Иван Бургуджи: В Молдавии у Гагаузии союзников нет
Независимый депутат Народного собрания (парламента) Гагаузии, председатель постоянной комиссии по правам человека, законности и правопорядку
ИА REGNUM: Как бы вы оценили нынешнюю общественно-политическую ситуацию в Гагаузии? Насколько она автономна и отлична от ситуации в Молдавии в целом? И с чем связана столь жесткая критика - вплоть до требований импичмента - с которой вы выступаете в адрес башкана Гагаузии?
Ситуация в Гагаузии в целом похожа на ситуацию в других регионах Молдавии, но, несомненно, имеет и местные особенности. Во-первых, как и по всей Молдавии, в автономии идет процесс вымывания трудоспособного и предприимчивого населения. Грамотные, квалифицированные и работящие люди всех возрастов, те, кто, собственно, и составляет костяк, становой хребет гагаузского народа, вынуждены - отнюдь не от хорошей жизни - уезжать за пределы страны в поисках заработков. Постепенно они осваиваются на новом месте, находят постоянную работу и переезжают с семьями уже на постоянное место жительство. А в Гагаузии остаются одни дети, старики и больные. Население убывает, села пустеют. Людям просто нечем заниматься, нет работы, не на что жить! Между тем, Исполнительный комитет (правительство) Гагаузии во главе с
ИА REGNUM: Каково отношение молдавских партий к Гагаузии? Есть ли в парламенте Молдавии хоть одна партия, защищающая право гагаузов на автономию?
К сожалению, не только в парламенте, но и в целом в Республике Молдова на сегодняшний день нет такой общереспубликанской партии. Те представители гагаузской национальности, которые попадают в парламент Республики Молдова по спискам различных политических партий, к сожалению, не являются представителями Гагаузии. Они в первую очередь являются представителями той политической силы, по спискам которой они прошли в парламент и действуют в её интересах. Выходом из ситуации, на мой взгляд, могло бы стать предоставление Гагаузии соответствующей квоты в парламенте Республики Молдова, избираемой на территории Гагаузии по одномандатным округам, согласно Лундским рекомендациям, ратифицированными парламентом Республики Молдова. Но власти Молдавии не желают реализовывать на практике подписанные ими же международно-правовые акты. Таким образом, права и полномочия Гагаузии зафиксированы только на бумаге, но не существуют в реальности. Нормы закона Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" от 23 декабря 1994 года до сих пор не исполняются в полном объеме и не введены в действие. Мало того, парламентом и правительством Республики Молдова продолжают приниматься законы и нормативные акты, не учитывающие существование закона Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)", а порою и прямо противоречащие нормам указанного закона. Между тем, в Молдавии не может быть принят ни один закон или нормативный акт, противоречащий нормам указанного закона, являющегося по значимости вторым после конституции Республики Молдова - поскольку в него можно вносить изменения и дополнения, в отличие от остальных законов, лишь голосами 3/5 избранных депутатов парламента Молдавии. Но эта норма - о соответствии новых законов закону об особом правовом статусе Гагаузии - не исполняется: свежим примером такого рода является рассматриваемый ныне в парламенте, и уже одобренный правительством Молдавии законопроект "О полиции". Этим законопроектом и незаконными, антиконституционными и волюнтаристским действиями министра внутренних дел
ИА REGNUM: То есть в Молдавии у Гагаузии союзников нет?
Вы совершенно правы. Как тут не вспомнить, какой процент голосов дала Гагаузия в пользу Партии коммунистов (ПКРМ) в 2001 году, приведя её к абсолютной власти в Молдавии, и чем все это для неё кончилось. Об этом, на мой взгляд, не стоит забывать ни при каких обстоятельствах.
ИА REGNUM: По итогам осенних выборов в Народное собрание Гагаузии было много противоречивой информации о раскладе сил и представительстве тех или иных партий в гагаузском парламенте, о гласных и негласных союзах. Каков этот расклад сейчас?
В Народном собрании Гагаузии представлены четыре партии, входящие в парламент Республики Молдова: Партия коммунистов Молдавии (ПКРМ), Либерально-демократическая партия Молдавии (ЛДПМ), Демократическая партия Молдавии (ДПМ) и Партия социалистов Молдавии (ПСМ). Официально сформированы две депутатские фракции: это фракция ПКРМ, насчитывающая 7 депутатов (пять депутатов-коммунистов и два независимых депутата), и фракция ЛДПМ, насчитывающая 5 депутатов (два депутата от ЛДПМ и трое независимых депутатов). Хотя ДПМ официально и не сформировала в Народном собрании депутатскую фракцию, она фактически представлена в Народном собрании Гагаузии депутатами, избранными в качестве независимых при поддержке общественного движения "Новая Гагаузия" и вступившими ныне в ряды ДПМ. Если говорить о соотношении основных команд в Народном собрании и партий в молдавском парламенте, то следует отметить, что в Народном собрании есть представители двух оппозиционных парламентских партий (ПКРМ и ПСМ) и двух партий, входящих в Альянс за евроинтеграцию-2, а также независимые депутаты. Что касается депутатов-сторонников Михаила Формузала, то сам Формузал неоднократно менял своих союзников. В настоящее время Формузал находится в тесных союзнических отношениях с Либерально-демократической партией Молдавии и её лидером
ИА REGNUM: А чьи программные установки продвигает движение "Новая Гагаузия", к созданию и деятельности которого вы имеете непосредственное отношение, и которое недавно приняло решение о слиянии с Демпартией?
Действительно, делегаты третьего съезда общественного движения "Новая Гагаузия" приняли решение об объединении своего движения с Демократической партией Молдавии (ДПМ). Большинство членов ОД "Новая Гагаузия" вслед за её лидером, мэром муниципия Комрат
ИА REGNUM: Но при этом голосуете в одной команде с депутатами, примкнувшими к Демпартии?
Я избирался в Народное собрание от села Кириет-Лунга как независимый депутат и продолжаю таковым оставаться по настоящее время. Я не вхожу в настоящее время ни в какие партии или фракции и голосую, руководствуясь совестью и здравым смыслом. Я голосовал, к примеру, за избрание руководства Народного собрания Гагаузии и его профильных комиссий, потому что считаю их разумными, голосовал за принятие закона АТО Гагаузия "О бюджете Гагаузии". Участвовал в разработке новой редакции закона АТО Гагаузия "О регламенте Народного собрания Гагаузии" и могу сказать, что никто не давал никаких указаний, как и что вносить в содержание данного закона, никто никого не подкупал, все делалось в интересах Гагаузии и в рамках полномочий Народного собрания Гагаузии. А всякого рода инсинуации и грязь, льющаяся со стороны господина Формузала и его сторонников, словно из рога изобилия, на мой взгляд, является лишь банальной попыткой отвлечь внимание общественности и депутатов от противоправных деяний, совершенных самим господином Формузалом и его окружением. Да, я могу быть командным игроком и голосовать в команде, как это делал до сих пор, если принимаемые решения идут на укрепление статуса и полномочий Гагаузии и улучшение социально-экономического благосостояния народа Гагаузии.