Андрей Сафонов: Рогозин в Молдавии и Приднестровье: вопросы без ответов
Итоги состоявшегося 16-17 ноября визита вице-премьера правительства России, специального представителя президента РФ
Вопросы без ответов
Визит вице-премьера российского правительства, специального представителя президента Российской Федерации и куратора оборонно-промышленного комплекса (ОПК) РФ Дмитрия Рогозина в Молдавию и Приднестровье завершён.
Анализируя эту поездку, можно задать лишь один вопрос: в чём был её смысл, коль скоро реальных результатов фактически нет?
В апреле 2012 года Дмитрий Рогозин уже совершал широко освещавшийся в СМИ и привлекавший внимание самых различных политиков и экспертов визит в РМ и ПМР. В ходе переговоров и заявлений, имевших место тогда, были выданы различные авансы. Логически рассуждая, можно было предположить, что ноябрьский приезд будет означать развитие тогдашних инициатив и появление новых, а также решение назревших вопросов, что означало бы знак: Россия "сосредоточилась" и перешла к самостоятельным шагам на берегах Днестра.
Но визит 16-17 ноября не выглядит ни прорывом в будущее, ни откатом в прошлое. Он просто не влечёт конкретных результатов. Вопросы остались без ответов.
Пять пунктов по итогам визита
Во-первых, ранее депутат Государственной думы РФ
Во-вторых, в последнее время шла речь о качественном усилении российской миротворческой группировки в ПМР. В частности, говорилось о невозможности вывода из Приднестровья российских войск и вывоза вооружений, а также о восстановлении эскадрильи боевых вертолётов ВВС РФ. И это обойдено молчанием. Фраза Дмитрия Рогозина о том, что "здесь находится не партизанский отряд, а формирования Вооруженных сил Российской Федерации, которые проходят через реформу, обновление, поэтому это обновление коснется и нашего вооруженного контингента, поддерживающего мир и безопасность, а также обеспечивает сохранность вооружений и военной специальной техники на складах в Колбасном", ясность не вносит.
В-третьих, крайне важным для ПМР является открытие не зависящего от воли Кишинёва Бюро специального представителя президента РФ по Приднестровью, которое, размещаясь в республике на постоянной основе и с постоянным штатом, давало бы в Москву непрерывный поток информации. И здесь - молчание. Между тем, без такого Бюро и Москва, и сам Дмитрий Рогозин рискуют подвергнуться информационным манипуляциям со стороны власть имущих в Кишинёве и Тирасполе.
В-четвёртых, вызывает крайнее удивление закрытость программы визита, особенно брифинга Дмитрия Рогозина и Евгения Шевчука в Бендерах, для СМИ и общественно-политических формирований ПМР. Я это отношу не к позиции московского гостя, а к той целенаправленной политике закрытости от гражданского общества, которую проводят те, кто пришёл к власти в ПМР почти год назад. На брифинг были допущены только жёстко контролируемые администрацией президента ПМР масс-медиа. Это - откровенно и демонстративно антидемократический жест. Кроме того, в апреле у Дмитрия Рогозина была встреча с общественниками ПМР, которые, во многом держа на своих плечах независимость Приднестровья, вправе в разговоре лицом к лицу обменяться мнениями о ситуации и перспективах её развития с российским союзником. Этого не случилось. В этой связи я в очередной раз высказываю сомнение, что информация для России о ситуации на Днестре от приднестровской правящей группы, прославившейся кардинальными уступками Кишинёву в духе
В-пятых, по словам Дмитрия Рогозина, "несколько месяцев тому назад Евгений Васильевич обратился с просьбой об оказании некой экономической экспертизы стратегии развития региона". Слово "некой" в устах филолога по своему образованию Дмитрия Рогозина порождает впечатление какой-то неопределённости, даже несерьёзности такой "просьбы". И на то есть свои основания: Евгений Шевчук был год назад единственным из 6 кандидатов в президенты ПМР, который шёл во власть, вообще не имея предвыборной программы реформ! К моменту приезда Дмитрия Рогозина она так и не появилась - иначе он бы её опубликовал. Ситуативные наработки правительства ПМР - не в счёт. Но были программы других кандидатов, предложения экспертов, которые направили свои наработки в администрацию президента ПМР по её же просьбе. И вот теперь напрашивается вывод, что стратегии экономического развития ПМР по-прежнему нет. И, что уже не секрет даже для сторонников действующего президента ПМР, у Евгения Шевчука до сих пор нет серьёзной команды, которая могла бы проводить серьёзные реформы.
В этой ситуации Дмитрия Рогозин произнёс далее слова, которые произвели эффект разорвавшейся бомбы.
Десять тысяч лет Председателю МаУ!
Итак, спецпред
Кто такой Владимир Александрович Мау? Откроем СМИ, в том числе "Википедию", и прочтём: это - "российский учёный-экономист, политический деятель, близкий к Е. Т. Гайдару и А. Б. Чубайсу". Полный... абзац!
И далее даются некоторые из этапов большого пути нашего героя: "В 1991-1992 годах - заведующий лабораторией Института экономической политики Академии народного хозяйства. Институт возглавлял Егор Тимурович Гайдар. В 1992 году - советник и. о. председателя правительства Российской Федерации Егора Тимуровича Гайдара. В 1993-1994 годах - советник первого заместителя председателя правительства Российской Федерации Е. Т. Гайдара". В 2008 году Владимир Мау безуспешно пытался баллотироваться в члены-корреспонденты
"Что касается обсуждения конкретных кандидатур, то, по сути, всего две оказались в центре внимания участников собрания. Это, прежде всего, Владимир Мау, который претендовал на звание члена-корреспондента. Представлявшему его академику - секретарю Отделения общественных наук
А вот что добавил к этому "Коммерсант": "В зале уже звучали обвинения в адрес ректора АНХ Владимира Мау: "Хотелось бы напомнить, что господин Мау когда-то оправдывал шоковую терапию и приватизацию и вообще был правой рукой
Так вот: мало того, что у президента ПМР и его окружения нет стратегии экономического развития страны, нет команды управленцев-профессионалов, так ещё не хватает для полного счастья вертеть стол, вызывать "призраки лихих 90-х". Владимир Мау значится на сайте ещё одного "призрака" -
Впрочем, имя соратника "Тимурыча и его команды" могло появиться здесь не случайно. Полностью контролируемое президентом ПМР Евгением Шевчуком правительство
Вывод: Приднестровью нужны реформы, которые сохранят технический, технологический, кадровый и демографический потенциал республики, а не шаманские пляски смерти либеральных авантюристов.
"Разводка" по-кишинёвски
Не дала реальных успехов и молдавская часть визита. Прежде всего, в руководстве РМ со своеобразным юмором отнеслись к заявлениям из Москвы накануне визита. Так, 3 ноября РИА "Новости" сообщило, что Дмитрий Рогозин назвал "главной целью своей предстоящей в середине ноября поездки в Молдавию достижение договоренности об открытии двух российских консульств в Приднестровье... Рогозин подчеркнул, что Россия уважает целостность Республики Молдавия и хочет открыть консульство в тех двух населенных пунктах, где проживает наибольшее количество граждан России: Тирасполе и Бельцах".
Не успели приднестровцы задохнуться от ликования, узнав о том, что Бельцы, оказывается, втайне от всего мира успели присоединиться к ПМР, как Кишинёв по-своему отреагировал на эту "географическую новость": консульство в Бельцах вроде бы разрешил открыть, а в Тирасполе - точно нет. И то сказать: зачем приднестровцам консульство в столице Приднестровья, если Бельцы и так в их владениях?..
Тем самым возобладала демонстративно нагло изложенная недавно позиция Бухареста, когда шеф тамошнего МИДа
Кишинёв откровенно "разводил" российскую делегацию, показывал, что Москва - не главный партнёр РМ. Достаточно сказать, что, как отметили СМИ, после того, как Рогозин побеседовал с премьером РМ Владом Филатом на тему открытия российского консульства, а президент-унионист
Вот ещё один интересный факт. 16 ноября, когда премьер Филат в Кишинёве принимал Дмитрия Рогозина, президент РМ Николае Тимофти и спикер Парламента РМ
Комментарии излишни.
России и Приднестровью надо вести прямой диалог
Впрочем, сами россияне должны определиться в своих целях, в своей стратегии и тактике в бывшей МССР. На брифинге в Бендерах 17 ноября вице-премьер Дмитрий Рогозин сказал, что "22 ноября в рамках межмидовских консульских консультаций начнутся переговоры, официальный диалог по поводу генерального консульства России в Тирасполе". Кстати, для этого визит самого Дмитрия Рогозина в РМ и ПМР не требовался: МИД РФ ему не подчиняется. Зато вице-премьер сказал другое: он выразил надежду, что в Приднестровье "у России будет свое представительство, конечно, через генеральное консульство в Бендерах".
Так, где всё-таки у России должен быть главный дипломатический опорный пункт в ПМР: в Тирасполе, Бендерах или даже в Бельцах?
Но даже не это главное. Даже с точки зрения чистой дипломатии трудно в обстановке власти в РМ откровенно антироссийских и антиприднестровских сил логично объяснить, что может дать России подход, сформулированный на брифинге 17 ноября Дмитрием Рогозиным относительно российско-приднестровских контактов: "Будем и дальше приезжать, будут приезжать наши эксперты, члены правительства, эксперты правительственных структур, министерств и ведомств, оказывать необходимую консультативную и экспертную помощь в плане аналитики, подготовки кадров для приднестровского региона. Еще раз хочу сказать, что мы это делаем открыто. Мы об этом информируем официальный Кишинев и считаем, что власти в Кишиневе должны быть также заинтересованы в том, чтобы на этом берегу Днестра было экономическое благополучие".
Увы, власти Кишинёва в этом абсолютно не заинтересованы. Именно с их подачи Запад стремится изолировать ПМР политически, дипломатически и экономически. Весь 2012 год переполнен примерами на сей счёт: задержки сырья для приднестровских предприятий, отказ в возобновлении движения пассажирских поездов через Приднестровье, блокада приднестровских банков, к которой с 1 ноября присоединился и
Вот почему наконец-то надо осознать: момент истины заключается в том, что контактировать с друзьями России надо, далеко не всегда спрашивая разрешения на это у её противников. ПМР - сознательный союзник Москвы, а не разменная монета для того, чтобы вовлечь официальный Кишинёв в российскую сферу влияния. За годы после распада СССР такие попытки успехом не увенчались. Впрочем, это тема отдельного разговора.
Дмитрий Рогозин абсолютно прав, когда критикует националистическую и прорумынскую политику нынешних властей РМ. Но нужен и следующий шаг: открытое и прямое развитие российско-приднестровских отношений по всем направлениям.