"На евразийском регионе "Приднестровье" поставлен крест?" - обзор СМИ Приднестровья
Молдавско-приднестровское урегулирование: "План Маракуцы": бизнес-план или план "слива" ПМР?" Власть: "Получилось, что правительство пытается выбросить на улицу четверть бюджетников, депутаты сопротивляются, и тогда озлобленные "шоковые терапевты" уходят". Приднестровье - Молдавия: "Так поступать, не считаясь с интересами как минимум 100 тысяч населения - подло".
Молдавско-приднестровское урегулирование: "План Маракуцы": бизнес-план или план "слива" ПМР?"
После шестилетнего перерыва возобновились официальные переговоры по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники,
По словам политолога, доцента кафедры политологии Института истории, государства и права
"Тактика "малых шагов", провозглашенная приднестровским руководством, к сожалению, провалилась, - продолжает Осипова. - Политикам не удалось кардинально решить задачу политического урегулирования в формате "5+2". Правда, достижением является уже само возобновление работы международного формата урегулирования, однако на этом направлении существенных успехов пока не регистрируется. По мнению некоторых кишинёвских экспертов (к примеру,
"Что же касается ирландского раунда председательства в ОБСЕ и новых надежд, связанных с председательством в европейской структуре Украины, которая является страной-гарантом переговорного процесса в совещательном формате "5+2", то, я думаю, рассчитывать на какие-либо подвижки в решении приднестровского вопроса не приходится: слишком мал политико-правовой вес этих государств на европейском политическом ринге. Временами у меня создается впечатление, что официальный Киев имеет четкие рекомендации относительно поведения в процессе урегулирования. Об этом свидетельствует, в частности, реакция официального Киева на внеправовые действия молдавского руководства, связанные с введением экономической блокады, и это при том, что сама Украина терпит от такого "мероприятия" миллионные убытки", - подвела итог Светлана Осипова. ("Приднестровье")
В свою очередь политолог, директор бюро аналитических исследований и информационных технологий "Медиатор"
"Каковы же реальные итоги переговоров и в формате "5+2", и в двустороннем диалоге Тирасполя и Кишинева? - продолжил Широков. - Формально их можно разделить на несколько условных блоков: достижения (конкретные подписанные и реализованные договоренности), согласованные вопросы и "блокирующий пакет" (проблемы, решение которых возможно только на политическом уровне, а также проблемы, решение которых невозможно из-за кардинальной разницы в подходах сторон). Вероятно, не стоит перечислять все достижения или частично согласованные вопросы, они достаточно известны и широко освещались в СМИ, к тому же очевидно, что объем проблемных, нерешенных вопросов между Приднестровьем и Молдавией на сегодняшний день гораздо больше. В этом контексте возникает закономерный вопрос: а насколько соизмеримы конкретные результаты переговоров с заявленными позициями переговорщиков и общественными ожиданиями? И вот здесь следует обратить внимание на объективную реальность как в дипломатической, так и в переговорной плоскости. Во-первых, Молдавия и Приднестровье впервые за последние шесть лет начали вести официальные переговоры, что в отличие от существовавших ранее неформальных консультаций в разы повышает степень ответственности за предложенные инициативы и согласованные решения. Во-вторых, в Приднестровье сменилась команда переговорщиков, были сформулированы новые подходы к двусторонним отношениям с Молдавией. Эти факторы однозначно повлияли на уровень и глубину переговоров, так как всем участникам пришлось тратить дополнительные усилия и время не только на обработку новых инициатив, но и на "дипломатическое прощупывание" позиций друг друга. В то же время можно вспомнить, что в начале года все-таки звучало очень много оптимистических заявлений и многозначительных сигналов о возможном скором прогрессе. Итоговая встреча в Дублине, в частности, выступления переговорщиков от Приднестровья и Молдавии, показала, что "медовый месяц" завышенных ожиданий оставлен позади. На пятом раунде переговоров стороны все-таки подошли к обсуждению очень тонкого, но и очень важного вопроса - какие цели и задачи в урегулировании преследуют участники переговоров в формате "5+2"? Судя по реакциям переговорщиков, открытый обмен мнениями на эту тему не добавил оптимизма". ("Приднестровье")
"Таким образом, можно констатировать, что 2012 год и в переговорном процессе, и в двусторонних отношениях Приднестровья и Молдавии стал скорее неким подготовительным этапом перед началом возможно более жесткого, но и более прагматичного периода. В 2013 году председателем ОБСЕ станет Украина - тем самым Киев сконцентрирует в своих руках серьезный объем полномочий и компетенций и как страна-посредник в процессе молдавско-приднестровского урегулирования, и как руководитель международной организации, также обладающей статусом посредника в переговорах между Кишиневом и Тирасполем. Очевидно, что приднестровская проблематика станет одним из приоритетов Украины в 2013 году, что в свою очередь будет, как минимум, означать сохранение прежней динамики и активности в переговорном процессе. Однако до этого времени следует серьезно проанализировать итоги 2012 года, включая и проблему "пропорции компромисса", когда односторонние действия Приднестровья в рамках "жеста доброй воли" воспринимаются Молдавией как некие уступки приднестровской стороны. Стоит обратить внимание и на "легалистский" подход Молдавии в переговорах, на основе которого Кишинев блокирует практически любые инициативы, не соответствующие молдавскому законодательству. Также необходимо провести оценку экономической эффективности достигнутых соглашений и баланса между экономической целесообразностью и политическими интересами", - подвел итог Сергей Широков ("Приднестровье").
Сообщения в СМИ о существовании некоего нового плана по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта, обозначенного как "план
А теперь пропоём о главном, продолжает РИА "Днестр". Ибо, как говаривал Никита Сергеевич Хрущёв, "главное - в главном". В предполагаемом плане, автором коего назван бывший председатель Верховного Совета и один из опытнейших политиков ПМР, о главном вроде взаимоотношений Приднестровья с Молдавией, о юридическом нахождении ПМР в том или ином политическом пространстве, ничего не говорится. Можно даже сделать крамольный вывод, что перед нами - отдельные детали какого-то бизнес-плана, а не проекта по урегулированию. Здесь нет и намёка на то, о чём говорят все приднестровцы - от политиков и до обычных граждан. Так, совсем недавно в различных СМИ шла речь о создании "евразийского региона "Приднестровье". Теперь перед нами - "еврорегион "Приднестровье". Получается, на евразийском регионе, что предполагает участие ПМР в интеграции с участием России, Белоруссии и Казахстана (да пусть и без Казахстана!) поставлен крест?
Идём далее, пишет РИА "Днестр". Мы читаем, что экс-спикер вручил свой проект специальному представителю президента России по Приднестровью
В наши дни келейность в принципе неприемлема, продолжает РИА "Днестр". Мы читали в полном объёмы такие документы, как планы
А вообще, любой план не должен быть оторванным от реальной жизни, пишет РИА "Днестр". О разнице в геополитических ориентирах ПМР и РМ мы знаем. Слышали краем уха кое-что. Как это совместить при реализации самого распрекрасного плана? Молдавия пытается добиться, чтобы в 2013 году подписать договор об ассоциации с ЕС, закрепиться в зоне торговли с Евросоюзом, снять визовый режим с Европой. У нас в приоритетах Таможенный союз и Евразийское пространство. От конкретных решений по этому поводу всё равно не уйти. На двух стульях не усидишь - Запад не даст. Там так и говорят: вхождение в Европу (как будто мы в Америке!) исключает Таможенный союз. Неужто мы, как можно предположить из нового плана, сможем всех перехитрить?
"Фишка" в том, что маленькое государство должно быть в каком-то политическом, экономическом, юридическом и военном пространстве, продолжает РИА "Днестр". И о культурном факторе, о своих корнях тоже нельзя забывать. Приднестровью, проще говоря, нужны могучие союзники, близкие по духу. Кто они? Из того, что нам называют "планом Маракуцы", этого не видно. Или нам просто не всё показывают. Но мы и сами можем кое-что спросить. Например, что означает: "Нынешняя территория Приднестровья должна стать свободной экономической зоной"? Должны ли мы отказаться от государственности в форме независимой республики? В начале 1990-х годов Приднестровье было согласно на статус свободной экономической зоны. Говорить об этом сейчас, когда построено по постсоветским меркам полноценное государство - смешно. Это означает после серии побед в становлении ПМР, принести свою капитуляцию Кишинёву на блюдечке с трёхцветной каёмочкой.
Из плана ясно, что авиация ПМР если и будет, то только под контролем Кишинёва, пишет РИА "Днестр". Читаем: "Молдавия дает разрешение на использование своего воздушного пространства, а также предоставляет свою территорию для транспортировки и хранения транзитных грузов". А в Тирасполе будет "аэропорт-хаб". Да неужто РМ согласится на всё это без обременительных условий? Тут даже консульство России не дают открыть. Можно предположить, что от нас потребуют допустить полицию РМ для обеспечения безопасности "хаба". Нужно это Приднестровью?
Кстати, с приходом в президентское кресло ПМР
Сейчас на дворе не 90-е годы, когда страны бывшего СССР пребывали в непонятном с точки зрения перспективы положении, пишет РИА "Днестр". Что дальше - никто не знал. Поэтому можно было из года в год усыплять Восток и Запад пышными словесами о готовности работать и с теми, и с другими. Нынче же размежевание идёт быстрее, в 2013 году оно может уже состояться. Если будут у РМ ассоциация с ЕС и полноценная зона торговли, да безвизовый режим в придачу - то граница ПМР и РМ станет самой, что ни на есть настоящей. Помните, как проводились "мосты цветов" в 90-е между "братскими" Молдавией и Румынией? А стоило Бухаресту вступить в ЕС, как для приезда в Румынию надо либо получить визу, либо обзавестись румынским гражданством. Так и у нас - будем пробиваться в Таможенный союз - жди барьеров на молдавско-приднестровской границе и для людей, и для товаров. А согласимся быть еврорегионом - тогда не пришлось бы приднестровцам получать визы, чтобы в Россию и Украину поехать, чтобы на море в Одессе отдохнуть...
Те, кто писал этот документ (если он есть в готовом виде) ответов нам на эти многочисленные вопросы не дают, продолжает РИА "Днестр". Или нам эти ответы по каким-то причинам не показывают. А если план боятся показать тем, кого он напрямую касается, то есть приднестровцам, то не есть ли перед нами настоящий план сдачи или, если угодно, "слива" ПМР? Чтобы плохие мысли не лезли в наши светлые головы, давайте почтительно попросим тех, от кого это зависит, обнародовать данный план. А если это зондаж общественного мнения, эдакая политико-сюрреалистическая добрая провокация в стиле
Власть: "Получилось, что правительство пытается выбросить на улицу четверть бюджетников, депутаты сопротивляются, и тогда озлобленные "шоковые терапевты" уходят"
Заседание Верховного совета ПМР 12 декабря было ожидаемым - парламентарии и исполнительная власть, наконец, должны были рассмотреть проект основного финансового закона на следующий год, пишут "Профсоюзные вести". Неоднократно писалось, в каких "муках" он рождался, какую горячую полемику вызвал, как "развел" по разные стороны баррикад представителей двух ветвей власти. Поэтому повторяться нет смысла. Заметим лишь, что рассмотрение проекта бюджета во втором чтении несколько раз откладывалось - стороны не могли согласовать позиции по некоторым моментам законопроекта. К тому же время поджимает - бюджет должен быть принят до наступления нового финансового года.
Накануне пленарного заседания ситуация вокруг бюджета была все еще напряженной - некоторые эксперты и даже министр финансов
Но вот пленарное заседание Верховного Совета объявлено открытым, пишут "Профсоюзные вести". Парламентарии и члены правительства - для тонуса - "размялись" на принятии законопроектов о внесении изменений в бюджет этого года и оказании помощи сельхозпроизводителям. А потом споро, слаженно и практически без ставших обычными препираний стали "проходить" по бюджетным поправкам (их более 150-ти). И казалось нам, наивным, что законодатели и исполнительная власть, изрядно "попортившие" друг другу крови на предбюджетном этапе, все-таки нашли такой необходимый компромисс. Но, увы, достигнутое, пусть шаткое, равновесие "обрушилось" при обсуждении предложенного правительством сокращения в новом году до 25% бюджетников. Парламентарии еще до второго чтения выразили свое мнение по этому поводу - прежде чем "резать по-живому", необходимо продумать механизм трудоустройства освобождаемых работников. На пленарном заседании они вновь его подтвердили, не отрицая при этом, однако, что "штаты чрезвычайно раздуты". "Но речь идет о 5 тысячах человек, которые могут потерять работу, - заметил
Речь депутата
В связи с произошедшим инцидентом стороны высказывают свою точку зрения - еще на сессии парламентарии сочли уход правительства "демаршем", для которого не было юридических оснований, и неуважением к депутатскому корпусу ("мы же не уходим!"), пишут "Профсоюзные вести". На следующий день появилось заявление правительства и полномочного представителя президента в Верховном Совете
Уход членов правительства ПМР и представителя президента с сессии Верховного Совета 12 декабря представляет собой игру на обострение с целью окончательного сокрушения приднестровского парламента как самостоятельной силы, пишет "Лента ПМР". С точки зрения тактики правительство ПМР явно старается отвлечь внимание приднестровцев от следующих своих действий, бьющих как по интересам граждан, так и по приднестровской государственности в целом: 1. Готовящиеся массовые увольнения бюджетников под маской так называемой "оптимизации". Минимальное число возможных уволенных - 25%. 2. Предлагаемый президентом ПМР Евгением Шевчуком и правительством рост тарифов на газ для промышленных предприятий, что нанесёт тяжелейший удар по экономике страны и приведёт к остановке или сильному сокращению производства на ряде заводов.
Скандал, созданный искусственно под руководством вице-премьера Майи Парнас 12 декабря, призван помочь провести вышеупомянутые решения, выставляя противящихся этому парламентариев консерваторами и противниками политики президента ПМР по "наведению порядка", продолжает "Лента ПМР". Анализируя обстановку, приходишь к выводу, что первоначальная заготовка исполнительной власти состояла в уходе из Верховного Совета в случае, если депутаты отвергнут предложения президента и правительства о 75-процентном повышении газовых тарифов. На такой вывод наталкивает ожесточённая антипарламентская пропагандистская кампания в государственных СМИ Приднестровья, а также то странное упорство, с которым президент и правительство стараются продавить этот смертельно опасный для приднестровского производителя шаг.
Однако в силу политической неопытности "молодых реформаторш" в лице Майи Парнас, министра финансов Елены Гиржул и других представителей правительства, бывших тогда в ВС, команда Евгения Шевчука ушла из зала в невыигрышный для неё момент, пишет "Лента ПМР". Получилось, что исполнительные структуры пытаются выбросить на улицу четверть бюджетников ПМР, но депутаты этому сопротивляются, и тогда озлобленные "шоковые терапевты" уходят, не в силах аргументировать свои предложения. В итоге министры получились кем-то вроде
События всего 2012 года, а особенно последних недель, показывают, что говорить о правительстве под руководством премьер-министра Петра Степанова неверно, продолжает "Лента ПМР". С самого начала в правительстве были и есть люди, которые сориентированы напрямую на президента Шевчука, а их подчинение Петру Степанову носит во многом формальный характер. Это, прежде всего, вице-премьеры
То, что предлагает правительство, объективно отвечает интересам противников Приднестровья, пишет "Лента ПМР". Если заводы остановятся, люди начнут выезжать ещё интенсивнее, чем сейчас, пенсионеры получат удар монетизацией, у студентов отберут льготы по проезду, квартплаты сравняются с молдавскими - тогда ПМР ослабнет до критически опасной черты. Когда глава правительства говорит, что при повышении тарифов на газ выживут сильнейшие - это поразительная безответственность и какая-то озлобленная некомпетентность. И здесь вполне допустимы депутатские выражения о "детском лепете" и "промывании мозгов" со стороны правящей команды. Инструменты такого "промывания" известны. Это превратившиеся полностью в средства обмана народа и манипуляции общественным мнением государственные СМИ, которые полностью контролирует президент ПМР. Из электронных СМИ нередко льётся сознательная ложь, а альтернативные точки зрения или замалчиваются или столь же сознательно искажаются.
Пример - попытки придать обратную силу закону об отмене сроков давности, что позволит расправиться с неугодными путём фабрикации уголовных дел с использованием громких преступлений из "лихих" 90-х, продолжает "Лента ПМР". Тем, кто говорит об истинных причинах этой настойчивости, которая неизбежно, в случае принятия такого закона, обернётся колоссальным ущербом для ПМР на международной арене, слова не предоставляют. Тем, кто обращает внимание, что наши власти рыдают над анонимными "изнасилованными 20 лет назад девочками", но при этом почему-то милуют пачками названных пофамильно уголовных авторитетов, доступ на государственные ТВ и радио воспрещён. В этой ситуации исполнительная власть, желая избежать разговоров на неприятные для неё темы, делает, как показывают события 12 декабря, ставку на скандалы. При этом все видят, что нынешнее правительство ПМР несостоятельно и некомпетентно, пишет "Лента ПМР". Здравый смысл подсказывает, чтобы президент уволил его и предложил стране Правительство Народного Доверия и Согласия. Оно должно опираться на самые различные общественно-политические силы и авторитетные фигуры из числа опытных руководителей производства, специалистов в различных областях и т.д. И правительственный курс должен быть существенно изменён в сторону поддержки отечественного производства и социальной защиты населения. Решится ли на это президент? С одной стороны, он на совещании с представителями правительства и Верховного совета призвал их к совместной конструктивной работе и диалогу. С другой, на ВС ПМР продолжается атака в государственных СМИ. Пока же верным представляется не реагировать на явную истерику некоторых членов правительства, заблокировать предложения о неподъёмных тарифах на газ, а Верховному Совету - заняться созданием собственных масс-медиа. Диалог между ветвями власти не может быть односторонним диктатом. В противном случае ПМР погрузится в полномасштабный политический кризис, что для непризнанного государства смертельно опасно, подводит итог издание.
Приднестровье - Молдавия: "Так поступать, не считаясь с интересами как минимум 100 тысяч населения - подло"
В середине ноября Молдавия объявила о том, что молдавские операторы сотовой связи запускают услугу 4G/LTE (широкополосный формат мобильного интернета), на что ими была получена соответствующая лицензия, пишут "Профсоюзные вести". Эта услуга будет распространяться на той же частоте, которую сегодня занимает кабельный оператор приднестровского телевещания, а именно ТВ "Шериф". Запуск 4G создаст помехи в его сигнале. А это означает, что около 100 тысяч приднестровских семей - абонентов сети MMDS - могут лишиться возможности смотреть ТВ. Министр иностранных дел ПМР Нина Штански обозначила эту проблему на встрече 14 ноября в Тирасполе с вице-премьером РМ по реинтеграции
Ситуацию комментирует начальник Государственной службы связи, информации и СМИ
"Что касается текущего момента, то могу сказать, что оперативно внедрить такую технологию невозможно, - продолжил Евгений Зубов. - Система 4G совершенно новая, и в мире не везде есть соответствующее оборудование. Насколько я знаю, молдавские операторы сейчас начали разработку системы только по Кишиневу. Поэтому уповаем на то, что это не произойдет завтра. В ближайшие полгода точно можно быть спокойными на этот счет, хотя, в любом случае, нервничать нужно нам, а не жителям, потому что жители как получали услугу, так и будут ее получать. За время, пока молдавская сторона будет внедрять систему, мы будем пытаться найти решение, чтобы в итоге жители Приднестровья, являющиеся абонентами ТВ, не пострадали. Но неприятен сам факт того, что частоты были проданы, нас поставили в определенную позицию, это с нами не согласовали, не прислушались к нашему мнению, - учитывая то, что мы почти во всех вопросах, которые предлагались, шли навстречу, в поисках компромисса пытались найти удобные решения для обеих сторон". ("Профсоюзные вести")
"С трансляцией телеканалов та же история, - отмечает Зубов. - Мы с 1 декабря отключаем вещание молдавского 1-го канала в Приднестровье, как предупреждали молдавскую сторону - в ответ на то, что наш приднестровский канал не транслируют на территории Молдавии, хотя договоренность об этом была подписана. Весной это предложение было выдвинуто, и уже через два дня после этого мы нашли техническую возможность и начали вещание в тестовом режиме. В августе молдавская сторона подписала нам документ о том, что они не нашли технических препятствий для трансляции нашего канала. Но вещание так и не началось. К нам за это время обратились несколько операторов молдавских кабельных телевизионных сетей с просьбой заключить договор на вещание Первого приднестровского канала - чтобы мы разрешили им включить в свой пакет. Но мы им, естественно, отказали, потому что была договоренность на другом уровне, достигнутая в ходе переговорного процесса. В ответ на наше предложение как-то ускорить решение этого вопроса молдавская сторона посоветовала нам обратиться в Координационный совет по телерадиовещанию Молдавии, который дает лицензию на вещание. Таким образом, нас обязали вступить в молдавское правовое поле, ведь чтобы получить разрешение, надо соответствовать законодательству Молдавии. Это заведомо проигрышная ситуация. Молдавия в итоге так и не выполнила ни один из пунктов договоренности, поэтому с 1 ноября мы отключили "Публику ТВ", а с 1 декабря мы отключаем трансляцию в Приднестровье канала "Молдова 1", о чем мы их предупредили письменно". ("Профсоюзные вести")
"И плюс к тому, что молдавская сторона не выполнила договоренности по телевидению, она еще и продала частоты 4G, заранее зная, что это нанесет нам непоправимый ущерб. В Европе, в международном союзе электросвязи проводили соответствующие испытания, которые подтвердили, что 4G и LTE, как излучающее средство, будет наводить помеху. Причем, ситуация такая, что эфирно кабельные сети MMDS не могут, в свою очередь, "вывести" помеху на молдавских операторов связи. Так что это будет вред, нанесенный конкретно нашим сетям, нашим абонентам", - подвел итог Евгений Зубов. ("Профсоюзные вести")