Илья Галинский: "Киевский мечтатель" и "политический угол" для Приднестровья
Итоги состоявшегося 21-22 января визита в Молдавию и Приднестровья главы МИД Украины, действующего председателя
В последние время в политическом дискурсе все чаще звучит вопрос - почему политики очень часто игнорируют мнения экспертов, причем не просто игнорируют, а даже делают это с известной долей "цинизма". Другими словами, реализуемая сегодня многими государствами политика опирается не на научный анализ, скажем, конкретной конфликтной ситуации, не на аргументированное экспертное заключение, а больше на конъюнктурные подковерные игры властвующих политических акторов и сил, за ними стоящих.
Самое непосредственное отношение данный тезис имеет к ситуации молдавско-приднестровского урегулирования, которое некоторые ангажированные политики, спешащие "все решить сразу и сейчас", не вникая глубоко в суть проблемы, по-прежнему пытаются решить "кавалеристским наскоком", как в свое время президент Реcпублики Молдова
На этом фоне нам кажется, что вступивший в должность действующего председателя ОБСЕ министр иностранных дел Украины Леонид Кожара пытается идти все тем же поверхностным путем, заявляя фактически о том, что под его политическим руководством данный конфликт можно будет решить до конца нынешнего 2013 года. Что это? Чрезмерные амбиции министра? Головокружение от собственной значимости? Жесткая установка некоего "Госдепартамента"? Или все же элементарное непонимание глубины и сложности данного конфликта? Некоторые аналитики после последних заявлений Леонида Кожары, сделанных им в Кишиневе, начали даже говорить о нем с известной долей иронии, как о новом "киевском мечтателе".
Если же серьезно проанализировать содержательный аспект визита Леонида Кожары в Республику Молдова и Приднестровье, то собственно ничего принципиально нового он не принес. Все те же декларации, обещания и, самое главное, на наш взгляд, непонимание сути проблемы, что нам совсем недавно продемонстрировало и ирландское председательство в ОБСЕ. Суть же проблемы очень проста и заключается в том, что настоящий конфликт - отнюдь не приднестровский конфликт, а урегулирование - не приднестровское урегулирование, как пытаются трактовать молдавско-приднестровский конфликт и молдавско-приднестровское урегулирование Молдавия, США,
Совершенно очевидно, что Республика Молдова, ее правящий политический класс, да и практически вся нынешняя политическая оппозиция не просто не готовы положить в основу молдавско-приднестровского урегулирования принцип взаимосопоставимого компромисса, а категорически против этого. И в этом их, как ни печально осознавать, максимально поддерживают участники переговорного формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) - США, ЕС и Украина. В этом без особого напряга все могут убедиться на примере "поддержки и реализации" властями Республики Молдова многочисленных инициатив приднестровской стороны, приднестровского президента
Именно поэтому так много и так настойчиво в последнее время вся эта "королевская рать" талдычит о необходимости заняться не столько социально-экономическими проблемами урегулирования, сколько политическими. Иначе говоря, ей надо решить, в какой политический угол загнать Приднестровье: региональный или автономный анклав.
Повторимся, и это лежит на поверхности, никто из этой "королевской рати" не желает решения молдавско-приднестровского конфликта исходя из коренных интересов двух субъектов: Республики Молдова и Приднестровья. Господствующий тезис один - заставить Приднестровье подчиниться "общей воле цивилизованного сообщества", закрыть проблему, втиснув Приднестровье в Республику Молдова. Мнение же и жизненные интересы, по их выражению, "так называемого приднестровского народа" для них - нечто десятистепенное.
В данном контексте, некоторое недоумение вызывают "аналитические размышления" большинства экспертов и не только молдавских, в том числе достаточно серьезных, а также отдельных политиков, которые связывают возможность "объединения" Республики Молдова и Приднестровья с политикой ее категорического отказа от объединения с Румынией и возможного вступления в НАТО. Вне всякого сомнения, это серьезные аргументы. Однако есть еще один, ничуть не менее важный, а может быть и определяющий. Для приднестровцев сама суть молдавского государства, как выстроенного исходя из фундамента национальной составляющей, не просто неприемлема в качестве общей платформы сожительства, но и противоречит их имманентным ценностям, лежащим в основе интернациональной сущности Приднестровской Молдавской Республики. Поэтому, и об этом следует знать как всем участникам переговорного формата "5+2", так и действующему председателю ОБСЕ, единственным вопросом политической повестки молдавско-приднестровского урегулирования, который приднестровская сторона готова обсуждать в любое время дня и ночи - по-прежнему остается вопрос утверждения политического статуса ПМР как независимого государства, стремящегося установить с Республикой Молдова добрососедские отношения.
При сохраняющихся же политических реалиях и безусловном авторитарном давлении на Приднестровье со стороны Запада и его симпатизантов, сугубо в собственных национальных интересах и в контексте агрессивной геополитики, все надежды на продвижение чего-либо серьезно-компромиссно-конструктивного во время февральского раунда переговоров во Львове, имеют тенденцию к разочарованию, как бы ни пытался этого не допустить новый председатель ОБСЕ.