путь, нежели интеграция в какие-то евразийские структуры.

Перехожу ко второму вопросу. По моей информации, в Белоруссии отрабатывается, с одной стороны, модель Греции, с другой - Грузии. Существует механизм создания кредитной, инвестиционной зависимости любой восточноевропейской страны (Белоруссии в том числе) от общеевропейских структур: от МВФ и так далее. На примере Греции мы можем весь этот путь увидеть. Вполне возможно, подобные механизмы будут отрабатываться на Белоруссии, поэтому ситуация, когда не будет найдена новая модель (не либеральная, но в то же время не государственно-капиталистическая в том виде, в котором она сегодня существует в Белоруссии), то в силу отсутствия источников развития стагнация белорусской экономики продолжится, темпы роста ВВП будут падать. К этому всему добавится еще и долговая зависимость.

Вопрос девальвации в стране не белорусский, а более глобальный. Поэтому, конечно, она возможна. Если Белоруссия будет делать выбор в пользу западных рецептов, может сработать очень много ловушек. Будет не только девальвация, не только спад производства, но и масса других кризисных явлений. Эта экономическая ситуация выгодна нашим западным "партнерам" - в кавычках.

Если возвратиться к политической части, по моей информации, ряд западных аналитиков рассматривают ситуацию в Белоруссии как некую возможность повторить то, что было сделано Западом в Грузии. Причем в качестве политика, который вдруг начнет вести антироссийскую линию, рассматриваются не столько оппозиционные политики, сколько ныне действующий президент Белоруссии.

Поэтому ситуация очень сложная. Позитивные перспективы потенциально есть, но они связаны с тем выбором, который сделает Владимир Путин. В то же время на сегодняшний день вокруг Белоруссии формируется и масса угроз, и они связаны с тем же выбором".