Гай Борисов: Выход НАТО из Афганистана: станет ли Карабах "вторым Ульяновском"?
Основным вопросом на переговорах в рамках Минской группы
28 января сопредседатели МГ ОБСЕ встретились в Париже с главами МИД Армении и Азербайджана -
Напомним, что Степанакертский аэропорт бездействует уже более 20 лет - с момента начала широкомасштабной войны в Карабахе. В начале прошлого года была завершена его модернизация, и армянская сторона заговорила о скором возобновлении полетов. Это вызвало крайне резкую реакцию со стороны Баку, откуда стали раздаваться обещания сбивать любые самолеты, которые "нарушат воздушное пространство Азербайджана". Эти угрозы приобрели перманентный характер, и президент Армении
Вся эта ситуация может показаться достаточно странной. Армения вложила в реконструкцию воздушной гавани Нагорного Карабаха весьма значительные средства, объясняя это потребностями местного населения. Однако население НКР не превышает 150 тыс. человек, к тому же из Степанакерта в Ереван можно добраться за 5-6 часов на автомобиле. Даже по официальным сведениям, больше одного-двух рейсов в неделю совершать не планируется. То есть проект заведомо убыточен, да и большого социального значения явно не имеет. С другой стороны, кто рискнет полететь из Армении в Карабах, если существует хоть какой-то риск уничтожения лайнера, совершающего такой рейс? Ясно, что желающих не будет, даже если международные посредники гарантируют безопасность полетов. Очевидно, без аналогичных официальных гарантий со стороны Баку пассажиров в сторону Степанакерта найти будет нелегко. Разве что это будут любители экстремальных впечатлений.
Считается, что возрождение аэропорта в Степанакерте стало бы очередным доказательством де-факто независимости Карабаха, и именно поэтому Баку занял столь непримиримую позицию. Однако те же сопредседатели Минской группы не раз заявляли, что этот вопрос никак не может повлиять на определение статуса края.
Эксперты в свою очередь отмечают, что аэропорт, способный после реконструкции принимать тяжелые транспортные самолеты, может стать базой для международных миротворческих сил, которые, не исключено, будут введены в Карабах, если ситуация на линии армяно-азербайджанского противостояния продемонстрирует тенденцию к обострению. Отметим, что такие прогнозы выглядели весьма реальными после ряда кровопролитных столкновений как на карабахском фронте, так и на армяно-азербайджанской границе летом прошлого года. Однако миротворцы тогда введены не были - очень вероятно потому, что странам-сопредседателям Минской группы (Россия, США, Франция) не удалось согласовать статус и состав военного контингента. Очевидно, что от этого напрямую зависит уровень влияния в регионе того или иного из названных государств.
Между тем, сегодня стали появляться намеки на то, что Степанакертский аэропорт может в недалекой перспективе сыграть не менее важную роль. Речь идет о начале вывода войск международной коалиции из Афганистана в 2014 году.
Напомним, что именно проблема беспрепятственного транспортного сообщения с коалиционными силами в Афганистане с самого начала операции в этой стране была основной "головной болью"
Поэтому еще летом 2004 года во время саммита лидеров стран НАТО в Стамбуле был начат процесс максимально возможной диверсификации путей снабжения коалиционных войск в Афганистане. В результате, как известно, эти маршруты пролегли по территориям и через воздушное пространство России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Грузии, Азербайджана. Кстати, официальный Баку утверждает, что в настоящее время через территорию Азербайджана проходит до трети предназначенных международной коалиции грузов.
Однако сегодня, готовясь к эвакуации сил ISAF, коалиция вновь активно ищет для этого альтернативные транспортные пути - не в последнюю очередь потому, что начало исхода войск НАТО может привести к широкой инфильтрации экстремистских сил в страны Центральной Азии и быстрой дестабилизации этого региона.
Американское издание EurasiaNet в этой связи предполагает, что именно с такой целью активно строится железнодорожная ветка между грузинским городом Ахалкалаки и турецким Карсом. Её сдача в эксплуатацию намечена именно на 2014 год. Прибыв в Баку, эвакуируемые подразделения коалиционных сил могут быть погружены на поезда и беспрепятственно доставлены через Грузию и Турцию на свои базы в Европе. Что касается войск Грузии - страны, направившей в Афганистан самый большой воинский контингент из государств - не членов НАТО, - то они, не без иронии пишет издание, "смогут сойти на полпути". При этом утверждается, что Азербайджан рассматривает такой проект не только с политической, но и с коммерческой точки зрения.
Карта коммуникаций сил коалиции а Афганистане показывает, что все существующие маршруты обходят Армению. Если новый аэропорт Степанакерта станет еще одной перевалочной базой для отступающих сил ISAF, этот "недостаток" будет исправлен. Упомянутая "коммерческая составляющая" может сыграть существенную роль в формировании позиции по данному вопросу и для армянской, и для азербайджанской стороны. Но еще более очевиден политический аспект. Через Карабах и Армению подразделения сил коалиции далее должны направляться в Турцию, а это вновь актуализирует вопрос деблокады армяно-турецкой границы, настойчиво и регулярно лоббируемый Вашингтоном. Очевидно, что включение "армянского транзита" в число маршрутов, обслуживающих коалиционные силы, существенно ослабит существующую в Закавказье напряженность, но кроме того - усилит влияние стран западной коалиции, в особенности - США. Однако на данном поле возможен компромисс. Новый госсекретарь США