Обама и трансатлантическое единство с ЕС: новая колониальная война против экономического кризиса?
Опросы общественного мнения в государствах-членах
Здесь необходимо подчеркнуть, что в предвыборной кампании в США, как Обамы, так и Ромни, внешнеполитическая тематика стояла на втором плане, а тема Европы в последней играла вообще второстепенную роль. Об отношениях с Европой в предвыборных программах кандидатов речь практически не шла. В этой связи знаменательно, что во время телевизионных дебатов кандидатов в президенты 24 октября, посвященных внешнеполитической тематике, тема Европы, за исключением кризисной Греции, не фигурировала вовсе.
И пока Обама воспользовался в среду 8 ноября несколькими часами после бессонной ночи, которые он посвятил сну, европейские эксперты, воспользовавшись преимуществом своего временного пояса, посвятили время размышлениям о судьбах трансатлантического сотрудничества. Теперь им больше нет нужды толковать политику Митта Ромни и разъяснять в Евросоюзе, что мир не закончится, если в США победит кандидат республиканцев. С этой точки зрения, переизбрание Барака Обамы - это хорошая новость для Европы касательно уже сложившихся трансатлантических отношений. Но победа Обамы также повышает и ожидания Европы в области трансатлантической политики. Как преемственная смена власти в Белом доме повлияет на трансатлантические отношения? Какова судьба трансатлантического единства? Идут ли Европа и США дальше в кризисном мире вместе или порознь? Таковы главные вопросы и названная дилемма действительно существует.
Европейские эксперты выражают различные мнения о перспективах второго срока президента США Барака Обамы в отношении трансатлантического вектора его политики. Показательно, что с переизбранием Обаму первым поздравил премьер-министр Великобритании
Пессимисты в оценке трансатлантических отношений говорят о перспективе отдаления партнеров - США и Евросоюза друг от друга. Оптимисты - о возможности достижения во второй срок Обамы соглашения между США и ЕС о свободной торговле. Глава Немецкого фонда Маршалла Крейг Кеннеди в этой связи заметил, что президент-демократ и Палата представителей Конгресса США с преобладанием республиканцев смогли бы заиметь общую позицию относительно соглашения о свободной торговле между США и ЕС, в пользу которого давно уже выступает в ЕС канцлер Германии
Противоположная точка зрения исходит из положения, что торговая политика двух центров Запада по отношению друг к другу по кризисной необходимости будет "жесткой", и это приведет к расширению уже существующего "атлантического рва". Во время избирательной кампании Ромни позиционировал себя протекционистом в области экономической политики. Защита внутреннего рынка США будет означать, что даже германские и европейские фирмы столкнутся с трудностями продажи своей продукции в США. Плохие социально-экономические условия в США и рост изоляционистских настроений приведут к тому, что американцы постараются переложить бремя военной политики на своих европейских союзников, что не может понравиться им. Сейчас ничто не мешает Обаме перейти на платформу Ромни и ужесточить торговые препоны на пути европейских товаров в США. Последние события с провалом сделки по созданию объединенного оборонного концерна в Европе демонстрируют, что "атлантический ров" между США и Европой лежит не только в сфере внешней торговли, но и в политике безопасности. В октябре 2012 года Великобритания выгодам участия в общеевропейском оборонном концерне предпочла все-таки военно-техническое сотрудничество с США.
"Пессимисты" полагают, что в стороне от Германии будет проходить и значимая для Европы американская внешняя политика по отношению к России. Особенно это касается американских планов развертывания стратегической противоракетной обороны в Европе.
И, наконец, в противовес "оптимистам" и "пессимистам" в оценках перспектив трансатлантической политики присутствует третья точка зрения - никаких существенных изменений во внешней политике США по отношению к Евросоюзу во второй президентский срок Обамы не произойдет, т. е. все останется по-прежнему. Сторонники этой точки зрения полагают, что для Обамы нет никаких причин для изменения политики США в отношении Европы после его переизбрания. Все останется по-старому, как в его первый срок. И это будет, сама по себе, уже хорошая политика, поскольку она в отличие от того, что ранее проделывал президент
Но в подобном подходе наступит момент, когда это рассуждение из области реалий перейдет в чистую риторику. Оценкой перспектив трансатлантического сотрудничества не ограничивается рассмотрение европейских внешнеполитических перспектив будущей политики Обамы. Европейские эксперты обращают внимание на сопряженность с европейской парадигмой аспектов внутренней политики Обамы. Основной мотив президентской кампании Обамы - это ведущая роль государства в преодолении кризисных явлений в американской экономике. Подобная постановка вопроса оказалась созвучна дебатам в Евросоюзе 2012 года об антикризисной политике ЕС. В аспекте критике американские мотивы избирательной кампании Обамы скорее ближе противникам Меркель с ее планом жесткой экономии. Обама выступает за государственные программы стимулирования экономики, а европейцы, в первую очередь немцы, видят выход в структурных реформах и режиме строгой экономии. Обама выступает за внутреннюю политику в традициях "нового курса"
Выступая в Джорджтаунском университете 14 апреля 2009 года, Барак Обама высказал следующий аргумент в пользу вмешательства государства в рыночные отношения: "Если все семьи и все фирмы в Америке одновременно урежут свои расходы, то денег тратить никто не будет, упадет число потребителей, что в свою очередь приведет к новым увольнениям и ситуация в экономике ухудшится еще сильнее. Вот поэтому правительству пришлось вмешаться и временно увеличить расходы, чтобы стимулировать спрос. Именно это мы сейчас и делаем". Похожие вещи после мая 2012 года публично стал произносить в Европе избранный президент Франции
Обама, в отличие от многих своих предшественников на посту президента Соединенных Штатов, не имеет никаких особенных личных связей с лидерами Европы. Поэтому вне конкретных трех названных сценариев развития трансатлантического сотрудничества следует ожидать в первой половине 2013 года официальный визит переизбранного на новый срок президента США Барака Обамы именно в Берлин. Роль для Обамы сдержанного арбитра внутриевропейских разногласий по ключевым проблемам кризисной стратегии ЕС - чем не очередное подтверждение лидерской позиции США в трансатлантическом сотрудничестве с Европой.