Одной из наиболее обсуждаемых тем в армянских экспертных кругах и СМИ в последнее время стали идущие параллельно процессы укрепления Ереваном военно-политических связей с Москвой с одной стороны и продолжающийся курс на интеграцию с Европой - с другой.

Единства относительно того, в каком из этих направлений следует двигаться республике, нет. Комментаторы в своем большинстве разделились на сторонников и противников одного из этих подходов. При этом (возможно, для упрощения ситуации) "западники" позиционируются в качестве сторонников либерально-демократических ценностей, в то время как сторонники интеграционных процессов на постсоветском пространстве считаются носителями консервативных взглядов.

Сразу заметим, что на поверхностность и ущербность таких однозначных оценок указал в одном из своих недавних выступлений первый президент республики, лидер Армянского национального конгресса (АНК) Левон Тер-Петросян. По его словам, как либерально-демократическая, так и все разновидности социалистической идеологии по своему генезису являются порождением западной философской и общественно-политической мысли, поэтому указанное противопоставление неверно по существу, чревато расколом общества и политического класса страны. Добавим, что армянская власть "по умолчанию" явно разделяет подход первого президента.

Призывы отказаться от попыток "усидеть на двух стульях" и определиться с приоритетами до недавнего времени подогревались однозначными высказываниями многих западных дипломатов и политиков. По их словам, сближение Армении с Таможенным союзом и ЕврАзЭС никак не совместимо с процессом евроинтеграции, со стремлением заключить с Евросоюзом соглашение об ассоциации и о зоне свободной торговли. Однако в последнее время позиция Запада стала выглядеть далеко не столь однозначно.

Так, например, в ходе своего недавнего визита в Брюссель спикер армянского парламента Овик Абрамян в очередной раз заверил ведущих политиков и чиновников ЕС в том, что процесс сближения с Европой является для Еревана стержнем как внутренней, так и внешней политики. Но при этом отношения с Москвой имеют для Армении стратегическое значение. Это заявление было встречено более чем благосклонно. В частности, еврокомиссар по вопросам расширения ЕС Штефан Фюле отметил, что позитивные армяно-российские отношения - в интересах самого Евросоюза, они также могут способствовать развитию сотрудничества Армении с Европой.

Отметим, что такой подход полностью совпадает с декларируемыми подходами Москвы. Так, недавно в ходе переговоров с главой МИД Украины Леонидом Кожарой министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, в частности, что Россия не видит противоречий в движении Украины и РФ к сотрудничеству со структурами Евросоюза и интеграцией на пространстве СНГ. "Безусловно, наши страны сами определяют приоритеты на европейском направлении, но нас объединяет общая заинтересованность в строительстве единой Европы без разделительных линий. Поэтому мы не видим противоречий между движением каждой из наших стран к сотрудничеству с европейскими структурами и углублением разноформатной интеграции на пространстве СНГ, поскольку речь идет о наших взаимодополняющих действиях", - сказал Лавров.

Естественно, что армянская сторона активно поддерживает такой подход, сочетающий в себе возможности как экономической евразийской интеграции, так и культурно-политического сближения с Западом. "Россия была и остается нашим основным стратегическим партнером, мы должны углублять эти отношения и не должны противопоставлять их отношениям с Евросоюзом. У нас сегодня очень хорошо получается сотрудничать с обеими сторонами. Мы должны продолжать это сотрудничество", - заявил на днях секретарь Совета национальной безопасности Армении Артур Багдасарян. При этом в обоих случаях предпринимаются достаточно конкретные действия. Так, в конце прошлого года в Брюсселе было подписано соглашение между Арменией и ЕС об упрощении визового режима, граждане стран Шенгенской зоны получили возможность безвизового въезда в Армению. И Ереван, и Брюссель при этом надеются, что в конце нынешнего года удастся выйти на завершающий этап подготовки соглашений о зоне свободной торговли и об ассоциативном партнерстве. По словам Багдасаряна, существует "дорожная карта" сближения Армении с ЕС, состоящая из 164-х "шагов", и эти шаги последовательно делаются.

Одновременно завершилась разработка нового соглашения об армяно-российском военно-техническом сотрудничестве, в Армении открылось представительство российского госагентства "Росграница", а вскоре будет открыта Академия ОДКБ (первая в странах-участницах Организации). В ней будут готовиться и военные специалисты, и специалисты сферы безопасности. Также в нынешнем году в Армении будет создана совместная армяно-российская структура материально-технических резервов для всего Кавказского региона. По словам Артура Багдасаряна, создание такой "крупнейшей инфраструктуры" имеет важное значение не только для нужд национальной экономики и обеспечения безопасности республики. "Эти резервы могут быть использованы для нужд России", указал секретарь Совбеза.

В свое время экс-спикер Госдумы России Борис Грызлов назвал Армению "форпостом России" в Закавказье, что вызвало ряд резких комментариев в местных СМИ, усмотревших в такой формулировке "пренебрежительное отношение" к стратегическому союзнику. Возможно, высказывание Грызлова и впрямь не отличалось тонкой дипломатичностью. Но вот недавно генсек ОДКБ Николай Бордюжа заявил, что Армения - "оплот" России в регионе, и эти слова отторжения не вызвали (видимо, в Ереване поняли так, что "оплотом" может быть отнюдь не вассал, а равный союзник).

Дело, разумеется, не в формулировках той или иной степени дипломатичности, а в том, что уже не только в Москве, но и в Брюсселе возникает понимание: Армения, прикрытая "щитом" российской базы и погранотрядами ФСБ и одновременно стремящаяся к сближению с ЕС, становится реальным элементом уже не только евразийской, но и европейской системы безопасности в свете критического возрастания рисков дестабилизации всего Ближнего Востока. Как уже неоднократно отмечали эксперты ИА REGNUM, если Ближний Восток окончательно "рухнет", то есть перестанет быть относительно единым с точки зрения обеспечения работы транснациональных транспортно-энергетических инфраструктур, непременно понадобится "регион-дублер", который может взять на себя часть этих функций. Закавказье в этом смысле выглядит весьма привлекательно. И отметим, с этим обстоятельством, а не только со стремлением обойти Россию, связано настойчивое стремление западных стран и транснациональных монополий проложить через регион всё новые нефте- и газопроводы, которые должны "подстраховать" и диверсифицировать европейское энергоснабжение. В силу нерешенности карабахского конфликта и продолжающейся из-за этого блокады Армении Азербайджаном и Турцией, Ереван пока остается вне большинства региональных инфраструктурных проектов. Однако одновременно укрепляется значение Армении как несущего элемента структуры региональной и - шире - ближневосточной безопасности.

Все это означает, что Армения становится той площадкой, на которой реально возможно долгосрочное российско-европейское и российско-американское взаимодействие при том, что во многих других вопросах противоречия между главными игроками мировой политики продолжают сохраняться. Это и позволяет Еревану последовательно проводить комплиментарный внешнеполитический курс, который чем дальше, тем больше устраивает всех её партнеров - Россию, ЕС, США и даже Иран.

Одновременно сказанное предполагает, что если на Ближнем Востоке в обозримой перспективе не наступит разрядка напряженности (предпосылок к чему пока не видно), следующим шагом России, Америки и ЕС, скорее всего, станет активизация процесса карабахского урегулирования. Исключение риска возобновления войны в Закавказье еще больше повысит значение региона как "оплота" стабильности возле границ охваченного фрустрациями Большого Ближнего Востока.

Ануш Левонян, политический обозреватель (Ереван)