В ближайшие 2-3 года количество замороженных новостроек в Подмосковье может резко вырасти: эксперты
За 2008-2012 гг. количество замороженных строек в Подмосковье сократилось в три раза: с 431 до 121 объекта, отмечают аналитики рынка недвижимости, но проблема недостроев сохраняется. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в компании "Метриум Групп", если в Москве зафиксированы две основные причины замороженных строек - это мошеннические схемы и проблемы с финансированием стройки, то в Подмосковье во многих случаях строительство остановлено из-за юридических нарушений застройщика и разногласий с местной администрацией.
Одно из наиболее распространенных правовых нарушений в Подмосковье - это строительство многоквартирных жилых комплексов на участках, где по документам можно возводить только индивидуальные дома для проживания одной семьи, уточнили специалисты. По этой причине остановлено строительство 44 домов, что составляет почти 40% от общего объема замороженных строек в Подмосковье. Всего на сегодняшний день в Московской области выявлено и внесено в реестр индивидуальных жилых домов с признаками многоквартирности 389 объектов, находящихся на различных этапах строительства и уже построенных. "Подмосковные власти однозначно дали понять, что больше не будут продолжать закрывать глаза на дома, незаконно построенные на землях ИЖС и садовых участках, - напомнили авторы исслеования. - Вполне вероятно, что в ближайшие 2-3 года количество замороженных новостроек после пятилетнего непрерывного снижения снова резко возрастет".
"Из-за принципиальной позиции подмосковных властей в отношении юридически проблемных объектов количество долгостроев, у которых выявлены подобные сложности с документацией, сокращается очень медленно, - прокомментировала ситутацию генеральный директор "Метриум Групп"
Еще одна причина появления долгостроев - финансовые трудности или банкротство компании-застройщика, добавили эксперты. На долю таких "замороженных" проектов с перебоями или невозможностью дальнейшего финансирования приходится не менее существенная доля от общего количества долгостроев. В большинстве случаев кассовые разрывы образовывались из-за расчета на постоянный высокий покупательский спрос. Полученные от продаж квартир и загородных домов средства шли не на строительство и развитие проекта, а по новому кругу вкладывались в новый проект, образуя пресловутую финансовую пирамиду. Есть и другие причины, подрывающие финансовую устойчивость застройщика: перекредитованность компании, рейдерские захваты и т.д.
Есть и категория долгостроев с откровенно мошенническими намерениями, так называемых, "инвесторов", которые изначально не собирались достраивать и сдавать дом. На сегодняшний день доля таких долгостроев не превышает 5%. Судьба таких проектов в Подмосковье практически не отличается от столичных, констатировали авторы исследования. "Инвесторы" также собирают с клиентов деньги, после чего скрываются или банкротят компанию, оставляя покупателей самостоятельно разбираться с вопросом: кто же виноват в том, что оплаченных квартир они так и не получили. При этом, как и в столице, в Московской области в 2008-2012 происходило стабильное сокращение объемов долгостроев, образовавшихся из-за мошеннических схем. Покупатели предпочитали покупать квартиры по закону №214-ФЗ, и застройщики были вынуждены переходить на легальную схему продаж.
"В Московской области ситуация гораздо острее, чем в Москве, - резюмировала Литинецкая. - Уже сейчас есть решения судов о сносе незаконных новостроек в Одинцовском, Ленинском, Мытищинском и Красногорском муниципальных образованиях. Поскольку в таких домах квартиры частично или полностью раскуплены, то совершенно очевидно, что это может привести к возмущению людей и росту социальной напряженности. Подмосковным властям необходимо найти в каждом случае компромиссные решения, которые бы позволили решить проблему с незаконным возведением дома и не оставить покупателей жилья без денег и без крыши над головой".