Политолог: Украинская экономика умирает
"Непонятно только, что на Украине произойдёт раньше: окончательная смерть экономики и развал неадекватной политической системы или социальный взрыв, уничтожающий неадекватную политическую систему", - заявил 26 ноября корреспонденту ИА REGNUM украинский политолог
"Договорённости с "Газпромом" для Белоруссии, безусловно, выгодны, - сказал политолог. - Во-первых, будет увеличена пропускная способность белорусской ГТС. Хоть сама труба уже принадлежит "Газпрому", но политическое значение территории, через которую идёт газовый транзит, напрямую зависит от объёмов этого транзита".
"Кроме того, в модернизации трубы в любом случае будут задействованы белорусские предприятия - это и прибыль, и платежи в бюджет, и новые рабочие места. Для страны с населением в 9,5 млн объём инвестиций свыше $3 млрд - это немало", - добавил эксперт, оценивая итоги визита главы ОАО "Газпром" в Белоруссию.
"Во-вторых, это усилит позиции Белоруссии на переговорах с Польшей, - продолжил Ищенко. - Поляки давно кусают себе локти из-за того, что отказались от прокладки по своей территории второй ветки газопровода "Ямал-Европа". Теперь этот промах можно частично компенсировать. Ведь если пропускная способность белорусской трубы станет больше, то и по польской территории надо будет транспортировать больше газа". "Если Варшава проявит достаточно такта и практицизма в отношениях с Москвой и Минском, нельзя исключить, что и ей что-то перепадёт, - продолжил Ищенко. - Так что Белоруссия получает сильную позицию на переговорах с Польшей по любому вопросу, поскольку призрак газового сотрудничества обязательно будет учитываться польской стороной".
По мнению украинского аналитика, судьбы украинской ГТС "почти решена". В частности, он отметил: "Строительство "Южного потока" начато. Его и сейчас-то трудно остановить, а через год-полтора будет пройдена точка возврата, когда станет понятно, что газопровод заработает на полную проектную мощность - т.е. будут протянуты все нитки, а это свыше 60 млрд кубов газа в год. Алексеем Миллером было сделано заявление о намерении инвестировать ещё несколько миллиардов долларов в две дополнительные нитки "Северного потока", с перспективой продления газопровода до Британии, с ответвлением в Скандинавию. Плюс расширение возможностей белорусской трубы. В сумме это уже с лихвой перекрывает весь украинский транзит".
Ищенко отметил также: "Не надо забывать, что все потоки и белорусская труба - собственность "Газпрома", и их он будет наполнять газом в первую очередь, т.к. надо оправдать инвестиции и начать зарабатывать. А украинская труба - всё ещё "национальное достояние". Ну и какое дело "Газпрому" до чужого "национального достояния"? Между тем предел, за которым украинская труба становится нерентабельной (то есть сам факт её существования ввергает государство в расходы) наступает в тот момент, когда транзит газа через Украину падает до 35-40 млрд кубов в год. Мы уже очень близки к этому пределу".
По мнению украинского эксперта, разница в ценах на импортируемый российский газ с очевидностью указывает на уязвимое место украинской экономики: "Если говорить об экономике и конкурентоспособности, то за последние два года диспаритет цен уже так на них отразился, что скоро не на чем будет отражаться, - сказал Ищенко. - Экономика умирает. В бюджете дыра, которую нечем заткнуть, поскольку уже даже кредиты никто не даёт. Финансовая система разбалансирована настолько, что на прошлой неделе
Как сообщало ИА REGNUM, глава ОАО "Газпром" Алексей Миллер 22 ноября в Минске заявил: "Газпром" планирует в 2012 году поставить в Белоруссию 22 млрд куб.м газа и направить транзитом через территорию республики 44,5 млрд куб м газа (что обойдётся "Газпрому примерно в $570 млн), а в дальнейшем увеличить объемы транзита российского газа через Белоруссию на 30% (т.е. почти на 15 млрд кубометров) и полностью загрузить транзитную инфраструктуру, инвестировать около $3 млрд в модернизацию и создание новых мощностей для транзита газа через территорию республики, а также в увеличение мощности белорусских подземных хранилищ природного газа. Кроме того, "Газпром" намерен реализовать в Белоруссии проект по широкому внедрению газомоторного топлива, построить в Минске большой многофункциональный комплекс для своей компании и направить большие средства в модернизацию инфраструктуры Минска, в частности - в строительство дорожной развязки, реконструкцию автовокзала "Московский" (который до этого власти Белоруссии пытались реконструировать самостоятельно). При этом стоимость российского газа для НАК "