Константин Костин: В новом избирательном цикле произойдет перезагрузка региональной политической элиты
"Независимая газета" 18 декабря опубликовала статью председателя правления Фонда развития гражданского общества
В ежегодном Послании Федеральному собранию президент
Состоявшиеся за последний год выборы показали, что пока никто даже из давно существующих партийных "системных" игроков (за исключением "Единой России" и КПРФ) не может похвастаться стабильной любовью избирателя. Что уж тут говорить о новых партиях, для которых преодоление даже пониженного барьера на выборы в Госдуму (напомню, сейчас он уже не 7, а всего 5%) - вовсе не прогулка по пленэру с гарантированным фуршетом в конце. Участие новичков, которых только сейчас уже 40, делает выживаемость в этом "первичном бульоне" для политических сил делом весьма проблематичным. Внимание избирателя не всеобъемлюще.
Таким образом, возвращение выборов по одномандатным округам - это серьезный шанс для новых партий, представляющих самый различный политический спектр. И конечно, для тех, кого еще недавно называли оппозицией "несистемной". Потому что в ее рядах можно легко найти достаточное количество людей, которые умеют такие выборы выигрывать. Достаточно вспомнить
Можно, конечно, возразить, что "приз" сомнителен и в парламенте пара-тройка депутатов в условиях доминирования партий-гигантов "ничего не решает". Но история доказывает обратное: в Государственной Думе III созыва фракция "Народный депутат", сформированная исключительно из одномандатников, сумела стать одной из самых влиятельных. Более того, наличие фракции в Государственной Думе существенно облегчило "нардепам" формирование всероссийского движения, а затем и партии. Так что приз-то как раз есть.
Вторая мера, направленная на стимулирование партстроительства, - это формирование политических блоков во время избирательных кампаний. В Послании президент призвал обсудить такую возможность. В реальности эта мера позволит малым партиям за счет создания коалиций не только разово попадать во власть, но и создаст основу для появления новых мощных партийных игроков.
Это утверждение легко подтвердить примерами. Так, в 1993 году избирательный блок "Выбор России" сумел набрать на парламентских выборах 15,51% голосов. Спустя год большинство членов этой фракции вошло в движение "Демократический выбор России" (ДВР). В тех же выборах участвовал оппозиционный блок "Явлинский-Болдырев-Лукин", также именовавшийся "ЯБЛоком". Блок смог преодолеть барьер на выборах и получил 7,89% голосов, заняв шестое место. А уже в 1995 году на базе думской фракции блока было создано объединение "Яблоко", которое в дальнейшем трансформировалось в одноименную партию. Одним из самых успешных примеров политических объединений стал блок "Отечество - Вся Россия" (ОВР), набравший на выборах 1999 года 13,33%. Спустя год большинство членов фракции ОВР влились в "Единую Россию". На тех же выборах четвертое место досталось блоку "Союз правых сил", на базе которого позднее была сформирована партия СПС.
Предложенные президентом меры - хороший практический ответ всем критикам, говорящим об "опрощении" политической системы. Как известно, именно конкуренция между партиями является одним из главных элементов демократической политической модели. Согласно определению профессора Йельского университета в США, одного из основоположников теории современной демократии Роберта Алана Даля, идеал демократии предъявляет крайне высокие требования прежде всего к качеству народного представительства во власти. А основным критерием эффективности демократии является не что иное, как уровень политической конкуренции, особенно проявляющейся на свободных выборах.
Ну и в-третьих, возвращение выборов по одномандатным округам имеет и крайне важный региональный аспект. Очевидно, что в новом избирательном цикле произойдет перезагрузка региональной политической элиты - за счет появления в субъектах политиков федерального уровня, имеющих местную прописку. Это позволит в том числе существенно расширить скамейку запасных на губернаторских выборах.
Главным образом, эта скамейка нужна для того, чтобы за счет конкуренции повысить качество государственного управления в регионах. Именно из одномандатников зачастую получались губернаторы, причем некоторые из них становились настоящими российскими политическими тяжеловесами. Достаточно вспомнить нынешнего руководителя Краснодарского края
И это не исключения, а скорее тенденция. Давайте вспомним, кого, как правило, на губернаторских выборах до 2005 года считали основными кандидатами? Конечно, в первую очередь - сам действующий губернатор. Потом - руководитель законодательного органа субъекта. Иногда - мэр областного административного центра. И обязательно - депутаты-одномандатники. Особенно сильно это проявлялось в тех регионах, где вся территория и составляла, по сути, один избирательный госдумовский округ. Скажем, в Псковской, Орловской, Костромской областях и т.д. Есть все основания полагать, что после выборов в Госдуму в 2016 году эта тенденция возобновится.
Таким образом, своим Посланием президент, по сути, открывает дверь в большую политику для всех серьезных игроков. Глава государства свой шаг по формированию современной политической системы сделал. Теперь - очередь за политическим классом.