Илья Галинский: Смысловые оценки территориального распада Молдавии
ИА REGNUM публикует доклад директора Института истории, государства и права Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко
Смысловые оценки территориального распада Советской Молдавии, государственного строительства Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики в контексте региональной геополитики
Распад Советской Молдавии (МССР), как преддверие распада СССР, фактически начался еще в 1988-89-х годах с активной этнополитизации молдавского общества и тогдашней партийной номенклатуры, под лозунгами румынизации общества, со смысловой, духовной войны, с разрушения целостной государственной интернациональной идеологии тогдашнего единого государства - Советского Союза. Националистическими силами, выступающими за объединение республики с Румынией, была предпринята массированная смысловая атака на существующие советские смысловые мировоззренческие поля. В общество были вброшены громадные массивы новых смысловых понятий: тезисы об идентичности молдавской и румынской наций, молдавского и румынского языков, необходимости перехода к латинской транскрипции, скорейшего выхода Молдавии из состава СССР и ее объединения с Румынией.
Подтекст новых общественно-государственных смыслов был предельно ясен: "Один язык - один народ!", "Мы румыны - и точка!", "Русские оккупанты - убирайтесь домой!", "Чемодан - вокзал - Россия!". Суть таких "новаций", скорее всего, лежит в плоскости сознания, на что обратили внимание российский ученый
Пытаясь добраться до сути проблемы, необходимо помнить, что к моменту распада Советского Союза и обретения Молдовой независимости, она фактически не имела исторического опыта государственного строительства. С 1812 г. территория Молдавии (Бессарабии) периодически находилась под юрисдикцией то России (СССР), то Румынии, а созданная впоследствии Молдавская ССР была искусственно слеплена из двух самостоятельных субъектов: собственно Бессарабии (Молдовы) и Приднестровья (Молдавской АССР), которое исторически никогда не входило в состав ни Румынии (за исключением двух с половиной лет фашистcкой оккупации), ни в состав Молдавского княжества (до создания Молдавской ССР, Бессарабия находилась под румынской оккупацией всего однажды и в течение 22 лет (1918-1940 гг.), при этом СССР не признавал юрисдикции Румынии над этой территорией вплоть до ее возвращения - прим. ИА REGNUM). Различия между этими субъектами, всегда носили, прежде всего, цивилизационно-культурный, геополитический характер. Как следствие, у населения этих двух государственных субъектов сформировалось разное отношение к истории, культуре, языку, разные геополитические ориентации и предпочтения. Поэтому, когда в Советской Молдавии в конце 80-х годов прошлого века начался так называемый период национального возрождения, и значительная часть молдавской интеллигенции, особенно гуманитарной (учителя и преподаватели) и творческой (писатели и журналисты) потенциально превратилась в "румынскую", оказалось, что в республике так и не была сформирована единая гражданская нация, а жители Правобережья и население Левобережья Днестра имеют разные цивилизационные, политические и геополитические предпочтения, ценности, идеалы, ориентации.
Правда, следует уточнить, что далеко не все население правобережной Молдавии поддерживало национал-унионистские устремления представителей молдавской интеллигенции. Необходимо иметь в виду, что в двух крупнейших городах правобережной Молдавии - Кишиневе и Бельцах - преобладало, скажем так, русскоязычное население, юг Молдавии в значительной степени был населен гагаузами и болгарами, а север Молдавии - украинцами. Вместе с существенной частью собственно молдавского населения республики этот массив населения не стремился к выходу из состава СССР, цивилизационно, культурно, геополитически он больше ориентировался не на Запад и Румынию, а на Восток - Россию и Украину. Политически эти группы населения даже попытались консолидироваться, организационно дать отпор молдавским и румынским националистам. В ответ на создание в 1989 г. молдо-румынскими активистами "Народного Фронта" (председатель И. Хадыркэ) ими было образовано Интердвижение "Унитате-Единство" (председатель президиума А. Лисецкий), которое позиционировало себя как сторонника сохранения единого интернационального государства - Советского Союза, защитника всех жителей Молдавии, вне зависимости от их национальности. Однако, их надежды на то, что союзный центр решительно вмешается в складывающуюся общественно-взрывоопасную ситуацию и защитит их от агрессивного национализма и румынизма, не оправдались. Пытаясь не нарушать существующие законы и правила проведения общественных мероприятий, не находя в среде русскоязычных массовой поддержки и не проявляя движенческой боевитости, "Интердвижение" не смогло на равных конкурировать с "Народным Фронтом". Политической инициативой в республике надолго завладели сторонники выхода Молдавии из СССР, провозглашения независимого молдавского национального государства, с последующим вхождением в состав матери-Родины Румынии.
Очень важно понять, и это может быть самое главное, что политической реальностью Советской Молдавии конца 80-х годов ХХ в., становится румынская направленность тогдашнего "молдавского интеллигентского национализма", опирающегося в своей идеологической и политической деятельности на базовую максиму, что, мол, Советская Молдавия - это во многом искусственное образование, неудачный "румыно-славянский эксперимент". Важнейшими смысловыми действами этого периода стали: утверждение в Молдавии государственным молдавского (румынского) языка и перевод его на латинскую графику, во многом общерумынской национально-государственной символики, массовое, практически всеобщее, переименование улиц молдавских городов и сел, замена прежних названий (в основном русских) на румынские (бессарабские). Тем самым уничтожалась историческая память принадлежности к России, Советскому Союзу. На митингах "фронтистов" (активистов "Народного Фронта") самыми популярными становятся лозунги: "Долой границу, разделяющую румынский народ!", "Пробуждайся румын!"
6 мая 1990 г. на мосту, через реку Прут, молдавскими и румынскими унионистами была проведена масшабная акция под названием "Мост цветов", которая должна была символизировать установление особых дружеских, братских отношений между Молдовой и Румынией и стать прелюдией к объединению Молдавской ССР и Румынии. В данном контексте следует признать, что этнический барьер между бессарабскими молдаванами и румынами, и на это обращали внимание многие ученые и политики, практически всегда был малозаметен, а по сути, отсутствовал. Как писал в те годы молдавский поэт В. Барда "еще два года назад некоторые верили, что они - просто молдаване. Сегодня они сознают, что они - румыны. Возможно, мы в большей степени националисты, чем румыны, потому что мы были оккупированы". Об этом же, фактически говорил в свое время и первый секретарь ЦК КПМ
В этих новых политических условиях, молдавское "фронтистское" национальное движение, возникшее как движение "прочь из СССР" все больше превращается в движение в сторону Румынии. В союзе с национальной партийной номенклатурой оно фактически берет курс на румынизацию общества. Основным лозунгом этого курса становится непризнание пакта
Курс на выход Молдавии из Советского Союза и реинтеграцию в состав Румынии, часто приобретал, скажем так, радикальный формат, дополнялся агрессивным сопровождением и отказом от всяких форм компромисса. Это стало проявляться в открытых угрозах в адрес русскоязычного населения, восприятии его как "оккупантов", навязавших Молдове советскую власть, в вытеснении его из управленческой, образовательно-научной, культурной и информационной среды. Националистическое политическое руководство Молдавии запрещает проводить на своей территории 17 марта 1991 года референдум о сохранении СССР (Президент Мирча Снегур в данной связи заявил, что нельзя допустить, чтобы русское меньшинство участвовало в решении судьбы молдаван), категорически осуждает так называемый путч ГКЧП и всех политиков, его поддержавших, и 27 августа 1991 г. провозглашает независимость Республики Молдова.
Особенность "молдавской ситуации" состоит еще и в том, что перед значительной частью населения Молдовы, в основном русскоязычной, возникла реальная угроза полного отрыва от своей ментальной родины - СССР - России, превращения в бесправное меньшинство в чужом и даже "враждебном" государстве. Что, естественно, не могло не вызвать с их стороны крайне негативного восприятия нового национального государства и новой молдо-унионистской правящей верхушки. Но если, в самой правобережной Молдове, только компактно проживающим гагаузам, находящимся под Дамокловым мечом этой угрозы, удалось, в результате ожесточенного сопротивления, пусть и в малой степени, но добиться защиты своих прав и определенного уровня национального самоопределения (создания Гагаузской Республики "Гагауз Ери"), то Приднестровье (Левобережная Молдавия), населенное в основном русскими, украинцами и русскоязычными молдаванами, в полной мере воспользовалось незаконным выходом Молдавии из Советского Союза (с грубыми нарушениями Закона СССР от 3 апреля 1990 года "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР"), своим законным правом на самоопределение народа и образование самостоятельного государства - провозгласив создание Приднестровской Молдавской Республики.
В данном контексте нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что молдавский фактор всегда играл особую роль во внутренней и внешней политике Румынии. Политический класс Румынии, сформировавшийся после "революции" 1989 года, воспринимал Молдавию (Бессарабию) как утраченную румынскую провинцию, и вынашивал планы объединения Молдавии с Румынией по образцу 1918 года, возврату Молдавии (Бессарабии) "стране-матери Румынии". Фактически, как мы уже отмечали, это было отражением стремления к поглощению Молдавии, основанного на этническом родстве, даже сходстве молдаван и румын и лингвистической идентичности их языков. Более того, "бессарабский вопрос" важен был для Румынии, в том числе и в плане заявки на региональное лидерство, противостояния России, в силу чего призывы румынского политического класса к объединению всегда сопровождались поддержкой в Молдавии (Молдове) наиболее русофобских сил. Не случайно именно Румыния стала первой страной, которая в августе 1991 года признала независимость Молдавии и установила с ней безвизовый режим пересечения границы. В решении румынского парламента от 3 сентября 1991 года говорилось, что Румыния готова оказать поддержку парламенту, президенту и правительству Молдавии в "преодолении последствий пакта Молотова - Риббентропа". Вне всякого сомнения, это было демонстрацией намерений по объединению двух стран.
Однако, несмотря на явную тенденцию к соединению двух стран, Румынии и Молдовы в одно государство, по ряду, в первую очередь, субъективных причин, это объединение не состоялось. Прежде всего, как утверждает румынский дипломат
Более того, некоторые политики утверждают, что это объединение могло произойти еще в 1990 году. Как вспоминает бывший руководитель пресс-службы Министерства национальной обороны Румынии, доктор военных наук
В свою очередь, политическое руководство Румынии, осознав невозможность на том этапе объединения с Молдовой, разработало стратегию так называемого конструктивного взаимодействия двух государств для формирования предпосылок к максимально возможному в перспективе политическому сближению (объединению). В этих целях, Румыния стала оказывать целенаправленную поддержку и финансировать в Молдове образовательные программы, деятельность неправительственных организаций и неканонической "Бессарабской митрополии" Румынского патриархата, проводить политику упрощенного принятия населением Молдовы румынского гражданства. Работая на перспективу, правительство Румынии начало выделять по 5 тысяч стипендий ежегодно, для обучения молодых людей из Молдовы в учебных заведениях Румынии, прекрасно понимая, что пройдя курс идеологического и политического воспитания в духе румынских национальных ценностей, молодежь эта, в своем большинстве, станет надеждой и опорой в процессе будущего политического объединения двух государств.
Совершенно иная общественно-политическая ситуация складывалась в конце 80-х годов ХХ века на Левобережье Днестра, на территории бывшей Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (Приднестровья), где русская культура и российское присутствие имеют глубокие исторические корни. На протяжении всего XVIII века на эту территорию мигрирует духовно-культурная элита Русской православной церкви. Население Приднестровья, представляющее в большой степени потомков русских переселенцев, солдат и офицеров Суворовской армии, которые вместе с генералиссимусом
Мы уже отмечали, что образованная в 1940 году волевым, "сталинским" путем Молдавская ССР, была искусственно слеплена из Бессарабии (Молдавии) и МАССР. Присоединение Бессарабии к МАССР и "образование" Молдавской ССР преследовало исключительно геополитические цели. Ее юридические основы, как и нынешние границы, явились следствием волюнтаризма внешних геополитических факторов, действовавших десятилетиями и не имевших ничего общего с волеизъявлением молдавского народа. Будучи образованной, она во многом так и оставалась разделенной, причем, не столько рекой Днестр, которая издревле выступает своеобразной геополитической границей между Западом и Востоком, сколько, и это определяющее, разделенной историей, культурой, ментальными ценностями, геополитическими симпатиями населения. И если публично, в условиях жесткого советского политического режима, эти духовные и ментальные смыслы как бы "спали", то во вновь создаваемых общественно-политических условиях конца 80-х - начала 90-х годов прошлого столетия, в атмосфере нарастающего молдавского национализма и румынизма, эти спящие смыслы (принадлежность к российской цивилизации, к Русскому миру, евразийская геополитическая ориентация) очнувшись от "летаргического сна" заработали на полную силу, превратились в движущую общественно-политическую силу. Именно данные смысловые максимы стали опорными точками в борьбе жителей Приднестровья - приднестровского народа, против набирающего в Молдове силу агрессивного унионизма, вытеснения из государственной сферы деятельности русского языка, ущемления своих прав, за свое культурное и политическое самоопределение. Иными словами, рассматривая процессы этнополитизации и румынизации тогдашнего молдавского общества как угрозу собственному жизненному укладу, население Левобережья - Приднестровья решительно выступило в поддержку своих базовых ценностей, за собственный путь общественного и государственного строительства.
Фактически впервые, еще в условиях СССР, отстранив от управления обществом партийных и советских государственных чиновников, приднестровцы демократическим путем создают две уникальные организации - Объединенный Совет Трудовых Коллективов и выборный орган - Съезд депутатов Приднестровья всех уровней, как коллективные органы, выражающие интересы и волю приднестровского народа. Именно ОСТК и Съезд депутатов Приднестровья всех уровней стали центрами борьбы приднестровцев за сохранение русского языка, инициаторами проведения массовых рабочих забастовок в поддержку русского языка, местных референдумов по вопросу образования независимого приднестровского государства. Из 472 тысяч приднестровцев, внесенных в списки избирателей, в референдумах приняло участие 370 тысяч, или 79%. Из них за образование независимого приднестровского государства высказались 95,8%, или 75,3% избирателей, внесенных в списки. Результатом этого стало образование 2 сентября 1990 года в составе Советского Союза, Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики.
Образование нового приднестровского государства вызвало всплеск негативных эмоций и ненависти на правом берегу, в националистической прорумынской Молдове. Редактор газеты "Литература ши арта", рупора "Народного Фронта" Молдовы,
Идентифицируя единое государство - СССР, как свою страну - "Большую Россию", не мысля себя вне ее географического и политического пространства, абсолютное большинство приднестровцев 17 марта 1991 года приняли активное участие во Всесоюзном референдуме по вопросу сохранения Советского Союза. В Протоколе Центральной республиканской комиссии референдума СССР от 18 марта 1991 года записано: в списки для тайного голосования занесено 491 171 человек, число граждан, принявших участие в голосовании - 411 411 человек, число граждан, ответивших "ДА" - 402 859 человек. Своим голосованием приднестровское население еще раз продемонстрировало всем свои цивилизационные ценности и геополитические приоритеты. Рассматривая провозглашение независимого приднестровского государства, как вынужденный шаг в условиях необходимости защиты своего населения от национал-унионистской политики молдавских властей, политическое руководство Приднестровья предприняло ряд шагов для признания своего государства республикой, в составе СССР. Однако, не получив решающей поддержки от тогдашнего президента СССР Михаила Горбачева, было вынуждено апеллировать к международному праву, к законности реализованной приднестровским народом процедуры самоопределения, при одновременной выработке стратегического курса на максимальное сближение и вхождение во все возможные структуры и сферы жизнедеятельности сначала Советского Союза, а затем Российской Федерации.
В свою очередь, понимая, что Приднестровье с каждым днем отдаляется от Молдовы, успешно учится жить самостоятельно как независимое государство, в большой степени как второе русское (российское) государство, политический класс Республики Молдова в лице ее лидеров - президента, премьера, председателя парламента - в тайне начали разрабатывать планы по наведению в Приднестровье "конституционного порядка". На самом деле - готовили против Приднестровья военную агрессию, с тем, чтобы ликвидировать этот, по их выражению, очаг сепаратизма, уничтожить независимое приднестровское государство. Война, развязанная ими в марте-июне 1992 года, в ходе которой Румыния оказала Молдове существенную военную помощь, и в результате которой погибли тысячи молдаван, русских, украинцев и представителей других национальностей, вопреки прогнозам молдавских горе-стратегов, не привела к "гибели марионеточного российского режима" (именно такую смысловую характеристику давали Приднестровью националистические политики Молдовы). Наоборот, война сплотила приднестровский народ в защите своей государственности, еще больше сдружила русских, молдаван и украинцев, выступивших единым целым и составляющих костяк приднестровского народа. Пожалуй, именно война 1992 года, стала некой точкой невозврата к ситуации до 2 сентября 1990 года (образования ПМР), укрепила приднестровцев в понимании, что главным их завоеванием и ценностью является независимое государство - Приднестровская Молдавская Республика, стоящее на защите их интересов и чаяний. На практике это означало, что территориальный распад Советской Молдавии, и ее продолжателя - Республики Молдова, принял необратимый характер. С этого временного этапа Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика стали развиваться, в соответствии с собственной логикой государственного строительства.
Вместе с тем, чрезвычайно важным является выяснение того, какую линию геополитического поведения, в условиях нарастающего распада Советской Молдавии, государственного институциирования Приднестровской Молдавской Республики и государственного строительства Республики Молдова, выбрали для себя политический класс Украины и политическая элита позднего Советского Союза, а затем Российской Федерации.
Анализируя тогдашнюю геополитическую позицию украинской стороны на данном направлении, в контексте государственного самоопределения Молдовы и Приднестровья, можно с уверенностью утверждать, что в начальный период дезинтеграции Советской Молдавии, у украинского политического руководства появился соблазн поддержать политическое самоопределение Приднестровья, памятуя о том, что его территория - это бывшая юридически законная территория Украины - МАССР. Однако с начала 90-х годов прошлого столетия Украина все больше начинает оказывать поддержку правящему классу Республики Молдова в его стремлении реинтегрировать Приднестровье в состав Молдовы, но при сохранении у Приднестровья определенного политического статуса и защиты там прав и интересов украиноязычных приднестровцев, которые составляют около одной трети его населения. Данную позицию можно объяснить тем, что Украина очень болезненно восприняла сам процесс дробления Молдавии-Молдовы, который, по мнению украинских политиков, мог легко перекинуться на саму Украину, подняв проблемы Крыма, Новороссии, русскоговорящих Восточных регионов Украины, граничащих с Россией, русинских территорий, Закарпатья и пр. Иными словами, украинские политики были напуганы тем, что в результате возможной поддержки Приднестровья, как независимого государства, от Украины могут потребовать пересмотра границ с Молдовой, Румынией, Венгрией, Польшей, Россией, в результате чего Украина потеряет значительно больше, чем приобретет, если даже присоединит к себе Приднестровье. Данный подход, гарантирующий Молдове "суверенитет и территориальную целостность", стал определяющим в политике Украины в отношении Приднестровья на протяжении всех девяностых годов. При этом политическое руководство Украины, в лице министерства иностранных дел и представителя президента Украины по приднестровскому урегулированию, достаточно активно участвовало в самом процессе молдо-приднестровского урегулирования, во всех переговорных форматах, инициируя проведение различных по статусу, форумов и встреч сторон конфликта по нормализации отношений между Молдовой и Приднестровьем. Вместе с тем, анализ этой деятельности показывает, что с каждым годом политика Украины в отношении независимого Приднестровья лишь ужесточалась. Немаловажную роль в этом сыграла позиция, занятая
Что же касается, собственно, российских геополитических интересов на молдо-приднестровском направлении и того, как повлияла политика России на государственное строительство, реализуемое на двух берегах Днестра в 90-е годы прошлого века, на взаимоотношения Молдовы и Приднестровья, необходимо еще раз напомнить, что процесс самоопределения этих двух субъектов начался в условиях позднего Советского Союза. И может быть, если бы политика тогдашнего президента Горбачева была более адекватной, и исходила из базовых национальных интересов страны, политическая судьба народов, проживающих как в Молдавии (Молдове), так и в Приднестровье, сложилась бы несколько иначе. Однако, Горбачев, не понимая всей серьезности складывающейся в Советской Молдавии общественно-политической ситуации, попытался умиротворить молдавских национал-унионистов благожелательной миротворческой риторикой с одной стороны, а с другой стороны, на словах поддерживая борьбу приднестровцев за свои права, пытался не допустить отделения Приднестровья от Молдавии (Молдовы). Однако, такая "страусиная" политика не устраивала ни одну из сторон конфликта.
Разумеется, в протекающих тогда "революционных" общественно-политических процессах президент СССР мог бы одним свои указом расставить все точки над "i". Скажем, признать Приднестровье союзной республикой в составе СССР, исходя из результатов всенародного референдума, и тем самым поддержать выраженную демократическим путем волю приднестровского народа, а в последующем признать и в качестве независимого государства. В условиях центробежного разбегания национальных республик тех лет, это, возможно, был единственно правильный выбор. Однако, Горбачеву, видимо, не хватило политической мудрости и решимости. В результате чего ситуация в данном регионе вышла из-под союзного контроля и начала развиваться по закону демократического выбора народа.
Несомненно, очень серьезное влияние на развитие политических процессов 80-90-х годов ХХ столетия в данном регионе, оказала дислокация в Приднестровье советской 14-й армии, в которой большинство личного состава, как офицеров, так и солдат, было местными жителями-приднестровцами. Они, как и все приднестровцы, не хотели жить в условиях молдавского национал-унионизма, выступали против объединения Молдовы и Румынии. Не случайно и то, что 14-я армия в 1991-1992-х годах начала переход под юрисдикцию Приднестровья. И если бы не популистское вмешательство генерала
Размышляя о структуре геополитического и национального интереса России 90-х годов ХХ в. на молдо-приднестровском направлении, следует выделить, по крайне мере, четыре составляющие его проблемы, к которым Россия не могла быть равнодушной, а именно: проблема защиты российских соотечественников и граждан России, расширение
Таким образом, мы можем констатировать, что территориальный распад Советской Молдавии был предопределен, как историческими, культурными, этнополитическими, так и геополитическими причинами. Эти же причины лежали в основе самостоятельного государственного строительства Республики Молдова и Приднестровской Молдавской Республики.