"Инициатива Генпрокуратуры Литвы, если она действительно имела место, выглядит весьма странно", - заявил 5 ноября корреспонденту ИА REGNUM генерал Владимир Усхопчик, комментируя сообщения о разосланных литовскими правоохранителями "опросниках" участниками событий 13 января 1991 года в Вильнюсе.

Согласно сообщениям в прессе, Генпрокуратура Литвы направила спецслужбам Белоруссии вопросы к участникам событий 13 января 1991 года в Вильнюсе, когда националистическая организация "Саюдис" устроила массовые беспорядки в столице Литовской ССР, ставшие причиной жертв среди обывателей, собравшихся около вильнюсского телецентра. На основании ответов проживающих в Белоруссии граждан России (возможно, также и граждан других стран) власти прибалтийской республики могут потребовать экстрадиции политических эмигрантов в Литву. Усхопчик заявил, что лично к нему и его знакомым подобных вопросов или уведомлений от белорусских госорганов не поступало. "Мне неизвестно, откуда эта информация в прессе, у российских изданий, - сказал генерал. - Я на вопросы нынешних властей Литвы ответил четыре года назад, когда они прислали запрос в Белоруссию. Меня вызвали в Генпрокуратуру Белоруссии и я несколько часов вынужден был давать исчерпывающие ответы на вопросы литовской стороны".

"Возможно, сейчас в прессе появилась недостоверная информация, - продолжил Усхопчик. - Но если Генпрокуратура Литвы действительно направляла такие вопросы, то, наверное, Генпрокуратуре Литвы надо показать свою работу. Суд над Альгирдасом Палецкисом был резонансным: свидетели утверждали, что "свои стреляли в своих", было много материалов опубликовано - о том, кто стрелял, откуда и т.д., как Запад участвовал в развале СССР. С этим судом власти Литвы не могли смириться. Возможно, нынешний запрос, если он имел место быть - реакция, последствия этого суда".

Напомним, 18 января Первый участковый суд Вильнюса вынес приговор по беспрецедентному делу "об отрицании советской оккупации" ("об отрицании агрессии Советского Союза"). Подсудимый - лидер Социалистического народного фронта Литвы Альгирдас Палецкис не отказался от своих утверждений о том, что 13 января 1991 года в Вильнюсе "как сейчас выясняется, свои стреляли в своих". Палецкис привёл в суд свидетелей, подтвердивших правомерность его суждений, а также представил суду письменные свидетельства - результаты экспертиз, показания очевидцев событий 13-14 января, мемуары "борцов за литовскую независимость". Впоследствии Генпрокуратура Литвы опротестовала данный приговор и Палецкис был наказан штрафом.

По мнению генерала Усхопчика, процедура ответов на вопросы Генпрокуратуры Литвы выглядит странно, т.к. предполагает добровольный, искренний и полный ответ, на что не все опрашиваемые могут согласиться. По его предположениям, сейчас в Белоруссии проживает несколько литовцев, являющихся свидетелями волнений в Литовской ССР 1991 года, однако гражданами каких стран они являются на данный момент и находятся ли сейчас в Белоруссии - ему неизвестно.

"На тему событий января 1991 года в Вильнюсе написано очень много, и я давал многочисленные интервью, в которых сообщил всё, что знал. Если литовцы или кто-то ещё действительно хотят получить весь спектр мнений по событиям января 1991 года в Вильнюсе, то в наше время, когда так развиты технологии коммуникации, это не является проблемой", - сказал Усхопчик.

Генерал признался, что ему неприятно вспоминать о том, как преподносили отдельные издания и политики события 13 января 1991 года в Вильнюсе. При этом он отметил: "Я не был самым большим военачальником или политиком - были офицеры старше меня и политическое руководство. Лично я сделал всё, что мог и считаю свои действия правильными: оружие не попало в плохие руки, как это произошло в Чечне. Потом было много лживых публикаций, где упоминали и моё имя. Мне оправдываться не за что - я поступил так, как считал нужным. Сегодня я считаю, что поступил тогда, в 1991 году, правильно. Если кто-то считает иначе - это его право. Генпрокуратура Литвы может присылать любые вопросы и заниматься чем угодно. Однако мне вся эта канитель вокруг событий января 1991 года в Вильнюсе уже порядком надоела".

Как сообщало ИА REGNUM, власти нынешней Литвы безуспешно добивались от Белоруссии выдачи Владимира Усхопчика, возлагая на него ответственность за гибель гражданских лиц около вильнюсского телецентра в ночь с 13-14 января 1991 года. Согласно распространённой в Литве версии, войска Советской Армии в январе 1991 года пытались захватить власть в провозгласившей независимость от СССР республике; Усхопчик как командир вильнюсского гарнизона несёт ответственность за гибель людей, вышедших на митинг в защиту литовской независимости и расстрелянных советскими военными. Официальный Вильнюс не смог предоставить властям Белоруссии удовлетворительных оснований необходимости выдачи Усхопчика. В настоящее время генерал проживает в Минске. В Литве, отмечают правозащитники, продолжается преследование участников событий 1991 года, не желавших выхода Литовской ССР из состава СССР, растёт количество политзаключённых (Валерий Иванов и др.). При этом официальный Вильнюс поддерживает прозападную оппозицию в Белоруссии, применяет санкции к официальному Минску и, кок считают политологи, стремится отвлечь внимание литовской общественности от внутренних проблем так же, как это делают власти Киргизии, добивающиеся выдачи бежавшего в Белоруссию Курманбека Бакиева.